В прокат выходят «Нужды путешественника» — медитативная картина Хон Сан-су, в которой Изабель Юппер исследует Южную Корею, преподаёт французский язык и превращает в загадку историю своего странствия. Если вдруг после просмотра вам захочется отправиться в ещё одно кинопутешествие, то в выборе вам поможет киногид от кинообозревательницы Анастасии Черниковой.
«Семь лет в Тибете», реж. Жан-Жак Анно (1997)
В этой ленте Брэд Питт в роли Генриха Харрера чертовски красив в своём классическом стиле образца 90-х: все эти выбеленные волосы и свитера. Пожалуй, такого удачного и лаконичного образа у него не было ни до, ни после. В фильме Жан-Жака Анно невыносимая мысль об отцовстве загнала героя в Гималаи. Благодаря своему упорству и отсутствию рамок Харрер попадает в закрытую деревушку в Тибете. Он сбегает от своего страха, сбегает от людей, которых презирает, и оказывается в мире, где… не все им восхищаются!
Светловолосому красавчику Харреру тибетская девушка предпочитает его друга, пусть не такого красивого, но зато надёжного. Так, пока друг героя учит девушку кататься на коньках, Харреру приходится делать то же самое, но с толстым монахом. В этот самый момент Харрер попадает в поле внимания маленького далай-ламы. Так начинается дружба и трансформация этих двух героев.
Неожиданный и весьма неловкий факт: о том, что реальный Харрер был сержантом СС, группа узнала уже в разгар съёмок. Это было шоком для Питта, потому что он бы не согласился на такую роль, да и персонаж мог бы стать абсолютно другим, если бы всё выяснилось раньше.
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе», реж. Терри Гиллиам (1998)
Культовый фильм Терри Гиллиама основан на одноимённом романе основателя гонзо-журналистики Хантера Томпсона. Роман же — это воспроизведение похождений самого Хантера Томпсона и его друга Оскара Зеты Акосты.
Лента переносит нас в 70-е, когда в Америке развивается движение хиппи, идёт война во Вьетнаме и происходит бум наркотиков. Два главных героя, журналист Рауль Дюк в исполнении Джонни Деппа и его адвокат доктор Гонзо, которого играет Бенисио Дель Торо, отправляются в Лас-Вегас. Их задача — попасть на мотогонку Mint-400, но в процессе поездки планы меняются, и друзья решают просто развлечься в Лас-Вегасе.
Хантер Томпсон и Джонни Депп были давними друзьями, поэтому они вместе создавали образ Рауля Дюка. Томпсон постоянно присутствовал на съёмочной площадке (и даже снялся в эпизодической роли), а ещё собственноручно выбривал лысину Деппу.
На первый взгляд может показаться, что «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — это фильм о наркотическом дурмане, в котором герои проводят свою поездку. Однако это ещё и фильм о социальных проблемах, которые волновали американцев в 60-е годы, о поиске себя и обретении свободы.
«Полночь в Париже», реж. Вуди Аллен (2011)
Париж в этом фильме Вуди Аллена становится не столько городом любви, сколько порталом, который переносит главного героя в его мечту.
Писатель-романтик Гил Пендер (Оуэн Уилсон), уверенный в том, что он должен был жить в 20-х годах ХХ века, приезжает в Париж со своей невестой и… попадает в прошлое. Каждый день в полночь герой переносится в ту эпоху, о которой всегда мечтал. Теперь он общается с Фицджеральдом и Хемингуэем, Пикассо и Гертрудой Стайн. Гил попадает в прошлое снова и снова, захватывая уже и более ранние эпохи.
Зритель так и не узнает, было ли это настоящее путешествие во времени или лишь игра воображения героя. Но так или иначе, через эти странствия режиссёр развеивает миф о том, что «раньше было лучше». Если Гил мечтает о жизни в 20-х, то представительница того времени Адриана мечтает о 1890-х, а художники 1890-х жаждут попасть в эпоху Возрождения. Так Вуди Аллен будто намекает своему герою и зрителю: каждое время хорошо по-своему, а мечты о прошлом — лишь иллюзия.
Этот фильм получил «Оскар» за лучший сценарий, вот только режиссёр не был на вручении. Вуди Аллен не является членом Киноакадемии, поэтому режиссёр не посещает церемонию.
«Зелёная книга», реж. Питер Фаррелли (2018)
Лента, в посвящении которой указан ворон Ларри (актёр Вигго Мортенсен выхаживал его во время съёмок), проникнута тонким психологизмом и обличает расовые проблемы Америки 50-х годов.
