20 июля в российский прокат выходит криминальная комедия Элиаса Белькеддара «Король улиц» — крышесносная история о гангстере Омаре по прозвищу Клубничка, приговорённом к двадцати годам лишения свободы во Франции и вместе с подельником Роже сбежавшем в Алжир, на родину своего отца. Два бандита быстро осваиваются в новой стране, наслаждаются жизнью и периодически нарушают закон. Однако всё меняется, когда Омар встречает прекрасную Самию и юных головорезов, к которым сильно привязывается. Они заставят его переосмыслить прошлое, но сможет ли бывалый гангстер встать на путь исправления?
«Король улиц», показанный на Каннском кинофестивале 2023 года вне конкурса и номинированный на «Золотую камеру» за режиссёрский дебют, впечатлил критиков своей совершенно неожиданной для бандитского кино нежной любовной линией и жизнеутверждающей историей о крепкой мужской дружбе. В преддверии премьеры одного из самых атмосферных гангстерских фильмов вспоминаем лучшие криминальные комедии, вошедшие в историю кино.
«Большой Лебовски», реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1998
Джеффри «Чувак» Лебовски (Джефф Бриджес) наслаждается жизнью и считает себя абсолютно счастливым: он проводит свои дни в компании выпивки и друзей. Однако вскоре душевному покою героя приходит конец. Бандиты пытаются стрясти с Джеффри деньги, спутав Лебовски с миллионером-однофамильцем. С этого момента Чувак оказывается втянут в странную и довольно опасную аферу.
Криминальную комедию «Большой Лебовски» братьев Коэн, вышедшую в 1998 году, критики встретили скептически, сочтя её нелепой и бессмысленной. Фильм не выстрелил в прокате, но спустя некоторое время стал настоящим культурным феноменом. Зрители, посмотревшие «Большого Лебовски» на видеокассетах и позднее на DVD, были в восторге от главного героя — Чувака, разгуливающего в поношенном халате с коктейлем «Белый русский» в руке, обожающего боулинг и советующего не переживать из-за всякого г***а. Пацифистски настроенный персонаж настолько выделялся среди брутальных и жестоких мужиков из боевиков конца 1990-х и начала 2000-х, что собрал внушительную армию поклонников, именующих себя achievers, и породил целое религиозное течение «дудеизм», основанное на философии Джеффри Лебовски. Кстати, у миролюбивого Чувака есть реальный прототип. На образ главного героя братьев Коэн вдохновил кинопродюсер и политический активист Джефф Дауд, выступавший против войны во Вьетнаме и числящийся среди основателей «Сандэнса». «Большой Лебовски», в котором испорченный ковёр, задававший стиль всей комнате, кажется проблемой посерьёзнее, чем тёрки с бандитами, — первое культовое кино эпохи Интернета, в честь которого в США каждый год проводят фанатский Lebowski Fest.
«Залечь на дно в Брюгге», реж. Мартин МакДона, 2008
Наёмные убийцы Рэй (Колин Фаррелл) и Кен (Брендан Глисон) серьёзно облажались во время важной миссии в Лондоне. Их разгневанный шеф Гарри (Рэйф Файнс) посылает киллеров отсидеться в Брюгге, пока всё не устаканится. Кен очень рад долгожданному отпуску и изучает достопримечательности бельгийского городка. Рэй совершенно не разделяет эмоций напарника и пытается скоротать время в «чёртовом Брюгге», ввязываясь в драки с туристами и заигрывая с местной девушкой. Киллеры даже не подозревают, что новое задание шефа станет для них настоящим испытанием.
«Залечь на дно в Брюгге» ирландского драматурга Мартина МакДоны — криминальная комедия на все времена, подарившая нам легендарный дуэт Колина Фаррелла и Брендана Глисона, между которыми вновь возникают разногласия в последнем фильме постановщика «Банши Инишерина», номинированном на «Оскар» в девяти категориях. Кино о двух наёмниках, не по своей воле застрявших в средневековом городке, многие полюбили за превосходную игру на контрастах, убойные диалоги и оригинальное переосмысление стандартного образа киллера. На полнометражный режиссёрский дебют МакДону вдохновила поездка в Брюгге, который показался ему восхитительным и в то же время ужасно тоскливым. Противоречивое отношение к бельгийскому городу, а заодно и к рождественской атмосфере нашло отражение в чёрной комедии 2008 года. Впрочем, «Залечь на дно в Брюгге» открыт для всевозможных интерпретаций. Кто-то находит в нём злобную сатиру на бандитское кино, а другие — святочную притчу об искуплении и возрождении души, ведь в фильме действительно происходит много чудес, которые в обычной жизни мы привыкли не замечать.
