Максим Ершов советует фильмы из параллельных программ Венецианского кинофестиваля и рассказывает, кому стоит добавить эти картины в список «буду смотреть».
«Лучшее ещё впереди» («Bu zhi bu xiu»), реж. Ван Цзин, Китай, 2020, программа «Горизонты»
Китай, 2003 год. Хань Дон (Бай Кэ) перебирается из провинции в Пекин. Он надеется стать журналистом, хотя у молодого человека нет ни высшего, ни даже среднего образования. Он искренне верит, что для хорошего текста нужен не диплом престижного вуза, а наблюдательность, предприимчивость и сострадание к людям. Хань живёт на балконе в разваливающейся общаге, а старенький компьютер то и дело выключается в самый неподходящий момент. Парень верит в способность журналистов своими статьями менять мир вокруг и устраивается стажёром в крупную столичную газету. Он сразу же попадает под крыло опытного расследователя Хуана Цзяна и уверенно постигает азы профессии. Хань неожиданно для себя сталкивается с моральными дилеммами на работе и начинает сомневаться в священной силе СМИ.
Удивительно сильный дебют китайца Ван Цзина очень напоминает работы продюсера картины — Цзя Чжанке, которого привычнее видеть в режиссёрском кресле. Опытный мастер выделил молодому коллеге своего блистательного оператора Нельсона Ю Ликвая, отправляющего зрителя в самое начало века, когда ещё не было никаких смартфонов, а видео снимали в формате VHS. Но уже тогда качественное журналистское расследование могло изменить общественное мнение и спасти миллионы людей, просто рассказав правду.
Кому смотреть: поклонникам фильма «В центре внимания» Тома МакКарти и интересующимся внутренней кухней печатных СМИ и историей Китая.
«Жёлтая кошка» («Sary mysyq»), реж. Адильхан Ержанов, Казахстан, Франция, 2020, программа «Горизонты»
Кермек (Азамат Нигманов) отсидел в тюрьме не 10 лет, а всего лишь 3 года. За время, проведённое за решёткой, он успел отчаянно полюбить «Самурая» Жан-Пьера Мельвиля и, конечно же, Алена Делона. Немножко заторможенный молодой человек мечтает открыть кинотеатр в родном степном селе. В нём балом правят крепко повязанные с полицией криминальные группировки. Так просто, без особого разрешения тебе не дадут устроиться даже охранником в придорожном кафе. Кермек страшно устал творить зло, работая на мафию. Он знакомится с рыжеволосой Евой (Камила Нугманова). В другой реальности она вполне могла бы быть ангелом, но в Богом забытой казахской степи она торгует своим телом. В публичный дом её ещё в детстве сдал отец. Возможно, этот травматический опыт повредил её рассудок. Кермек — классический герой благородного французского боевика — спасает брошенную и обиженную судьбой красавицу и идёт к заветной мечте в виде кинотеатра.
Главный казахский режиссёр современности Адильхан Ержанов снимает не только часто, но и в совершенно разных жанрах. Он не пытается скрыть на экране синефила, раз за разом вспоминая Мельвиля и соединяя спагетти-вестерны Серджио Леоне и чернейшие криминальные комедии Квентина Тарантино. И всё это, естественно, в бескрайней казахской степи и с впечатляющими, сразу же бросающимися в глаза визуальными образами. Например, парочка пьёт вино из пустых бокалов, сидя за белоснежным столом, а на стене за их спинами нарисована бутылка красного. Рукотворное кино Ержанова ярко показывает, что для талантливого человека маленький бюджет вовсе не помеха.
Кому смотреть: любителям абсурдных комедий Брюно Дюмона и творчества Квентина Тарантино.
«Пустошь» («Dashte khamoush»), реж. Ахмад Бахрами, Иран, 2020, программа «Горизонты»
Кирпичный бизнес нынче переживает далеко не лучшие времена. Посреди пустоши и пыли люди, больше смахивающие на рабов, получают этот строительный материал дедовским методом. Рабочие маленькой фабрики живут в скудных халупах и крайне редко выбираются во внешний мир. Лотфолла (Али Багери), лысеющий и седеющий мужчина чуть за 40, родился у печи для кирпичей и трудится возле неё всю свою жизнь. Хозяин фабрики продал её банку в счёт неуплаченных долгов. Его рабы вроде бы могут быть счастливы — вот она, свобода! На самом же деле большинству работников некуда податься: у них нет ни дома, ни каких-либо других профессиональных навыков. Уходит целая эпоха. Лотфолла — посредник между барином и холопами — совершает последние приготовления и, наконец-то, находит в себе силы признаться в своих чувствах красавице Сердар (Махди Нассаж). Может быть, эту пустошь они смогут покинуть вместе.
