Большинство людей обожает встречать Рождество и Новый год. Но есть и те, кто ненавидит зимние праздники. Специально для последних Влад Шуравин вспоминает 5 выдающихся, но не самых очевидных чёрных комедий в декорациях ёлок-иголок и разноцветных гирлянд. В этом списке вы не увидите «Плохого Санту» и «Гремлинов» — зато найдёте ещё несколько отличных фильмов, которые обязательно испортят вам настроение перед всеобщим торжеством.
«День зверя», реж. Алекс де ла Иглесиа, 1995
Канун Рождества в Испании. Католический священник Анхель (Алекс Ангуло) с помощью зашифрованного библейского послания узнаёт, что на Земле вот-вот родится Антихрист. Но ещё можно избежать Апокалипсиса: нужно лишь вызвать дьявола на сделку по продаже души и убить его во время рандеву. Так что целый день Анхель пытается быть плохим и выйти на контакт с Сатаной: скупает все рок-пластинки в округе, пинает бездомных и крадёт книги из магазина. А ещё ищет для ритуала чёрного мага, кровь девственницы и верного помощника — последним становится сальный металлист Хосе (Сантьяго Сегура).
Испанский провокатор Алекс де ла Иглесиа выворачивает наизнанку праздничные морали: чтобы рождественское чудо свершилось, Анхелю нужно сталкивать людей с лестниц, бродить с дробовиком по забитым улицам и выкачивать кровь из безобидных провинциалок. Из острой сатиры о том, как легко размножается сумасшествие в обществе, «День зверя» постепенно трансформируется в кровавый кинокомикс о самоотверженном Дон Кихоте: католический священник с отстреленным ухом и поломанными костями всерьёз убеждает в важности своей миссии не только мадридских люмпенов, но даже зрителя.
При всей провокационности «День зверя» — трогательное кино о забытых героях, которых мы не заслуживаем. Иглесиа искренне сочувствует нелепым уличным маргиналам-спасителям и лишний раз напоминает: вполне возможно, что последние Рождество и Новый год наступили лишь благодаря очередному горе-мессии, перебравшему с наркотическими средствами. Но никто ему так и не поверил.
«Безумные каникулы», реж. Майкл Керри Мэтьюз, 2019
Ньюйоркчанка Маргарет (Кейт Лин Шейл) приезжает в пригород на Рождество. Здесь её не ждёт ничего, кроме бывшего бойфренда, уже успевшего обручиться (Уильям Джексон Харпер), и кучки унылых знакомых. Вместе с экспрессивным дружком Генри (Томас Мэтьюз) она отправляется на поиски наркотиков к дилеру по кличке Русский. Тот, хорохорясь, показывает Маргарет домашнее порно со своей девушкой. А наутро телеканалы разрываются от новостных эфиров: актриса из видео для взрослых оказалась дочерью богатого предпринимателя и была похищена анонимными вымогателями. Маргарет хватает Генри, садится в старую разваливающуюся машину и отправляется на поиски — иначе она просто умрёт от рождественской скуки.
«Безумные каникулы» — эталонное американское инди. Главную роль играет звезда мамблкор-тусовки Кейт Лин Шейл, плёночная камера уделяет больше внимания деталям вроде дуновения зимнего ветерка, чем детективной линии, а сам фильм то и дело лавирует между чёрной комедией и драмой о кризисе тридцатилетних. С одной стороны, незамеченный шедевр братьев Мэтьюз постоянно отпускает едкие шутки о Рождестве и отправляет сыщиков-авантюристов в бессрочный наркотический трип по окраинам Вашингтона. С другой — постепенно показывает надлом Маргарет, застрявшей в вечном празднике и столкнувшейся с кризисом идентичности. Поэтому «Безумные каникулы» наверняка оценят запутавшиеся кидалты и одиночки, не вписывающиеся в общество: тоска по молодым годам здесь перекрывает всё рождественское настроение.
«Осторожно, заложник!», реж. Тед Демме, 1994
Домушник Гас (Дэнис Лири) проваливает ограбление и оказывается совершенно один в окружении полиции: ведь водитель-напарник бросился в бега, как только запахло жареным. Мужчина ловит первую случайную машину на дороге и берёт в заложники семейную пару Кэролайн (Джуди Дэвис) и Ллойда (Кевин Спейси). Вот только Гас не подозревает, что супруги находятся не только на грани развода, но и в шаге от того, чтобы убить друг друга. Спрятавшись в их загородном доме, воришка пытается продумать пути отступления. Но ему постоянно что-то мешает: то Кэролайн и Ллойд затевают новую ссору, то на рождественский вечер придут экспрессивные родственники мужа-богача.
