В российский прокат вышел ироничный триллер Франсуа Озона «Что случилось осенью» о семейных тайнах, отравлении грибами и большой любви. Французский автор снимает примерно по фильму в год и, кажется, не знает, что такое творческий кризис. Озона мало кто причисляет к современным классикам — уж слишком его работы легковесные, игривые и зрительские. Зато автор умеет нравиться как фестивальным отборщикам и критикам, так и широкой публике. Максим Ершов выбрал 10 лучших фильмов режиссёра — о загадочных преступлениях, человеческих пороках, утрате и принятии.
10-е место: «Капли дождя на раскалённых скалах», 2000
Германия, 1970-е годы. 50-летний бизнесмен Леопольд (Бернар Жиродо) приводит домой 20-летнего юнца Франца (Малик Зиди). Пара познакомилась недавно: Франц должен был встретиться с невестой Анной (Людивин Санье), но согласился на предложение Леопольда пропустить несколько бокальчиков крепкого алкоголя и так никуда и не ушёл. Пока бизнесмен зарабатывает деньги, Франц в фартуке готовит обед, прибирается и сидит в четырёх стенах. В квартиру Леопольда заглядывают Анна и бывшая девушка хозяина дома Вера (Анна Левайн). Складывается необычный любовный четырёхугольник.
Фильм основан на одноимённой пьесе Райнера Вернера Фассбиндера, которую прославленный немец так никогда и не поставил на сцене. Озон не раз называл Фассбиндера своим кумиром, однако несколько отошёл от литературного первоисточника. В пьесе Леопольд был евреем, а Франц — немцем, что только подчёркивало странность их отношений, учитывая историческое наследие Германии. В «Каплях дождя на раскалённых скалах» Озон посмеивается над классическим браком, считая его не более чем пережитком буржуазной жизни. Фильм разбивается на серию анекдотических ситуаций, герои раздеваются, танцуют и поют. Всё действие развивается в одной квартире, и Озон не пытается скрыть театральную природу исходного материала. Тематически это классический фильм французского автора, однако разговорной трагикомедии не хватает ритма, а персонажи остаются условными и не до конца прописанными.
9-е место: «Всё прошло хорошо», 2020
Пожилой Андре (Андре Дюссолье) попал в больницу с инсультом. Теперь большая часть его тела парализована и передвигаться он может только на инвалидном кресле. Привыкший всё контролировать Андре ненавидит себя за беспомощность. Он считает, что прожил длинную и счастливую жизнь, а потому хочет добровольно с ней попрощаться. Дочери Эммануэль (Софи Марсо) и Паскаль (Жеральдин Пелас) не знают, вправе ли они выполнять просьбу отца и нарушать закон, ведь во Франции эвтаназия запрещена. Ближайшее место, где желание Андре может быть исполнено, — Швейцария. Эммануэль организует авантюрную операцию, чтобы отправить отца на тот свет. Французские власти не должны ни о чём догадываться и мешать на границе.
Один из удивительных талантов Озона — умение говорить на самые неоднозначные темы с юмором. Режиссёр экранизирует автобиографическую книгу писательницы Эммануэль Бернейм, своего регулярного соавтора. Изначально кажется, что про эвтаназию невозможно снять остроумное и даже оптимистичное кино, но Озону удаётся переубедить скептиков. Француза порой справедливо обвиняют в манерности и искусственности сюжетов, «Всё прошло хорошо» выделяется в меру сентиментальной и очень человечной интонацией. Своим фильмом Озон отстаивает право человека не только на жизнь, но и на смерть. Хотя, наверное, найдутся зрители, которые так и не смогут ответить на вопрос, снял автор драму или комедию.
8-е место: «Моё преступление», 2023
Богемный Париж 1930-х годов. Молодую и не самую удачливую актрису Мадлен Вердье (Надя Терешкевич) обвиняют в убийстве влиятельного продюсера Монферрана (Жан-Кристоф Буве). При поддержке подруги-адвоката Полин (Ребекка Мардер) артистка превращает судебный процесс в спектакль, который освещают во всех газетах. Мадлен уверяет, что продюсер распускал руки, так что абьюзера пришлось устранить в целях самообороны. Актриса становится настоящей звездой. Но тут появляется настоящая убийца Одетт (Изабель Юппер), которая хочет рассказать общественности правду.
«Моё преступление» — экранизация одноимённой бульварной пьесы Жоржа Берра и Луиса Вернея 1934 года. В фильме детективный сюжет отходит на второй план. Озон создаёт лёгкий и весёлый водевиль о женской дружбе и цене успеха. Правосудие показано далеко не в лучшем виде, а смекалка, находчивость и храбрость помогают и Мадлен, и Полин. После серьёзной драмы «По воле божьей», мелодрамы «Петер фон Кант» и фильма об эвтаназии «Всё прошло хорошо» Озон возвращается к игривому и вроде бы необязательному жанру, но радует смешными сюжетными поворотами и звёздами французского кино в необычных образах.
