Компания A24 существует всего лишь 10 лет, но за это время они полностью изменили наше представление о том, как надо прокатывать и продвигать независимое кино. Сегодня любители необычного неголливудского кино смотрят все новые фильмы A24 — раз компания купила картину для проката, она автоматически заслуживает внимания. Максим Ершов рассказывает о семи ярких фильмах в истории, пожалуй, главной независимой студии мира.
«Отвязные каникулы», реж. Хармони Корин, 2012
Четыре студентки-подружки (Эшли Бенсон, Ванесса Хадженс, Селена Гомес и Рэйчел Корин) на весенние каникулы хотят вырваться в солнечную Флориду, а денег катастрофически не хватает. У девушек рождается рискованный план: трое грабят магазин, а четвёртая ждёт их в машине. Уже в южном штате в череде бесконечных вечеринок с выпивкой и кокаином подруги знакомятся с опасным торговцем наркотиками и оружием (Джеймс Франко). Острых ощущений сколько угодно, лишь бы выйти живыми из каждой новой передряги.
Известный провокатор и нарушитель всевозможных табу Хармони Корин при поддержке оператора Бенуа Деби, постоянного соавтора Гаспара Ноэ, снимает стремительный, горячий полуторачасовой клип.
Голые молодые тела не покидают кадра, но с каждой новой секундой фильм наполняется тревогой, а приключения наивных и легкомысленных девчонок становятся всё опаснее. Режиссёр ловит героинь в переломный для них момент прощания с детством. Корина принято обвинять в дурном вкусе, но когда вульгарность, насилие и секс возводятся в абсолют, никакие мерила неприменимы. Пожалуй, так могла бы выглядеть последняя вечеринка на Земле. Живём ведь раз.
«Побудь в моей шкуре», реж. Джонатан Глейзер, 2013
Инопланетянка в теле соблазнительной девушки в обтягивающих джинсах и шубе (Скарлетт Йоханссон) разъезжает на фургоне по Шотландии и высматривает на дорогах одиноких мужчин. Все они, как один, хотят поскорее переспать со случайной знакомой, а ради этого отвешивают ей тривиальные комплименты.
Словно бы карая грешников за похоть, главная героиня приводит мужчин к себе в логово и высасывает из них последние соки. Не стоит садиться к незнакомкам в фургон, пусть даже очень хочется.
Визионер и клипмейкер Джонатан Глейзер снимает преступно редко. «Побудь в моей шкуре» — последняя на сегодня его работа, новый фильм ожидается в 2023-м. За основу третьей в карьере картины Глейзер берёт фантастический роман Мишеля Фейбера, но назвать «Побудь в моей шкуре» экранизацией язык не повернётся. Большую часть фильма героиня Йоханссон катается на фургоне в полутьме по холодным британским пейзажам под незабываемый электронный саундтрек композитора Мики Леви (подвинься, Джонни Гринвуд!). Об инопланетянке мы не знаем ничего, даже имени, её цели туманны. Ясно только, что она образ чужого. Неземная Йоханссон словно бы учится жить среди простых людей. «Побудь в моей шкуре» — притягательное, пространное и поддающееся сотне толкований высказывание об одиночестве, конфликте внешнего и внутреннего, обложки и содержания. Но что останется, если избавиться от оболочки?
«Из машины», реж. Алекс Гарленд, 2014
Молодой программист Калеб (Донал Глисон) выигрывает лотерею, организованную главой компании, в которой он работает. Миллиардер Нэйтан (Оскар Айзек) сделал состояние на высокотехнологичных разработках. Например, ему принадлежит самый популярный в мире поисковик Blue Book. Калеб приезжает к боссу на модную виллу, затерянную среди гор и лесного массива. Вдали от цивилизации и втайне от всех Нэйтан создал девушку-андроида Эйву (Алисия Викандер), а программисту предстоит тестировать искусственный интеллект в течение недели.
«Из машины» — амбициозный и стильный дебют писателя и сценариста Алекса Гарленда. Картина получила «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и номинировалась в категории за лучший оригинальный сценарий.
Гарленд проводит интересный социальный эксперимент и проверяет на человечность не только роботов, но и людей. Нэйтан считает себя богом, Калеб за насыщенную событиями неделю начинает сомневаться, что он не андроид. На столь неутешительном фоне Эйва выглядит человечно. «Из машины» можно обвинить в излишней стерильности кадра и искусственно созданных условиях для построения сюжета, но это умная научная фантастика с прекрасными актёрами в главных ролях. И этого уже достаточно.
«Леди Бёрд», реж. Грета Гервиг, 2017
17-летняя Кристина МакФерсон (Сирша Ронан) учится в консервативной католической школе в Сакраменто, просит окружающих называть её Леди Бёрд, перманентно ссорится со строгой мамой (Лори Меткаф) и мечтает поступить в вуз на Восточном побережье и умчать подальше от дома. Предпочтительнее Нью-Йорк и колледжи мегаполиса. Кристина ненавидит Калифорнию, а Сакраменто и вовсе считает редкостной дырой. Мама постоянно напоминает девушке, что лишних денег в семье нет и не стоит мечтать о невозможном. Ситуация только ухудшается, когда теряет работу пассивный, но добродушный папа (Трэйси Леттс). Накануне выпускного Леди Бёрд меняет лучших подруг (Бини Фельдштейн на Одейю Раш) и влюбляется в мальчиков (Лукас Хеджес и Тимоти Шаламе).
