
19 декабря Джейку Джилленхолу, одному из лучших актёров современности, исполняется 45 лет. По такому случаю киновед Валерия Куприна составила список его лучших ролей (хотя абсолютно каждый перформанс актёра способен оживить любой фильм) в порядке хронологии: от миллиардных ромкомов до нишевых психологических драм.
Материал 18+
Самобытный эксцентрик, признанный интроверт, самый relatable мужчина в индустрии — «Я проснулся, и у меня не было ни одного сообщения, потому что у меня нет друзей» — и, будем честны, главный краш поколения миллениалов. Джейк Джилленхол — один из редких профессиональных актёров современности, кто can do both: и независимое кино, и международные блокбастеры; роли обаятельных красавчиков и находящихся где-то на границе спектра психических расстройств безумцев; выхолощенные сериалы стриминговых платформ и переосмысление классики на театральной сцене. Ключевыми особенностями его метода являются почти обсессивная отдача материалу, выстраивание внутреннего и внешнего мира персонажа с опорой не столько на сценарий, сколько на собственные представления вообще и интенсивную подготовку, которая может включать в себя как любого рода телесные трансформации, так и углублённое изучение контекста (литературы, реальных криминальных дел, физиогномики и так далее). Неудивительно, что в интервью актёр не раз признавался, что в профессии, как и в жизни, им в первую очередь движет любовь к интерпретации и нескончаемый запас любопытства.
Донни Дарко, «Донни Дарко»
реж. Ричард Келли, 2001

Шизофренический слоубёрнер Ричарда Келли об одиноком подростке, который видит кролика — предвестника конца света, фактически запустил карьеру Джейка Джилленхола. Провалившись в прокате, «Донни Дарко» стал культовым только после релиза на DVD. На поверку фильм оказался сложноустроенной философской притчей, очень точно попадающей в пульс времени. В своём режиссёрском дебюте Келли удалось зафиксировать невидимый невооружённому камерой взгляду цайтгайст: бесконечно тянущуюся ностальгию по прошлому (не зря мы все сегодня ждём финал «Очень странных дел», действие которых тоже происходит в 1980-х) и наступление нового, ещё более жестокого и страшного века. Критики сразу вписали «Донни Дарко» в топ величайших независимых фильмов в истории кино. И это в том числе заслуга Джилленхола.
Актёр признавался, что уже на стадии чтения сценария понял уникальность проекта. В материале по-настоящему отразилось мироощущение тинейджера, которое Джейк испытывал сам. Джилленхол запечатлел в образе Донни турбулентный переход во взрослую жизнь, когда казавшиеся непоколебимыми вещи внезапно теряют свои очертания. Герой стал символом подросткового одиночества с его уникальным сочетанием перманентной тревоги, бунтарства и уязвимости.
На площадке 21-летний актёр много импровизировал. Шёпот в разговорах с устрашающим кроликом, первые эксперименты с мимикой (которые впоследствии станут его визитной карточкой) вроде намеренной редукции моргания, подчёркивающей отстранённость и противоестественность Донни, — всё это в образ спасителя-аутсайдера привнёс сам Джилленхол. А ещё благодаря ему в фильме снялась его старшая сестра Мэгги — сиблинги как раз проходили бурный период соперничества, что очень кстати совпало с сюжетом картины.
Джек Твист, «Горбатая гора»
реж. Энг Ли, 2005

Во многих смыслах поворотный фильм Энга Ли, выходящий за конвенциональные рамки своего времени. «Горбатая гора» — не столько история любви или эксплуатация в нулевых набирающего популярность тропа сексуальной идентичности, сколько исследование человеческих характеров и общества, обременённого предрассудками. Ли с особой тщательностью подошёл к распределению ролей: интровертному по природе Джилленхолу достался наименее свойственный ему герой. Это заставило актёра выйти из зоны комфорта, перестать полагаться на прошлый опыт и выстроить персонажа новыми, нехарактерными для него способами.
В его Джеке Твисте исследуется маскулинность, чьей сильной стороной оказывается отнюдь не агрессия и перманентное стремление к власти, а способность выражать свои эмоции и чувства. Актёр ломает стереотипы как образа ковбоя, так и принятых норм «мужского». Свободолюбивый и решительный Джек не боится показаться чувствительным и ранимым. Для последнего нужна большая смелость, которую Джилленхол во многом перенял у собственного персонажа. «Горбатая гора» опередила время благодаря своей открытости и противопоставленности расхожим убеждениям; проторила путь для огромного комьюнити. За роль в фильме Джилленхол получил свою единственную номинацию на «Оскар» за всю карьеру.
Роберт Грейсмит, «Зодиак»
реж. Дэвид Финчер, 2007