Дебют Ахмада Бахрами стал триумфатором «Горизонтов»: картина получила приз за лучший фильм программы, а также была удостоена награды. «Пустошь» — фильм, в котором события развиваются настолько медленно, что зритель невольно становится соучастником происходящего на экране, погружается в трагедию древнегреческого масштаба. Картина, казалось бы, лишена места действия и времени. Нигде и везде, всегда и никогда.
Кому смотреть: ценителям медленного кино, визуального языка Белы Тарра и мудрых притч Аббаса Киаростами и Мохсена Махмальбафа.
«Слушай» («Listen»), реж. Ана Роша де Соуза, Португалия, Великобритания, 2020, программа «Горизонты»
В семье уборщицы частных домов Белы (Лусия Монис) и плотника, мечтающего стать художником, Жоты (Рубен Гарсиа) трое детей: старший сын Диего (Джеймс Фелнер), глухонемая дочь Лу (Мэйси Слай) и только что родившаяся малышка Джесси (её роль исполняют близняшки Лола и Кики Уикс). Они не так давно переехали из Португалии в Лондон, надеясь на лучшую жизнь в новой стране. Социальные службы пристально следят за проблемами бедных иммигрантов, словно бы выискивая повод для изъятия детей из семьи. У Лу ломается слуховой аппарат, на новый у Жоты и Белы денег нет. Девочка приходит в школу без жизненно важного для неё устройства, учительница бьёт тревогу, начинается война за право опеки.
Драма «Слушай» не только стала обладателем Спецприза жюри в программе «Горизонты», но и удостоилась Золотого льва будущего за лучший дебютный фильм. Актриса Ана Роуша де Соуза сама переехала из Португалии в Лондон, желая стать режиссёром. Она рисует не рай для приезжих, а ад для чужаков. Следуя примеру мастеров «реализма кухонной раковины», дебютантка указывает на жуткие пробелы британской системы социальной защиты и опеки детей. Неизвестно, насколько бы ситуация изменилась, если бы центральными персонажами были не выходцы из Португалии, а простые английские работяги из низов. В какой-то момент эта эмоциональная картина превращается в шпионский триллер. Дурацкому бюрократическому порядку противостоят жертвы и храбрые энтузиасты.
Кому смотреть: любителям остросоциальных драм о противостоянии простого человека и бездушной государственной системы в духе Кена Лоуча.
«Оазис» («Oaza»), реж. Иван Икич, Сербия, Словения, Голландия, Босния и Герцеговина, 2020, программа «Дни Венеции»
В 1969 году было открыто специализированное учреждение для детей и подростков с задержкой психического развития. В этом месте девочки и мальчики обучаются основным бытовым навыкам, а также проходят облегчённые курсы по предметам школьной программы. Историческая хроника упакована в форму документального фильма, пропагандирующего достижения коммунистического строя.
Наши дни. В то же самое учреждение поступает Мария (Марияна Новаков). Мать перестала с ней справляться и сдала дочь в приют. На вид девочке лет 15. Она ужасно недовольна своим новым местом обитания и несколько раз пытается сбежать. Примиряет её с унылой действительностью влюблённость в Роберта (Валентино Дзенуни). Ровесник практически ни с кем не разговаривает, отчего в глазах представительниц противоположного пола приобретает черты таинственного одиночки. Драгана (Тияна Маркович) тоже уже давно положила глаз на молодого человека. Между двумя девочками разгорается жаркое соперничество.
Серб Иван Икич с редким уважением к своим героям рассказывает простую историю любовного треугольника, сильно усложняющуюся в условиях столь депрессивного и безысходного места действия. Пожалуй, любые малейшие художественные изыски в повествовании неизбежно привели бы к фальши. «Оазис» лишён всего напускного и искусственного. В нём непрофессиональные актёры с отклонениями в развитии делятся со зрителями своими первыми чувствами и переживаниями. Разве можно хоть кому-нибудь отказать в праве любить и быть любимым?..
Кому смотреть: знатокам парадокументального кино и зрителям, которые ищут неординарные романтические истории.