«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи, 1998
Четверо друзей Эдди, Мыло, Толстый Том и Бекон планировали заработать кучу денег, обставив в карты первоклассного шулера и бандита по прозвищу Гарри-Топор. Но они недооценили профессионализм преступника и задолжали ему 500 тысяч фунтов. У самонадеянных парней есть неделя, чтобы вернуть долг, иначе участь их будет печальной.
Гай Ричи — настоящий король пацанского кино, который, как оказалось, умеет снимать не только хлёсткие криминальные комедии и меткие боевики без тормозов, но и красивые сказки («Меч короля Артура» и «Аладдин») и серьёзные мужские истории («Переводчик»). «Карты, деньги, два ствола» — первый полнометражный фильм британского режиссёра, определивший его фирменный стиль. В обаятельной хулиганской комедии картёжник Эдди и его кореша, мечтающие поскорее сорвать большой куш, умеют вертеться и выкручиваться на ходу. Этими ценными качествами Ричи наделит и своих будущих героев, среди которых чаще всего мелькают гангстеры — от мелких сошек до авторитетов. Криминальная картина 1998 года с уморительными перлами персонажей, выданными за барной стойкой («Я заказывал коктейль, а не джунгли в стакане»), кровавыми расплатами, лихо переплетёнными между собой сюжетными линиями и динамичным монтажом сразу стала хитом, а сегодня уже является классикой. «Карты, деньги, два ствола», в котором Ричи ссылается на «Злые улицы» Скорсезе и «Итальянскую работу» Коллинсона, послужил для Джейсона Стэйтема пропуском в Голливуд. До съёмок у «британского Тарантино» актёр работал уличным продавцом и даже не предполагал, что в будущем станет звездой боевиков.
«Криминальное чтиво», реж. Квентин Тарантино, 1994
В фильме переплетаются несколько криминальных историй, так или иначе связанных с буднями двух бандитов из преступной группировки, Джулса Винфилда (Сэмюэл Л. Джексон) и Винсента Веги (Джон Траволта), а также с тёмными делишками их босса Марселласа Уоллеса.
О величии чёрной комедии Квентина Тарантино и её влиянии на мировой кинематограф можно говорить бесконечно долго. В 1994 году безбашенному и эксцентричному «Чтиву» с его ироничным ультранасилием и едкой сатирой на криминальную хронику бульварной прессы удалось хорошенько встряхнуть индустрию — такого свободного постмодернистского кино Голливуд давно не видел. Затейливую и остроумную картину Тарантино, удостоенную «Золотой пальмовой ветви» в Каннах и получившую «Оскар» за лучший сценарий, растащили на цитаты, а культовый танец Мии Уоллес и Винсента Веги до сих пор повторяют на тематических вечеринках. «Криминальное чтиво», в котором аллюзии на работы Хичкока, Годара, Феллини прекрасно уживаются с оммажами фильмам категории В и мультсериалу «Флинтстоуны», — продуманное до мелочей и в то же время удивительно легковесное кино, покорившее как синефилов, так и массового зрителя. Второе детище Тарантино некоторые режиссёры, снимающие крышесносные истории про бандитов, по сей день используют в качестве основного референса.
«Поцелуй навылет», реж. Шейн Блэк, 2005
В канун Рождества начинающий грабитель Гарри Локхарт (Роберт Дауни — младший) вместе со своим напарником решает обчистить магазин игрушек. Однако у незадачливых воров ничего не получается — внезапно включается сигнализация, и героям срочно нужно уносить ноги. Гарри прячется от полиции на актёрских пробах, которые, к собственному удивлению, успешно проходит. Локхарт попадает прямиком в Голливуд, где к роли детектива его готовит опытный сыщик Перри (Вэл Килмер). Вскоре им предстоит расследовать реальное убийство.
«Поцелуй навылет» — режиссёрский дебют Шейна Блэка, снятый по мотивам книги Бретта Халлидея «Тела лежат там, где ты их нашёл». Кино фривольно размышляет об изнанке Голливуда и в то же время представляет из себя дерзкую карикатуру на неонуарный детектив. Эта острая на язык комедия не только безжалостно глумится над криминальным жанром, но и периодически делает реверансы в сторону фильмов Тарантино. «Поцелуй навылет», провалившийся в прокате, чуть позже всё же заслужил признание зрителей, благодаря оригинальному сочетанию крепкого бадди-муви, обаятельно-нелепой истории о превратностях актёрской судьбы, вышедшей из-под контроля детективной линии и праздничного боевика в духе «Крепкого орешка», только с большим количеством экранного насилия. Комедия Шейна Блэка, который позже снимет не менее пародийных и бойких «Славных парней», возводящих в абсолют эстетику 1970-х, приглянётся не только ценителям кино, посвящённого жанровой деконструкции (того же «Крика»), но и фанатам Роберта Дауни — младшего. В «Поцелуе навылет» его перевоплощения заслуживают отдельных оваций.