Первый основанный на реальных событиях фильм Дэвида Финчера, ломающий рамки детектива и процедурала. «Зодиак» не совсем о поиске маньяка, скорее о коллективном помешательстве его фигурой. Не зря слоган картины гласит: «Есть много способов потерять жизнь из-за убийцы». В основу сценария легли книги Роберта Грейсмита, карикатуриста San Francisco Chronicle, непосредственно принимавшего участие в расследовании и уверенного, что он установил личность маньяка, хотя тот так и не был пойман. Эта неоднозначность — отсутствие доказательной базы причастности Зодиака к большинству смертей, вероятность наличия нескольких убийц, ошибочные суждения Грейсмита — делает из фильма Финчера многоуровневую головоломку, в которой, вероятно, одержимый поиском маньяка карикатурист ещё более безумен, чем предмет его мании.
Именно эта одержимость легла в основу персонажа, сыгранного Джилленхолом. Исполнитель в принципе тяготеет к обсессивным, ненормированным героям. Он методично вытаскивает внутренних демонов персонажей наружу, хирургически точно проникает им в голову, диагностируя, чем продиктованы те или иные их действия. Джейк интерпретирует героев на экране, опираясь на природу их мышления, а не на собственную логику. Роберт Грейсмит — едва ли не лучший образец такого анализа. Карикатурист, любящий криптограммы, заинтересовывается маньяком как бы случайно, однако становится самым бескомпромиссным его преследователем. В отличие от полицейских и журналистов, им движет не долг или слава, а азарт. Тесно сотрудничая с реальным прототипом своего героя, Джилленхол пытался уловить эту чистую заинтересованность, бесконечное любопытство, сподвигнувшие Грейсмита продолжать расследование множество лет спустя. Образ, созданный актёром, не только психологически перекликался с настоящим человеком, но и деконструировал жанр детектива, поставив во главу угла мифический, поп-культурный, почти религиозный образ маньяка, а не его реальное воплощение.
Джейми Рэнделл, «Любовь и другие лекарства»
реж. Эдвард Цвик, 2010

Противовесом независимому кино в фильмографии Джилленхола выступает притворяющаяся ромкомом мелодрама Эдварда Цвика с кассой выше 100 миллионов долларов. При детальном рассмотрении «Любовь и другие лекарства» оказывается чем угодно, кроме примитивистского жанра 2010-х. Это и хроника виагровой революции, и одна из немногих репрезентаций болезни Паркинсона в кино, и откровенный разговор об отношениях, не стесняющийся интимности, психологической или физической.
Роль Джейми Рэнделла, начинающего игрока большой фармы, заинтересовала Джилленхола своей двойственностью — вероятно, главной характеристикой, по которой актёр выбирает персонажей. Продавец золофта, а после — виагры, в погоне за продажами Джейми не до конца понимает, что поставлено на карту и какими будут последствия его растущего KPI. Этот важный поведенческий паттерн актёр почерпнул из общения с реальными коммивояжёрами пфайзеровских волшебных пилюль. Но ещё он усложнил персонажа на уровне ментальности. Несмотря на весь набор качеств токсичной маскулинности образца 2010-х, Джилленхол наделил своего героя легкосчитываемой уязвимостью, неуверенностями и страхами, которые проскальзывают не только в прямолинейных эпизодах — чего стоит одна только сцена панической атаки, — но и на уровне жестов, голоса, мимики. Бонусом: перед началом съёмок Цвик буквально вынудил застенчивого актёра научиться знакомиться с женщинами, чтобы соответствовать роли прожжённого бабника; жертвой (или счастливицей) стала посетительница ресторана, сидящая за соседним с ними столом.
Луис Блум, «Стрингер»
реж. Дэн Гилрой, 2013