7-е место: «По воле божьей», 2018
Житель Лиона Александр (Мельвиль Пупо) видит по телевизору католического священника Бернара Прейна (Бернар Верле), который совратил его в юном возрасте. Почтенный глава семейства удивляется, что служитель церкви до сих пор в строю. Александр уверен, что он был не единственной жертвой святого отца. Вскоре он находит Франсуа (Дени Меноше) и Жиля (Эрик Каравака), которых в детстве совратил тот же священник. Взрослым мужчинам непросто вслух говорить о травматичном прошлом. Непонятно, как к новостям отнесутся коллеги и близкие. Однако троица начинает кампанию против Прейна и местного кардинала, который допускал насильственные действия первого.
«По воле божьей» основан на реальных событиях, а на момент премьеры фильма обвиняемый представитель католической церкви ещё не был осуждён. Так что картина, помимо художественной составляющей, обладает гражданским и политическим посылом, призывая к наказанию. Пожалуй, это единственный фильм Озона, в котором нет даже намёка на юмор — слишком болезненна затрагиваемая тема. Автор снимает честное и духоподъёмное кино, которое пытается вернуть веру в человечество. Однако любим мы французского режиссёра в том числе за иронию.
6-е место: «Что случилось осенью», 2024
Пенсионерка Мишель (Элен Венсан) живёт в просторном доме в Бургундии, гуляет и обсуждает последние события с подругой Мари-Клод (Жозиан Баласко) и с нетерпением ждёт приезда на осенние каникулы внука Люка (Гарлан Эрлос). Мальчику и его маме Валери (Людивин Санье) Мишель оставила свою парижскую квартиру и обещает завещать дом. Перед появлением долгожданных гостей две пожилые подруги идут за грибами. После обеда Валери чувствует себя плохо и попадает в больницу. Дочь увозит внука в Париж и не разрешает бабушке общаться со школьником. Мишель вызывается помочь недавно вышедший из тюрьмы сын Мари-Клод Венсан (Пьер Лоттен). Получается не очень.
Озон предлагает зрителям ироничный детектив-головоломку, в котором многие сюжетные детали остаются недосказанными, а потому у зрителей остаётся пространство для интерпретаций. На экране происходит несколько трагических событий, однако постановщик не уводит повествование в драматическую сторону. Смерть предстаёт как неотъемлемая часть жизни, а иногда даже делает окружающих счастливыми. Благодаря сюжетным лакунам каждого из персонажей можно представить в разном ключе: от добряка посреди череды случайностей до коварного злодея. Классического суда не будет, приговор выносит аудитория.
5-е место: «8 женщин», 2002
1950-е, роскошный особняк в зимней французской провинции. Накануне Рождества неизвестный убийца заколол ножом хозяина дома Марселя. Праздник собирались отмечать семь женщин: жена Габи (Катрин Денёв), её сестра Огюстина (Изабель Юппер) с их матерью (Даниэль Дарьё), дочери Катрин (Людивин Санье) и Сюзон (Виржини Ледуайен), а также две служанки — кухарка Шанель (Фирмин Ришар) и горничная Луиза (Эммануэль Беар). Вскоре на пороге особняка появляется сестра убитого Пьеретта (Фанни Ардан). Все восемь женщин в сборе. Дамы узнают, что неизвестные перерезали телефонные провода и сломали машину. Полицию не вызвать, до ближайшего города не доехать. Остаётся только выяснить, кто же убил единственного мужчину в доме.
Озон сумел собрать под одной крышей блистательных французских актрис разных поколений. И уже этого достаточно, чтобы поблагодарить режиссёра. Экранизация одноимённой пьесы Робера Тома стилизована под ретродетектив и включает несколько музыкальных номеров. Свои печали и мечты дамы выражают в форме песни. Хотя в центре сюжета убийство, яркие краски и снегопад за окном создают неожиданный семейный уют. «8 женщин» — самый праздничный и самый известный фильм Озона.
4-е место: «В доме», 2012
Учитель французской литературы Жермэн Жермэн (Фабрис Лукини) крайне разочарован в школьниках. За последнее время преподаватель не прочитал ни одного интересного сочинения. Всё меняется, когда в руки Жермэна попадает текст Клода (Эрнст Умоер) — восьмиклассника с последней парты. Школьник регулярно наведывается в гости к однокласснику Рафа (Бастьен Угетто) и пишет обо всём, что происходит в доме у приятеля. Папа Рафа (Дени Меноше) — отца и сына зовут одинаково — бредит договором с китайцами и обожает баскетбол. Мама Эстер (Эммануэль Сенье) мечтает сделать ремонт. Под предлогом помощи Рафа по математике Клод регулярно наведывается в гости к семейству и обо всём пишет Жермэну.