Студия А24 часто поддерживает молодых режиссёров. «Леди Бёрд» — дебют замечательной актрисы американского независимого кино Греты Гервиг. Картина удостоилась двух «Золотых глобусов»: как лучший фильм (комедия или мюзикл), а Сирша Ронан завоевала награду за лучшую женскую роль. Гервиг родилась в Сакраменто и закончила расположенный на Манхэттене Барнадж-колледж, так что в её дебюте трудно не усмотреть автобиографических моментов. Правда, события в фильме развиваются в 2002 году, после событий 11 сентября, когда Гервиг было уже 19 лет. Её картина — нежная и убедительная драма о взрослении, в которой любой зритель увидит знакомые по собственному опыту эпизоды. Каждая отдельная сцена кажется пустячной, незначительной, но все вместе они собираются в сложный портрет девушки, покидающей родной дом и переосмысляющей старую жизнь. при этом смотрится фильм на одном дыхании. Кажущаяся воздушность «Леди Бёрд» особенно ценна.
«Солнцестояние», реж. Ари Астер, 2019
Дени (Флоренс Пью) оказывается в глубокой депрессии после семейной трагедии: сестра с биполярным расстройством не только покончила с собой, но и отравила газом родителей. Молодой человек Дени Кристиан (Джек Рейнор) давно хочет расстаться с девушкой, но несчастье только усложняет положение. Парень учится на антрополога и никак не может выбрать тему для кандидатской. По приглашению друга-художника (Вильхельм Бломгрен) Кристиан с приятелями отправляется в шведскую деревню на праздник летнего солнцестояния. В последний момент к антропологам прибивается и Дени. Друзья Кристиана этим обстоятельством крайне недовольны. В Швеции молодые американцы с интересом наблюдают за ритуалами местной общины. Вскоре выясняется, что праздник языческий, а гостям на нём уготована особая роль.
A24 славится многочисленными умными хоррорами: «Маяк» Роберта Эггерса, «Оно приходит ночью» Трея Эдварда Шульца или «Зелёная комната» Джереми Солнье. Ари Астер заявил о себе громко уже первым фильмом — «Реинкарнацией». «Солнцестояние» только укрепило его статус одного из главных хоррормейкеров современности. Американскому режиссёру удаётся невозможное — снять жуткий и не на шутку пугающий фильм ужасов при дневном свете. «Солнцестояние» напрочь лишено читерских приёмов: тёмных загадочных комнат и скримеров. Это инновационное страшное кино о крахе отношений, депрессии и преодолении психологических проблем (если повезёт). Если вы хотели начать знакомство с фолк-хоррорами, лучше варианта не найти.
«Минари», реж. Ли Айзек Чун, 2020
Америка, 1980-е годы. Джейкоб (Стивен Ян) и Моника (Хан Е-ри), почти натурализовавшиеся в США корейцы, переезжают из солнечной Калифорнии в степи Арканзаса. На руках у пары двое детей: старшая дочь Энн (Ноэль Чо) и сын с больным сердцем Дэвид (Алан С. Ким). Отец семейства одержим идеей собственной фермы, он устал вместе с супругой сортировать цыплят на птицефабрике за сущие копейки. На помощь находящейся на грани нервного срыва Монике приезжает удивительная бабушка (Юн Ё-джон): заядлая картёжница, поклонница рестлинга и любительница Mountain Dew. Между пожилой женщиной и внуком не сразу, но завязываются тёплые отношения.
На «Сандэнсе» 2020 года фильм «Минари» завоевал гран-при и приз зрительских симпатий. Трогательная и личная картина удостоилась шести номинаций на «Оскар», а актриса Юн Ё-джон выиграла награду в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Для режиссёра Ли Айзека Чуна нежный «Минари» стал прорывом. До этого он снял несколько инди-драм, которые остались незамеченными критиками и публикой.
Чун был в творческом тупике и даже подумывал об уходе из кино, теперь же его карьера на взлёте. Он рассказывает историю о манящем, но обманчивом блеске американской мечты глазами ребёнка.
Трудности адаптации на новом месте, семейные проблемы и даже стихийные бедствия в детском восприятии становятся практически сказочными приключениями. В то же время показана и точка зрения взрослых, что создаёт идеальный драматический баланс.
«Всё везде и сразу», реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт, 2022
В неназванном провинциальном американском городке китайская эмигрантка Эвелин (Мишель Йео) вместе с мужем (Ке Хюи Куан) заведует прачечной, находящейся в доме пары. Странноватых и не всегда приятных клиентов хватает, а процветающим бизнес не назовёшь. Мало того что Эвелин приходится ухаживать за больным пожилым отцом (Джеймс Хун), так ещё очень некстати погостить приезжает дочка с ироничным именем Джой (Стефани Сюй). Короче, головной боли у владелицы прачечной хоть отбавляй. И вдруг по пути к налоговому инспектору из ниоткуда взявшийся двойник мужа заявляет, что только Эвелин может спасти мультивселенную, ведь женщина — избранная, обладающая способностью свободно перемещаться между параллельными реальностями и версиями себя же в них.
Режиссёры Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт заставили обратить на себя внимание критиков и зрителей неописуемым дебютным фильмом «Человек — швейцарский нож». Но на волшебном трупе Дэниэла Рэдклиффа и отчаянных попытках Пола Дано спастись с необитаемого острова молодые авторы останавливаться не собирались.
«Всё везде и сразу» — зрелище ещё более безумное (хотя, казалось бы, куда уж дальше). В калейдоскопе параллельных вселенных Эвелин представляет различные варианты развития своей судьбы, поступи она в ключевые моменты жизни по-другому, а заодно пытается решить накопившиеся семейные вопросы. Фильмы Вонга Карвая, «Матрица» сестёр Вачовски, «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Энга Ли, «Паприка» Сатоси Кона и ещё с десяток картин спрятаны в слоёном пироге двух Дэниэлов. Второй фильм Квана и Шайнерта не останавливается ни на секунду и поражает богатством фантазии авторов. Вот если бы все походы в налоговую были такими весёлыми!