Один из лучших режиссёрских дебютов 2013 года подарил кинематографу не только неконвенциональный триллер и язвительную сатиру о состоянии современных СМИ, но ещё и первую чисто антагонистическую роль в карьере Джейка Джилленхола. После очевидно симпатичных зрителю Дастана из «Принца Персии» и солдата Коултера, разгадывающего «Исходный код», актёр радикально сменил направление. Он сыграл мелкого преступника, который в угоду личным амбициям становится виртуозным криминальным репортёром и забывает о морали в погоне за шокирующими кадрами с мест преступлений и автокатастроф.
Луиса Блума можно охарактеризовать как пучеглазого маньяка с пустой улыбкой, голодного фрилансера — в прямом и переносном смысле слова. Прочитав сценарий, Джилленхол хотел, чтобы его герой выглядел как койот — тощий и поджарый хищник-падальщик, питающийся всем, что сможет найти. Ради попадания в роль актёр сбросил 15 килограмм. Он занимался физическими упражнениями по 8 часов в день до полного изнеможения, сидел на строгой диете, состоящей из кейла, выбирался на вылазки с настоящим стрингером и ездил с полицейскими в ночные патрули по Лос-Анджелесу. Он также придумал персонажу характерную особенность, вселяющую в зрителей подсознательный страх и некомфортное ощущение противоестественности: Блум в исполнении Джилленхола практически не моргает. Однако даже этого преимущественно однозначного антигероя актёр смог сделать сложным и противоречивым, наделив его чертами, свойственными ему самому и всем тем, чьё взросление выпало на 1990-е. Блум — яркий представитель поколения, выросшего под лозунгом «успех любой ценой», провоцирующего большие амбиции, которыми очень легко злоупотребить.
Локи, «Пленницы»
реж. Дени Вильнёв, 2013

Нуарный триллер Дени Вильнёва исследует одноэтажную Америку в плоскости человеческих, а не сверхъестественных кошмаров. Он помещает персонажей в «серую зону» как физических, так и моральных координат. В нём нет однозначно «хороших» или «плохих», а наиболее явно этот подход конденсируется в образе детектива Локи (Джилленхол). О герое-энигме известно только то, что он распутывал каждое дело, за которое брался. При этом именно он становится своеобразным нарратором, проводником зрителя через внутренние перипетии «Пленниц».
Локи — классический персонаж Джилленхола. Это хороший человек, травмированный обстоятельствами жизни. Актёр признавался, что при выборе героя он обращает внимание не столько на преобладающую в них тьму, сколько на своё к ним отношение — насколько трудно полюбить их с первого взгляда и насколько тяжело будет расставаться с ними в самом конце. Работая над образом Локи, Джилленхол привнёс в него множество деталей. Начиная с татуировок, отсылающих к заинтересованности и заворожённости детектива криминальным миром, а также символизирующих его стыд перед этой околдованностью (большую часть времени тату скрыты под одеждой). Заканчивая перстнем, который Локи крутит на пальце во время сомнений, и нервным тиком, символизирующим постоянную включённость и эмоциональную напряжённость героя. Для сцены допроса, которая длится менее трёх минут, Джилленхол отсмотрел 100 часов видеозаписей реальных допросов задержанных преступников.
Дэвис Митчелл, «Разрушение»
реж. Жан-Марк Валле, 2015

Психологическая драма Жан-Марка Валле основана на сценарии из чёрного списка 2007 года (потенциально кассово успешных, но нереализованных сюжетов). Только в 2015-м написанный Брайаном Сайпом скрипт увидит свет, во многом благодаря Джилленхолу. «Разрушение» — полноценный бенефис, драматическое соло, держащееся на плечах (жестах, мимике, завирусившемся в социальных сетях танце и так далее) одного актёра.
Роль Дэвиса Митчелла маркирует новый срез героев в профессиональном портфеле Джилленхола, который и без того выделяется на фоне остальных отсутствием привязки к конкретному амплуа. Дэвис — обыкновенный человек, банкир, переживающий смерть жены и проходящий внешние и внутренние трансформации. Психологические преобразования, почти не отображающиеся на внешности персонажа, происходят медленно и постепенно. От страдающего посттравматическим синдромом мужчины, проходящего все стадии горя, Джилленхол шаг за шагом — через метафорическое уничтожение внутренних установок и вполне реальное разрушение кувалдой прошлой жизни в виде обставленного женой дома — показывает пронзительную метаморфозу героя, открывающего себя новому опыту.
Эдвард Шеффилд/Тони Гастингс, «Под покровом ночи»
реж. Том Форд, 2016

