Дорогая сердцу подборка аниме-сериалов, которые, надеемся, не попадут в список запрещённых для просмотра из-за градуса жестокости (в конце января суд в Петербурге рассмотрит иски, в которых содержатся ссылки аж на 49 аниме-проектов, среди которых «Тетрадь смерти» и «Эльфийская песнь», о них мы писали тут). Демоны, азартные игры на выживание, любовь, история, сталкинг.
«Дневник будущего» («Mirai nikki»), реж. Наото Хосода, Япония, 2011–2013
Представьте, что есть убийство, мотив, улики, но трупа нет. А на месте жертвы может оказаться кто угодно. Это игра на выживание, которую ради развлечения (чего ещё) организовал скучающий бог. 12 участников получают «дневники будущего» — разнообразные артефакты, благодаря которым можно отслеживать ближайшие события, планировать стратегию и обнаруживать других хозяев дневников. Главный персонаж, школьник Юкитэру, не трус, но и смелые, отчаянные поступки ему чужды, не лузер, но провалы верно шагают с ним под руку, не глупец, но в критической ситуации практически утрачивает способность мыслить здраво. Кажется, что Юки должен был первым сложить голову в этой борьбе, но его спасает… любовь. Сам того не ведая, герой завоевал сердце пугающей девушки, которая готова весь мир уничтожить (буквально), лишь бы спасти любимого. Такая опора, защита, поддержка — явное преимущество, но в то же время проклятие. Одержимость спутницы уже становится опасной не только для соперников Юки, но и для него самого. Игра в это время не останавливается, а участники придумывают всё более жестокие способы ликвидации обречённых на смерть.
Пленить это аниме может не только залихватским сюжетом — наблюдать за партиями, подставами, интригами и правда интересно, — но уже на поверхности считываются болевые точки японского общества (2013 год, а будто вчера). Секта, члены которой не могут влиться в общий ритм жизни, из-за чего чувствуют себя ущербными, отсталыми, лишёнными прав; жестокость школьников по отношению даже не к тихоням, а в целом к каждому; нарушенная и извращённая связь между родителями и детьми; эволюция романтических отношений, в которых секс уже не играет даже второстепенной роли, а на первый план выходит банальное желание сбежать от одиночества; эмоциональное самосожжение из-за работы, которая уничтожает и полностью опустошает.
«Человек-дьявол: плакса» («Devilman: Crybaby»), реж. Масааки Юаса, Япония, 2018
Привет из библиотеки Netflix. Первое, что нужно будет сделать, — привыкнуть к рисовке этого аниме, она сильно отличается от классической, вернее, массовой. А после того как первые 15 минут окажутся позади, сюжет уже не выпустит вас из своих когтистых лап. Акиро Фудо и Рё Асуко — Инь и Янь. Разницу между молодыми людьми художники подчёркивают ещё и при помощи кисти: Акиро — тёмненький, замкнутый и скромный, Рё — светлый, стремительный, живущий на больших скоростях. В один из дней школьник Акиро вступается за девушку, в которую безумно влюблён. Рэперы-хулиганы, естественно, благородный гнев и угрозы юноши всерьёз не принимают. И в самый критический (и унизительный) момент к месту «стрелки» на гоночной машине подъезжает Асуко. Он разгоняет шайку (битмейкеров), а дорогого друга без лишних объяснений увозит на вечеринку, где люди сковывают себя крепкими узами с демоническим отродьем. Уже на этапе аперитива в скромного Рё вселяется могущественный странник из ада, но на удивление парень смог покорить «соседа» по телу и стал «Человеком-дьяволом». Теперь, с приобретёнными силами, двое друзей отправляются в рейд, цель которого — изгнать обратно в Преисподнюю всех демонов, своевольно и вопиюще нагло оскверняющих мир людей.
Это аниме — новое прочтение одноимённой манги 70-х Го Нагайа. Именно этот художник одним из первых начал включать в повествование радикально откровенные сцены, содомию, разврат и так далее. На одной странице герои вступали в фантастические схватки, а на следующей красовалось практически графическое порно. Жестокость в этом сюжете, конечно, верная подруга секса. А так как новая адаптация никак не скована цензурными телевизионными цепями, то в этот раз удалось выплеснуть на экран практически весь спектр извращений, кромсаний и изощрённых казней. Но ошибкой было бы думать, что именно эта свобода — главное преимущество аниме. Вышеописанные сцены — лишь обрамление для сюжета, в котором человек с силой дьявола и сердцем плаксы вершит правосудие.
«Императорская наложница» («Tong ling fei»), реж. Ли Хаолин, Китай, 2018–2019
Китайское аниме в нашем списке. Юнси всегда отличалась бунтарским характером и неугомонной энергией. Дочь министра впала в немилость семьи из-за своего дара: девушка свободно общается с духами и гостями из потустороннего мира. Сначала её отправляют жить на отдалённую гору, а после и вовсе выдают против воли замуж, чтобы сберечь честь фамилии. Супруг девушки от союза и сам не в восторге, так как сердце его принадлежит совсем другой избраннице. Юнси придётся научиться выживать в холодном доме, жизнь в котором подчинена строгим традициям. В один из дней новоиспечённая жена отправляется в город, скрыв лицо за маской, и натыкается на собственного мужа. Страшась его гнева, она сбегает, так и не раскрыв себя, а мужчина в это время начинает испытывать странное влечение к этой незнакомке в маске.