«Грязь», реж. Джон С. Бейрд, 2013
Продажный и испорченный коп Брюс Робертсон (Джеймс МакЭвой), работающий в сыскной полиции Эдинбурга, давно ждёт повышения и рассчитывает получить должность детектива-инспектора. Начальство просит его заняться расследованием убийства японского студента, чьё тело обнаружили в подземном переходе. В то же время на место детектива-инспектора покушаются не менее опытные коллеги Робертсона. Брюс решает избавиться от конкурентов, прибегнув к их дискредитации.
«Грязь», поставленная Джоном С. Бейрдом по роману Ирвина Уэлша, — экстремальная криминальная трагикомедия с возмутительно нетолерантным юмором. Однако вся сила фильма заключается в отвязной игре Джеймса МакЭвоя и обезоруживающем финальном твисте, вынимающем душу даже из самого строгого зрителя, успевшего вынести приговор Брюсу Робертсону, который до самого конца держится отвратительным садистом. «Грязь» — криминальное кино, лишённое гангстерских разборок и сосредоточенное на саморазрушении главного героя. Брюс, казалось бы, уже опустился на самое дно, но тут снизу постучали. Картина про морально разлагающегося копа, измывающегося над коллегами, свидетелями и всеми, кто встретится ему на пути, — зрелище не для слабонервных. По сравнению с «Грязью» культовая драма «На игле» Дэнни Бойла о приключениях наркозависимых шотландцев — совершенно безобидная история. У одних фильм Джона С. Бейрда вызывает восхищение своим двойным дном, у других — лютую ненависть, но он просто не может оставить равнодушным.
«Фарго», реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1996
Непутёвый менеджер по продажам Джерри Ландегаард (Уильям Х. Мэйси) работает у собственного тестя и решает поправить своё финансовое положение, организовав похищение жены и потребовав у её отца выкуп. Чтобы удачно провернуть дело, герой обращается за помощью к двух преступникам и обещает отдать им половину суммы, которую должны заплатить за освобождение заложницы. Но всё идёт не так, как планировал менеджер, — бандиты теряют контроль и убивают невинных людей. И тут в игру вступает женщина-полицейский.
Трагикомическому криминальному триллеру «Фарго» братьев Коэн в своё время удалось разыграть зрителя, предложив тому безумную историю о преступлении, основанную на реальных событиях. Позже режиссёры признались, что намеренно ввели аудиторию в заблуждение, чтобы вызвать неподдельный интерес к фильму и желание досмотреть дикую и абсурдистскую чёрную комедию до конца. Несмотря на то что все события оказались вымышленными, кино братьев Коэн не потеряло в цене и всё ещё считается одним из лучших представителей жанра. Именно в «Фарго», виртуозно обращающемся с детективом, зародился каноничный типаж героини Фрэнсис МакДорманд — женщины, которая проходит через самые сложные испытания и совершает невозможное. Роль бесстрашной и хладнокровной полицейской Мардж Гандерсон, способной также быть чуткой и трогательной, специально для актрисы написал её муж, Джоэл Коэн. За бесподобную игру в «Фарго» МакДорманд получила свой первый «Оскар».
«Жмурки», реж. Алексей Балабанов, 2005
Середина 1990-х, Нижний Новгород. Двое бандитов Серёга (Алексей Панин) и Саймон (Дмитрий Дюжев) выполняют грязную работу, которую им поручает местный «крёстный отец» Сергей Михайлович (Никита Михалков). Вот только у головорезов-раздолбаев всё вечно идёт не по плану. Михалыч послал парней за химиком, делающим порошок, — они устроили кровавую бойню. Попросил выкупить партию запрещённых веществ — снова облом. Не успели Серёга с Саймоном исправить свои косяки, сразу же объявился «оборотень в погонах» Степан (Виктор Сухоруков), мечтающий серьёзно подставить их босса.
