В Москве завершил свою работу Второй открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний». Особенность этого года — в конкурс вошли только премьеры, 8 картин. Это означает, что нового авторского кино в России хватило на многие кинофестивали, прошедшие в течение года, и ещё осталось «на десерт». В стране снимается достаточное количество кинофильмов. На «Зимнем» была и программа «Московские премьеры» — в неё вошли те киноновинки, что уже были показаны на фестивалях страны, и некоторые из них получили призы. Впервые на фестивале провели обучающую программу «Как смотреть авторское кино». Примерами были выбраны ленты Сергея Параджанова.
Сусанна Альперина выбрала из конкурсной программы пять новых фильмов, которые заслуживают внимания.
«Панические атаки», реж. Иван И. Твердовский
Жюри под председательством Софьи Митрофановой, в которое также вошли художник Сергей Февралёв, режиссёр Дмитрий Давыдов, актёры Дарья Мороз и Даниил Воробьёв, присудило этому фильму главный приз. И это неудивительно — картина действительно была лидером в фестивальной программе. Но эта награда — не единственная. Артист Сергей Двойников, сыгравший главного героя Никитоса, стал обладателем приза за лучшую мужскую роль.
Новый фильм Ивана И. Твердовского исследует проблемы границ. И собственных человеческих, и государственных. Это история о двух сёстрах, которые мечтают вырваться из небольшого городка в Мурманской области, где из-за испорченной крупным предприятием экологии происходят различного рода аномалии, в соседнюю Норвегию. Причём готовы на всё, чтобы остаться в этой стране. Сестёр играют Лена Тронина (главная женская роль в фильме и по-хорошему также достойная приза) и Дарья Савельева. Героиня Савельевой уже в Норвегии выполняет грязную работу в магазине. А Вика, младшая, сбегает, вопреки запрету матери (Светлана Камынина), к старшей сестре. Помогает ей в этом влюблённый водитель, бывший парень её сестры Никитос. Но сложность в том, что Вика подвержена паническим атакам — не может находиться в помещениях, где двери закрыты...
Твердовский снял роуд-муви с элементами детектива, мистики и нуара, при этом фильм оказался весьма актуальным, поскольку соединил в себе вопрос «уезжать или оставаться» и вопрос цены, которую готов заплатить человек, чтобы оказаться по ту или по эту сторону границы.
«Поедем с тобой в Макао», реж. Роман Михайлов
То, что новый фильм Романа Михайлова не отмечен призами на «Зимнем», не исключает того, что он будет выигрывать конкурсные программы на других фестивалях. Так, сразу же после «Зимнего» фильм открыл кинофестиваль «Сделано в Санкт-Петербурге».
Роман Михайлов продолжает исследовать в своём творчестве тему сознательного и иррационального. Но в этой работе, пожалуй, наиболее остро. В открывающей сцене фильма, пока некоторые философски рассуждают о смыслах мира, героиня Марии Мацель — официантка — вдруг совершает абсолютно иррациональный поступок. Но это лишь прелюдия. Дальше перед зрителями разворачивается история о якобы серьёзном молодом человеке (Олег Чугунов), будущее которого, казалось бы, расписано и предопределено. Но вдруг в его жизни появляется отец, и парень попадает в зазеркалье такого явления, как игромания. Гены берут своё, и будущее героя «распадается на пиксели». Роман Михайлов сам играет роль отца — интеллектуального наркомана, подсевшего на игру в покер. Работа Михайлова как режиссёра и автора сценария также весьма злободневна. Его герои — коллективные Германны из «Пиковой дамы» в реалиях нашего времени. Компьютерные ли игры, карточные ли... Они сходят с ума от того, что познают жизнь через игру. Причём пытаются найти в игре убежище от реалий, но она им его не даёт. Сцены психиатрической клиники в фильме достойны отдельных аплодисментов.
«Сломя голову», реж. Евгений Григорьев
Второй полнометражный художественный фильм режиссёра-документалиста Евгения Григорьева показал, что автор успешно осваивает новое для себя направление. В целом сюжет картины не то чтобы не использовался раньше. Интеллигент, преподаватель античной литературы в исполнении Егора Корешкова подружился с брутальным начальником охраны службы безопасности банка «Гермес». В роли второго — режиссёр, выпускник мастерской Александра Сокурова, снявший фильм «Глубокие реки» и сериал «Хэдшот» Владимир Битоков. Причём Битокова настолько любит камера, что, если его и дальше не будут приглашать в кино как актёра, это станет досадным упущением.