Вышибала Тони (Вигго Мортенсен) потерял работу в клубе, который закрылся на ремонт. Судьба подкидывает ему новую должность — место водителя у знаменитого чернокожего пианиста Дона Ширли. Герои отправляются в тур по Штатам. Тони прост как две копейки, что часто раздражает Дона, сам же пианист — истинный представитель аристократии, его манер абсолютно не понимает Тони. Несмотря на несопоставимые характеры, в долгой дороге эти герои начинают менять друг друга.
Водитель перенимает некую интеллигентность от пианиста. В свою очередь, Ширли, который каждый раз сталкивается с тем, что его приглашают в высшее общество, но при этом не разрешают пользоваться общим туалетом, учится не париться из-за того, что эти люди не могут принять его таким, какой он есть.
Смысл названия раскрывает реальный исторический контекст. С 1890 по 1964 год в некоторых американских штатах выходили законы, направленные на расовую сегрегацию. В тот период повысилась дискриминация не белых людей. А «Зелёная книга» — это название руководства для темнокожих, которым нужно найти мотели, заправки и сервисы во время путешествия.
«Письма к Джульетте», реж. Гари Виник (2010)
Стереотипная история любви в декорациях летней Вероны. Её финал предопределён сюжетом, но от этого лента не становится менее трогательной.
Софи вместе с женихом приезжает в Верону. Они должны были вместе провести эти каникулы, однако возлюбленный Софи слишком занят налаживанием бизнеса. Во время одной из прогулок девушка находит дом Джульетты, где группа женщин отвечает на письма, которые оставляют в стене здания. Софи начинает помогать им и однажды находит письмо 50-летней давности от англичанки, которая любила итальянца, но не вышла за него замуж. Женщина возвращается в Италию, чтобы найти возлюбленного, а Софи отправляется с ней в это путешествие.
«Письма к Джульетте» — это лента, воспевающая второй шанс. У каждого из нас были ситуации, когда нам хотелось получить ещё одну попытку, ещё одну возможность что-то сделать. Кажется, что из действительно реальных вещей в фильме есть только традиция писать письма Джульетте в Вероне. Однако актриса Ванесса Редгрейв, исполнившая ту самую англичанку, по-настоящему вышла замуж за итальянского актёра Франко Неро через сорок лет после знакомства и рождения их сына.
«Кон-Тики», реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг (2012)
Отчаянный 101 день в Тихом океане между жизнью и смертью, заблуждением и истиной.
Эта лента воспроизводит реальную экспедицию Тура Хейердала, который выдвинул теорию о том, что Полинезия (острова в Тихом океане) была заселена не из Азии, а из Южной Америки. Чтобы доказать это, в 1947 году он пересёк Тихий океан на деревянном плоту. Фильм в духе романов Жюля Верна с гигантскими китами, штормами и схватками с акулами.
Тур Хейердал во время своего путешествия снял документальный фильм, который получил в 1951 году «Оскар». Современный потомок «Кон-Тики» делает изящный реверанс в его сторону с помощью псевдодокументальных вставок.
Безусловно, главный вопрос вызывает название. Что же такое «Кон-Тики»? Это деревянный плот, который назван в честь бога солнца инков. Индейцы считали, что именно этот бог руководит мореплавателями и сопутствует им.
«Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники», реж. Уэс Андерсон (2007)
Пятый фильм Уэса Андерсона или невероятное путешествие по Индии на поезде в стиле ар-деко. Сейчас лента стала любимой у многих почитателей автора, но после премьеры картина в прокате провалилась.
После смерти отца братья Уитман (Оуэн Уилсон, Эдриан Броуди и Джейсон Шварцман) не разговаривали год, и вот, чтобы найти свою маму, а заодно и восстановить семейные отношения между собой, они отправляются в Индию. У каждого брата есть свой мотив уехать в Индию: один из них бежит от жены, другой — от смерти, а третий отправляется в путешествие, чтобы найти себя.
Уэс Андерсон и сценаристы фильма Роман Коппола и Джейсон Шварцман, которые, кстати, являются двоюродными братьями, перед съёмками тоже отправились в настоящее путешествие по Индии на поезде. Их приключения и стали основой сценария, а роли братьев в итоге прописывали под конкретных актёров. На этом реалистичность не закончилась, съёмочная команда приняла решение снимать фильм в настоящем поезде, который колесит по Индии.
Что интересно, до «Поезда на Дарджилинг» Андерсон снял короткометражку «Отель “Шевалье”», которая в итоге стала прологом к фильму.