Обзор (к)инопрессы #71: «Полуночная месса», смех «Скалы», возвращение «Хэллоуина»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Обзор (к)инопрессы #71: «Полуночная месса», смех «Скалы», возвращение «Хэллоуина»
КИНОТВ

Виктор Непша рассказывает о самых интересных материалах о кино из иностранной прессы. В этом выпуске — про операторское искусство, Дуэйна «Скалу» Джонсона, «Хэллоуин», фолк-хорроры, но и не только.


«Полуночная месса»: интервью с оператором о цвете, свете и иерархии

«Полуночная месса»: интервью с оператором о цвете, свете и иерархии

24 сентября на Netflix вышел сериал «Полуночная месса» Майка Флэнегана («Доктор Сон», «Призрак дома на холме») — одного из самых интересных хоррор-режиссёров последних лет. Шоу уже собрало положительные отзывы аудитории и критиков. Filmmaker поговорил с Майклом Фимоньяри, оператором «Мессы» и постоянным соратником режиссёра (это их шестой совместный проект). Фимоньяри рассказывает, как он снимает хорроры, а как — ромкомы, почему сериал про священника в изолированной островной общине носит для режиссёра личный характер и как устанавливается равенство на съёмочной площадке. Откровенно ярких и безумных историй нет, но оператор охотно разбирает с журналистом непростые съёмочные нюансы, от семиминутной сцены одним планом до съёмки в темноте при свечах.

«Filmmaker: В титрах съёмочные команды названы “Зелёные”, “Красные” и “Синие”, а не A, B и C (в данном случае иерархический аналог первой, второй и третьей. — прим. КИНОТВ). С этим связана какая-то история?

Фимоньяри: Мы сделали так впервые. Я предложил это коллегам, потому что иногда с A и B можно зациклиться на иерархичности. Люди чувствуют, что одни планы важнее других просто в зависимости от того, чья камера их снимает. Некоторые команды считают, что имеют право провести более сложную съёмку на основании [этих буквенных] обозначений. Я твердо знал, что от этого надо избавиться, для нас важен каждый кадр. Были люди, уже считавшиеся частью команды, которые отказались от проекта, поскольку их очень заботило упоминание в титрах [в нужном ранге]. <…> Это нормально и тоже помогло [собрать съёмочную группу]. Мы хотим, чтобы все ощущали, что их участие важно, и чтобы все чувствовали себя равными на площадке, — ведь так оно и есть».


Оператор Витторио Стораро про «драматизацию цвета»

Оператор Витторио Стораро про «драматизацию цвета»

Операторскую тему продолжает профильное издание American Cinematographer, которое заново опубликовало текст интервью с Витторио Стораро, легендой профессионального цеха, сотрудничавшим с Фрэнсисом Фордом Копполой, Уорреном Битти, Вуди Алленом и Бернардо Бертолуччи. Разговор идёт о классическом фильме последнего — «Конформисте».

Как и предыдущий материал, этот — скорее для тех, кто смотрел предмет обсуждения и готов освежить в памяти самые интересные сцены. Стораро обстоятельно анализирует с собеседниками нюансы своей работы, поясняет, как Орсон Уэллс, Лукино Висконти и Рене Магритт вдохновили фильм и чем отличаются операторские свободы у Копполы и Бертолуччи. Особенно впечатляют эпизоды, в которых разбираются выбор света и роль теней при съёмке, а также момент, в котором оператор рассказывает про свою главную неудачную сцену в фильме. Отличное напоминание о том, что картина — не только и не столько сюжет и нарратив, а экранизация не обязана быть дословной.

«[Стораро:] Размышляя о “Конформисте”, я чувствовал, что между [главным героем] Марчелло Клеричи и его окружением не должно быть золотой середины. Я хотел создать вокруг него подобие визуальной клетки, используя очень резкий баланс света и тени, чтобы вызвать ощущение клаустрофобии. <…> Поэтому мы часто [при съёмках] скрывали любые источники света вне съёмочной площадки.

Я хотел, чтобы визуальная клетка, которую мы создавали, была почти монохромной, — я чувствовал, что в окружении Клеричи не должно быть цвета или страсти. Было бы слишком просто снимать всё в чёрно-белом цвете, мне казалось, что мы должны найти другие путь и решение. [Поэтому] искали способ драматизировать цвет — все в то время думали, что цвет предназначен для комедии, а чёрно-белая гамма — для драмы».


Нокиавейв: фильмы эпохи кризиса самоидентичности и дезориентации

Нокиавейв: фильмы эпохи кризиса самоидентичности и дезориентации

Джейкоб Линдгрен в своем тексте для MUBI анализирует спорный поджанр под названием нокиавейв (Nokiawave). Этот замысловатый термин был придуман графическим дизайнером Дэвидом Рудником. На примере американских боевиков рубежа тысячелетий вроде бондианы 90-х, первой «Миссия: невыполнима» и ранних картин о Борне Рудник определял нокиавейв как поджанр, объединяющий перечисленные выше фильмы тематически и интонационно. Преодоление границ и динамичное движение, шпионаж, паранойя, урбанистический сеттинг, технологии, системы наблюдения и политика — все эти мотивы он уместил в одном термине.