Герои влияют друг на друга, и жизнь каждого начинает стремительно меняться. Отношение к работе, к семье, к женщине... Кстати, жену героя Корешкова, пианистку, играет Надежда Михалкова. Всё в ленте идет по возрастающей, пока не возникает персонаж Павла Деревянко. И в первом художественном фильме Григорьева «Подельники» режиссёр и этот актёр в четыре руки вылепили образ злодея. И в новой картине Деревянко играет не ангела. Его герой словно пришёл в российское кино из всех фильмов бондианы вместе взятых.
В фильме прекрасные диалоги, и награда за сценарий была бы весьма уместной. Однако жюри так не посчитало. Недостаток картины, который, впрочем, можно отнести и к достоинствам: видно, что съёмочная группа всё время занималась улучшением того, что получалось. Для поклонников музыканта Ромы Зверя и кинорежиссёра Алексея Федорченко будет радостным увидеть их обоих в коротких неожиданных ролях.
«Танцуй, Селёдка!», реж. Александра Лупашко
А вот этот дебют как раз получил награду за сценарий, что представляется призом-авансом, поскольку сюжетный ход уже был не раз использован как в отечественном, так и в зарубежном кино. Дело в том, что красной нитью через весь конкурс «Зимнего» проходила тема отцов и детей — взаимоотношений поколений. Фильм Александры Лупашко оказался с этой точки зрения наиболее показательным в программе. Продвинутая москвичка Жанна Чистякова в исполнении Александры Бортич приезжает в российскую провинцию — на свою малую родину, чтобы похоронить отца. Больше некому. Соседка — блистательный эпизод Ольги Лапшиной — предлагает в помощники своего сына Костика (Илья Антоненко). Молодые люди везут тело отца в морг, но по дороге труп оживает. Разумеется, фигурально, и Жанна начинает выяснять с отцом отношения и высказывать накопленные годами обиды, что привели к психологическим травмам во взрослой жизни. Отца играет Павел Майков. Когда в фильме появляются флешбэки, для Майкова придумали самый смешной и нелепый парик из всех возможных.
В целом же картина — роуд-муви с элементами криминального боевика и мелодрамы — смотрится легко. На высоте актёрская игра. Но главное, на что сделали ставку авторы, — саундтрек из популярных песен 90-х, начиная с «Ветром голову надуло» и заканчивая «Верхом на звезде». Впечатление, что весь фильм создан как дополнение к ностальгическому плейлисту.
Стоит также отметить, что эпизоды в картине гораздо сильнее, чем основные линии. Так, короткая сцена с Анной Михалковой моментально оседает в памяти. А что касается отношений отца и дочери, в этом году вышел дебютный фильм «Блажь», снятый российским режиссёром Ильёй Поволоцким, — лента попала в программу «Двухнедельник режиссёров» Каннского кинофестиваля. И вот она даст «Селёдке» сто очков вперёд.
«Тимир», реж. Николай Корякин
Якутский фильм, также дебют, покорил сердца жюри «Зимнего» настолько, что ему вручили приз за режиссуру. Продвинутые же зрители назвали Корякина якутским Уэсом Андерсоном. Кажется, что сравнение хромает, потому что Корякин проявил собственный режиссёрский почерк. Пусть не такой, как у классика, но свой.
Фильм — история взаимоотношений мальчика и отца. У главного героя Тимира (Альгис Данилов) умирает мать. Дальше — два пути. Либо в детдом, либо в глушь к запойному отцу (Георгий Бессонов). Тимир выбирает второй и переезжает в деревеньку, где, по сути, оказывается предоставлен сам себе. С новыми одноклассниками тоже не складывается. И наиболее близким «человеком» оказывается привидение в кепке с надписью «СССР», которое обитает на свалке.
Внезапно в фильме звучат нотки некой якутской поттерианы: главный враг Тимира в классе (местный Драко Малфой) со своим отцом собирается принять участие в школьном семейном соревновании. Приз — цветной телевизор. Тимир и его отец также начинают готовиться к этому конкурсу. Параллельно они — родные по крови люди — открывают для себя друг друга. Этот же фильм, но снятый по-другому, мог бы показаться вполне примитивным, но у Николая Корякина в каждом кадре — радость творческой находки. И это передаётся каждому зрителю картины.