Постмодернистский многослойный ребус от модельера Тома Форда наследует структуре книги-первоисточника Остина Райта «Тони и Сьюзан». Это фильм-матрёшка, своеобразный mise en abyme, где каждая история разыграна одними и теми же актёрами, но вокруг разного спектра проблем — от влияния искусства на реальность до всеобъемлющего чувства одиночества. В руках у Джейка Джилленхола два персонажа. Эдвард Шеффилд — писатель, только что издавший свой первый роман. И Тони Гастингс — герой этого романа и очевидное альтер эго Эдварда, которое одновременно кардинально отличается от реальности и воплощает её.
Джилленхолу уже приходилось в рамках одного фильма отыгрывать нескольких лиц. Достаточно вспомнить вышедшего тремя годами ранее «Врага» Вильнёва. Однако именно картина Форда позволяет ему в полной мере поэкспериментировать с мельчайшими контрастами, тонкими деталями, которые и отличают, в общем-то, одинаковых персонажей. Вероятно, именно «Под покровом ночи» по-настоящему фиксирует гиперпластичность актёра, его гуттаперчевость, почти пластилиновость. Всё благодаря огромному простору для импровизации, что предоставил Форд: режиссёр согласился с просьбой Джилленхола продолжать съёмку даже после окончания сцены, тем самым дав исполнителю возможность выйти за установленные сценарием ограничения и расширить универсум фильма.
Джонни Уилкокс, «Окча»
реж. Пон Джун-хо, 2017

Сатирический триллер о глобальных корпорациях и гигантских свиньях стал второй англоязычной картиной Пон Джун-хо. Редкий случай, но Джилленхол, будучи фанатом режиссёра, сам попросился в проект. Ему досталась роль Джонни Уилкокса. Чудаковатый зоолог когда-то блистал на ТВ в собственной передаче, но позже вышел в тираж и теперь представляет компанию «Мирандо», производящую на свет суперхрюшек. После череды серьёзных проектов эксцентричный Уилкокс стал для актёра глотком свежего воздуха. Давно (или почти никогда) зрители не видели Джилленхола в комедийном амплуа придурковатого учёного, рассекающего по прериям в коротких шортах с сафари-шляпой наперевес.
Прототипом героя послужил Джонни Моррис — популярный ведущий детской телепередачи Animal Magic на BBC. В дополнение Джилленхол отсмотрел массу шоу про животных для детей, чтобы понять специфику разговора с подрастающей аудиторией. Так, важной отличительной чертой Уилкокса стал его писклявый, похожий на скрип по стеклу голос. Пон буквально нарисовал для актёра гитару и указал на струны, которые обычно не трогают при игре: «Вот это и есть твой голос». Карикатурность, которой Джилленхол наделяет своего и без того экстравагантного персонажа (одни его усы настоящей порнозвезды чего стоят), не вписалась бы ни в один голливудский фильм, но в картине Пона она смотрится органично и к месту.
Расти Сабич, «Презумпция невиновности»
реж. Грег Яйтанс, Анне Севитски, 2024

Детективный мини-сериал от Apple TV о прокуроре, подозреваемом в убийстве, — вторая экранизация одноимённой книги Скотта Туроу. В 1990-х роль Расти Сабича, юриста, отчаянно пытающегося доказать свою невиновность, досталась Харрисону Форду. Вопросов, действительно ли он убил свою любовницу, в общем-то, не возникало — Форд вселял уверенность и безопасность. Другое дело — Расти, сыгранный Джейком Джилленхолом в 2024-м. Шоураннеры «Презумпции невиновности» намеренно эксплуатируют патологический накал, свойственный актёру, уплотняя повествование двойными смыслами.
Джилленхол вновь берётся за неоднозначного персонажа. В его версии Расти сочетаются токсичная маскулинность и новая искренность, холодный расчёт и панические настроения, виновность и невиновность. Во многом поддерживать постоянное напряжение позволил подход к съёмочному процессу. Актёры получали сценарий каждого эпизода поэтапно, узнавая главные плоттвисты непосредственно перед началом съёмок новой серии. Не обошлось и без фирменных особенностей, которыми Джилленхол любит наделять своих персонажей. Так, Расти в его исполнении всегда носит очки на самых нижних пуговицах рубашки — одновременно символ расслабленности и власти.