Это, пожалуй, аниме с самым диким опенингом. Заставка мультфильма — не издёвка, не шутка, а действительно психоделичное и крышесносное утверждённое продюсерами начало для каждой серии (остаётся только гадать о мотивах). При этом «Императорская наложница» (или ещё «Имперская наложница») — действительно историческое аниме, авторы которого постарались приблизить фантастическое повествование к исторической правдоподобности, насколько это возможно при работе с сюжетом, в котором фигурируют духи. Мы узнаём об укладах традиционного китайского общества, о том, как выстраивались отношения внутри семьи, нарратив приправлен несколькими историческими отсылками и событиями. В целом анимационный фильм получился безумно красивым и богатым на художественные и сценарные приёмы, и этого достаточно для того, чтобы точно обратить на него ваше внимание.
«Клинок, рассекающий демонов» («Kimetsu no Yaiba»), реж. Харуо Сотодзаки, Япония, 2019
«Истребитель демонов» — манга, которая у себя на родине буквально ошеломила рынок, показав невероятные продажи. Популярность графического романа обеспечила ему и скорую экранизацию: сериал и полнометражный мультфильм. Сюжет разворачивается в начале прошлого века, в эпоху Тайсё. Выбранный период предоставил авторам возможность заигрывать с традициями и техническим прогрессом, жонглируя ими для красоты повествования. С одной стороны — аграрное общество, с другой — Токио, в котором жизнь бьёт ключом, а технологии — уже практически неотъемлемая часть быта горожан. В этом мире люди страдают от нападок жестоких демонов, которые питаются человеческой плотью. Как в таких историях и водится, когда есть угроза — появляется и ответ. Истребители — обычные смертные, которым удалось закалить тело и дух, а также освоить какие-то безумно полезные практики, позволяющие постичь силу природы. В центре сюжета обычный паренёк, на семью которого нападет один из самых кровожадных и сильных демонов. В этом противостоянии герой теряет родных, в живых остаётся лишь одна сестра, да и та подверглась демоническому заражению. Удача или чудо, что девушке удаётся справиться с адским голодом и жаждой крови. Танджиро решает стать Истребителем, но им движет не только месть: парень уверен, что «обращённым» можно помочь, его цель — спасти сестру. Так и начинается путь героя с оружием в руках.
Кажется, что и сюжет, да и завязка у этого аниме довольно избитые, так и есть, но всё же с ним стоит познакомиться, чтобы хотя бы попытаться понять причины безумного фанатского ажиотажа вокруг манги и мультфильма в Японии. Полнометражный «Клинок» на родине бил рекорды в прокате, хотя по сути мультфильм — лишь удлинённая версия одной из серий. Визуально, конечно, работа выполнена на высшем уровне, возможно, это первое, чем «цепляет» мультфильм. А дальше уже в игру вступают хорошо прописанные персонажи, хотя всегда есть к чему и к кому придраться. Но если пускаться в это путешествие без высоких ожиданий, то и поездка по миру «Клинка» окажется увлекательной и приятной.
«Взрыв!» («Btooom!»), реж. Ватанабэ Котоно, Япония, 2012
Рюта Сакамото — парень с обычными житейскими проблемами: в 22 года приходится выслушивать негодования матери о том, что пора искать работу, в личной жизни не клеится, перспективы мрачные, а мотивация выходить из дома улетучивается с первыми звуками будильника. Благоприятная почва для развития зависимости от видеоигр. Рюта практикует самый популярный и законный вид эскапизма и добивается в своём «побеге от реальности» невероятных высот, занимая лидирующие позиции в рейтинге геймеров. Вот только всё оборачивается жестокой трагедией: однажды утром Сакамото просыпается внутри игры, цель которой — убить, чтобы выжить.
«Взрыв!» имеет несколько расхождений с первоисточником (одноимённой мангой), но мультфильму удалось сохранить главное преимущество графического романа: нетривиальных героев и бойкое, равномерное повествование без провисов и каких-то лишних отклонений от основной линии. В целом это своеобразное смешение сериала «Остаться в живых» с фильмом «Королевская битва». Герои развиваются и меняются вместе с сюжетом, проживая некую «расплату за грехи». Естественно, главный вопрос, который задаёт это аниме: а как ты бы поступил в схожих обстоятельствах? Не все герои — лютые головорезы, для свершения своего первого убийства им необходимо перекроить заводские социальные установки, но страх и инстинкт выживания всё же захватывают руль и вывозят персонажей на опасную дорогу. В декорациях экзотического острова, песок которого пропитан кровью, им предстоит терять и снова обретать человеческое лицо, но таковы правила. И тот, кто отказывается им следовать, умирает.