Вскоре грабитель превращается в терапевта: Гас не только решает свои профессиональные проблемы (ему надо покинуть страну в ближайшие несколько часов), но и постоянно выслушивает распри богачей-самодуров.
«Осторожно, заложник!» сталкивает героев в неравных вербальных боях, причём со временем обвинения и нецензурные обзывательства сменяются проговариванием наболевших травм и рассказами о пережитых семейных страхах. Оказывается, чтобы провести дружный рождественский вечер, достаточно попасть в лапы вора-неудачника.
Тед Демме (племянник Джонатана Демме, режиссёра «Молчания ягнят») отправляет звёздный актёрский ансамбль участвовать в новогодней прожарке друг друга: экспрессивный Кевин Спейси неистово кричит, богемная Джуди Дэвис вживается в образ королевы драмы, а под финал на огонёк заходит даже Дж. К. Симмонс — он играет полковника, у которого вымогает деньги сын главных героев. Токсичнее Рождества и не придумать.
«Кровавое Рождество», реж. Джо Бегос, 2022
В канун Рождества в маленьком американском городке сходит с ума робот Санты. Он убивает людей острым топором, блестящими от крови сапогами и даже голыми руками. Единственная, кто сможет ему противостоять, — бездельница-металлистка Тори (Райли Дэнди) из музыкального магазина. Она решила провести праздник не с парнем из Tinder (как оказалось, у того четверо детей и ужасный музыкальный вкус), а с другом-травокуром Робби.
Режиссёр Джо Бегос постоянно стилизует фильмы под забытые артефакты эпохи VHS — но до сих пор остаётся в тени более известных коллег Тая Уэста («Х») и Паноса Косматоса («Мэнди»). В отличие от них, Бегос не показывает олдскульные слэшеры красивее и умнее, чем они есть. Поэтому мастерски переснимает классику со всеми её недостатками, включая трясущуюся камеру, переигрывающих актёров и полное отсутствие смысла. Режиссёр выпускает кино для таких же гиков жанра, как и он сам: вторичный сюжет моментально окупается слепящими цветами неона и хардкорными убийствами.
«Кровавое Рождество» запрягает долго, но очаровательно: первую треть фильма герои токсично (и очень смешно) спорят о рок-группах и любимых хоррорах.
Именно так бы звучали диалоги у Тарантино, окажись его персонажи заядлыми металхедами: с неймдроппингом всех частей «Восставшего из ада» и студийных альбомов Metallica. Впрочем, остальные две трети ожидаемо трансформируются в кровавый эксплотейшн с разрубленными головами и оторванными ногами. Получается эдакий рождественский спешл из франшизы «Терминатора», только с жирными гитарными риффами вместо саундтрека и дешёвой эстетикой трэш-хорроров, которые обычно показывали на канале РЕН ТВ после полуночи.
«Экстази», реж. Даг Лайман, 1999
Кассирша Рона (Сара Полли) окажется на улице в канун Рождества, если не заплатит за квартиру. Поэтому она идёт на риск и продаёт экстази двум сомнительным парням. Тем временем её друг Саймон (Десмонд Аскью) отправляется на праздник в Лас-Вегас — но нарывается на вышибал из стриптиз-клуба. А актёры Зак (Джей Мор) и Адам (Скотт Вулф) из замшелого полицейского сериала помогают местному копу поймать наркоторговцев. Рождество каждого из них непременно закончится катастрофой.
«Экстази» Дага Лаймана — идеальный фильм для тех, кто не хочет выбирать фильм на Новый год. Сюжет дробится на три истории, сходящиеся в финале. Первая новелла начинается как мамблкор Кевина Смита «Клерки» про бездельников из супермаркета, но постепенно всё больше напоминает авантюрную криминальную комедию в духе бойловской «На игле». Вторая выполнена в духе абсурдистской кидалтовской дичи а-ля «Мальчишник в Вегасе». А третья неловко подражает бадди-муви про лузеров, напяливших полицейскую форму. Злобы и цинизма по отношению к героям в фильме так много, что некоторых из персонажей создатели калечат ещё в первые минуты.