Как часто бывает у Озона, в основе сценария лежит не оригинальный текст, а чужая пьеса. На сей раз это «Мальчик за последней партой» Хуана Майорги. Учитель и школьник активно обсуждают происходящие в доме события, а иногда появляются вместе рядом с семейством двух Рафа и Эстер. Зрителю остаётся только гадать, где заканчивается правда и начинается вымысел. Клод, чужак, вламывается в привычный порядок вещей нормальной семьи — сюжет чисто пазолиниевский. В одном из самых изящных и остроумных своих фильмов Озон предлагает вглядеться в чужие окна и представить, какие страсти кипят на кухнях и в гостиных. Вокруг полно любопытных сюжетов, важно только их не пропустить.
3-е место: «Молода и прекрасна», 2013
Летом 17-летняя Изабель (Марина Вакт) отдыхает на прибрежном курорте с мамой (Жеральдин Пелас), отчимом (Фредерик Пьеро) и младшим братом Виктором (Фантен Рава). Там же девушка лишается девственности с ровесником из Германии Феликсом (Люка Призор). Первый секс не приносит старшекласснице никакой радости, но раскрепощает. Осенью Изабель решает заниматься любовью за деньги, представляясь как Леа. Всё идёт хорошо, пока пожилой постоянный клиент Жорж (Йохан Лейзен) не умирает от сердечного приступа во время полового акта. О необычной деятельности Изабель узнают родные и полиция.
Озон никогда не осуждает своих героев — к персонажам автор относится с любовью. Вот и Изабель показана как жертва обстоятельств, а не как коварная искательница плотских утех. Со сколькими бы клиентами парижанка ни переспала, её голубые глаза продолжают символизировать невинность. Изабель чаще получает удовольствие от секса за деньги, но на самом деле ищет внимания, тепла и заботы. Семью школьницы нельзя назвать неблагополучной, но родители заняты своими делами, а ровесники не дают желаемых ощущений. Секс для Изабель схож с наркотической зависимостью, а смерть клиента становится поворотным моментом и важным шагом во взрослении. Эрос и танатос снова нераздельны, а девушке предстоит принять несколько важных решений.
2-е место: «Бассейн», 2003
Построившая карьеру на однотипных детективах писательница Сара Мортон (Шарлотта Рэмплинг) приезжает осенью в расположенный на юге дом своего издателя Джона (Чарльз Дэнс). Литератор хочет половину дня наслаждаться прогулками и вкусной едой, а в оставшееся время писать новый роман. Тишину и покой нарушает появление дочери Джона Жюли (Людивин Санье). Поначалу Мортон недовольна присутствием молодой и раскованной хозяйки, но вскоре приглядывается к француженке и решает сделать её героиней романа.
Как и более поздний «В доме», «Бассейн» — прекрасный образец фильма о творчестве и переплетении реальности и фантазий. Психологический триллер неспешно набирает обороты и разгоняется к финалу, чтобы поразить сразу двумя неожиданными сюжетными поворотами. Первый англоязычный фильм Озона наглядно демонстрирует мастерство режиссёра, который виртуозно владеет ремеслом и знает все жанровые конвенции. Постановщик дарит Шарлотте Рэмплинг одну из лучших ролей в карьере. Оторваться от экрана невозможно.
1-е место: «Франц», 2016
Немцы Анна (Паула Бер) и Франц (Антон фон Люк) любят друг друга и собираются пожениться. Идёт Первая мировая война, и молодого человека отправляют на фронт. Франц погибает на поле боя. По окончании войны убитая горем девушка продолжает посещать могилу любимого. На кладбище Анна сталкивается с французом Адриеном (Пьер Нинэ) — врагом Франца во время сражений. Как связаны два этих юноши? Может быть, Адриен убил Франца?
«Франц» — вольный ремейк антивоенной драмы Эрнста Любича «Недопетая колыбельная». С одной стороны, это одна из самых консервативных работ в фильмографии Озона. С другой, в эстетской чёрно-белой мелодраме нет ни единой фальшивой ноты. Вчерашние враги обретают умиротворение, пытаясь жить дальше после страшной беды. Адриен и Анна оказываются связаны через фигуру Франца: немка вспоминает былую любовь, а француз хочет поскорее забыть ужасы войны. Но Озон не был бы Озоном, если бы не подготовил для зрителей сюрприз. Трудно не проникнуться эмпатией что к французам, что к немцам — пешкам в чужой игре. Пацифистский посыл «Франца», увы, не утратил актуальности.