Российское криминальное кино тоже не обходится без жёсткого юмора. «Жмурки» — чёрная комедия Алексея Балабанова, в которой классическая для режиссёра история о потерянном молодом поколении 1990-х (непременно мужском) приобретает тарантиновский характер. Зубодробительное, иногда в прямом смысле, кино вроде бы не несёт в себе очевидный социальный комментарий, как тот же «Брат» или «Груз 200». Бесконечные перестрелки, в том числе из-за заветного чемодана героина, снятые прямо-таки с размахом культовых голливудских боевиков, карикатурные бандиты с несуразными чёлками, туго соображающие и ни на долю секунды не сдерживающие агрессию, реки фальшивой крови и море циничного юмора. Герои Дюжева и Панина — натуральные исчадия ада, а их босс в исполнении Михалкова, сверкающий золотыми зубами и облачённый в малиновый пиджак, — Сатана во плоти. И всё-таки «Жмурки» не только воплощают беспощадность лихих девяностых, но и обличают человеческое лицемерие: бандиты крестятся каждый раз, когда видят храм, а затем спокойно продолжают убивать. Финальная сцена, в которой бывшие гангстеры привыкают к новым обязанностям в своём думском кабинете под песню Жанны Агузаровой, и вовсе выносит неутешительный приговор будущему. Впрочем, все имена вымышлены, а любые совпадения случайны.
«Святые из Бундока», реж. Трой Даффи, 1999
Братья Коннор (Шон Патрик Флэнери) и Мёрфи (Норман Ридус) — простые парни из Бостона, которые всегда много работали и ни у кого не вызывали подозрений. За один день они изменились до неузнаваемости. Братья возомнили себя посланниками Бога, наделёнными правом вершить кару небесную над грешниками. Коннор и Мёрфи, уверенные, что их предназначение — избавление мира от зла, решили начать с уничтожения бостонской мафии.
Культовую криминальную комедию Троя Даффи очень прохладно встретили критики, сочтя её очередной проходной поделкой в стиле Тарантино, чьей режиссёрской манере кинематографисты стали подражать после оглушительного успеха «Криминального чтива». «Святых из Бундока» было решено не выпускать в широкий прокат из-за печально известных событий, произошедших в одной из американских школ в 1999 году. До массового зрителя картина добралась уже на видеокассетах, заработав на их продаже 50 млн долларов. Широкую аудиторию фильм сразил наповал своим крышесносным и отнюдь не гуманным юмором, парадоксальным сочетанием глубокой набожности и бескрайнего ультранасилия и, конечно же, эффектными персонажами. Амбивалентный агент ФБР в исполнении Уиллема Дефо, балансирующий на грани добра и зла, невезучий бостонский мафиози Рокко, в котором ещё осталось что-то человеческое, и «святые братья» МакМанус, пугающие своим извращённым пониманием справедливости, явно позаимствованным у главного героя «Таксиста», превратили кино Даффи в ядовитый карнавал абсурда и помогли ему обрести культовый статус.
«Однажды в Ирландии», реж. Джон Майкл МакДона, 2011
У сержанта полиции Джерри Бойла (Брендан Глисон) из небольшого ирландского городка не самая безупречная репутация: он ведёт себя грубо и неуважительно по отношению к другим и не видит в этом проблемы. При этом агрессивного и нетолерантного копа нельзя назвать счастливым — после работы он заботится об умирающей матери и предаётся саморазрушению. Однажды в полицейский участок наведывается агент ФБР (Дон Чидл), планирующий раскрыть международную банду наркоторговцев. Себе в напарники он выбирает угрюмого Джерри Бойла, у которого нет иного выхода, как согласиться на сотрудничество. Злобный коп и ответственный агент даже не предполагают, во что выльется расследование опасного дела.
Криминальная комедия старшего брата режиссёра Мартина МакДоны, в 2011 году отмеченная на Берлинском кинофестивале, сейчас вызывает смешанные чувства и кажется совсем неполиткорректной. И всё-таки у Джона Майкла, которому не так ловко даются жанровые переходы, получилось снять забористое бадди-муви со своими абсурдными нюансами и поистине трагическими откровениями. «Однажды в Ирландии» не отличается зрелищностью. Старшего МакДону больше интересуют развитие человеческих отношений и внутренняя трансформация героев, а экшен даёт о себе знать только в кульминационные моменты, что объединяет их с братом творчество. Впрочем, не только это. Брендан Глисон давно стал негласным талисманом фильмов братьев МакДона. Так, после «Залечь на дно в Брюгге» актёр снялся в «Однажды в Ирландии», затем сыграл в «Голгофе» и снова повздорил с Колином Фарреллом в «Банши Инишерина».