Линдгрен подхватывает дело Рудника и разбирает две самых любопытных для него черты поджанра — сеть (в самом широком смысле, как картография, система координат, контроля и просто status quo) и бесконечное движение (погони, преследования, не только физические, но и сетевые). Образцы всё те же — то, что по-простому можно назвать шпионскими боевиками конца 90-х — начала нулевых. Возможно, в этом главная проблема: Линдгрен с места в карьер берётся за нокиавейв-фильмы, невзирая на сомнительную состоятельность этого термина: подтверждать его чем-то большим, чем обыденная интуиция, он не берётся, зато успевает ввернуть в текст аж «пост-нокиавейв». Но надменно ностальгировать по этим фильмам с их нелепым изображением технологий из 2021-го всё ещё приятно.

«Для [понимания] сути нокиавейв-фильмов важно осознать время глубокого кризиса идентичности и дезориентации, в которое они создавались. Девяностые и начало нулевых годов для Запада были периодом после окончания холодной войны и до 11 сентября, когда баланс геополитических сил и нарративы идентичности были дестабилизированы. На этом фоне Голливуд, величайший экспортёр американского культурного империализма, сыграл решающую роль в попытках создать новые истории, которые смогли бы заполнить пустоту. <…> Нокиавейв-фильмы создают аллегории, которые проецируют своих главных героев на возникающие цифровые технологии, геополитические разрывы <…> и предлагают новые способы управления государством и влияния на урбанистический окружающий мир».


Про Дуэйна «Скалу» Джонсона: Вин Дизель, текила и ужасный смех

Про Дуэйна «Скалу» Джонсона: Вин Дизель, текила и ужасный смех

Vanity Fair выпустил большой профайл Дуйэна «Скалы» Джонсона, главного актёра среди современных выходцев из рестлинга. Из пространного текста можно узнать о президентских амбициях Скалы, его любви к текиле и вражде с Вином Дизелем, непростом детстве и отношениях с популярностью. Довольно апологетический текст, после которого невольно остаются вопросы: Джонсон действительно настолько идеальный или автор побоялся писать про него что-то плохое? В любом случае, отдельные эпизоды вроде вырывания Скалой ворот собственного дома и его спонтанных встреч с фанатами оставляют в хорошем настроении — даже если это всё искусная маска, то, по крайней мере, маска, от взгляда на которую день становится чуть лучше.

«[Эмили Блант:] [Скала] известен своей яркой харизмой, но при этом он достаточно застенчивый и замкнутый. Он — интересный и очень редкий коктейль из уверенности в себе и скромности. <…> Ещё он любит пить текилу, с ним очень весело тусить и у него самый мерзкий смех в мире».


Про «Хэллоуин», музыку и смерть

Про «Хэллоуин», музыку и смерть

К грядущему Хэллоуину у Interview Magazine вышел полноценный хоррор-double feature:

Беседа Джона Карпентера с продюсером и режиссёром Дэвидом Гордоном Грином («Джо» (2013), «Хэллоуин» (2018), а также новый «Хэллоуин убивает») о впечатлениях Карпентера от возвращения во франшизу в качестве композитора и о сложности написания саундтрека к собственным фильмам.

«[Карпентер:] Когда я снял первый “Хэллоуин”, у меня было три дня, фортепиано и синтезаторная программа от преподавателя из Южно-Калифорнийского университета. Прежде чем я мог что-то сыграть, ему пришлось всё настроить. Некоторые вещи я исполнял на полтона мимо, это было ужасно, но мы всё пережили. В эти три дня у меня не было возможности посмотреть фильм, нужно было сделать пять или шесть [музыкальных] тем, которые я мог поместить в нужные места повествования. Сейчас мы можем не только смотреть фильм в процессе съёмок, но и [сразу] добавлять звуки. [Тогда] у нас не было ни малейшего представления, что такое может быть. А ещё мы можем <…> брать гитары, искажать их [звучание], брать обычные звуковые эффекты и работать с этим всем. Целый новый мир — и мне он нравится».

Разговор Джейми Ли Кёртис (главная роль в оригинальном «Хэллоуине» и в новом «Хэллоуин убивает») и Мелани Гриффит о конкуренции их мам (Джанет Ли и Типпи Хедрен) и о том, как пройти через Голливуд и сохранить душу, энергию и личное счастье.

«[Кёртис:] У меня новый девиз — “Умереть живой”. Я хочу умереть душевно живой. С возрастом становишься более витальной, появляется больше интереса, больше ума, грации. <…> Я думала об этом, поскольку жизнь тяжела и многие люди умирают, если можно так выразиться, уже с мёртвой душой».


Классика фолк-хоррора

Классика фолк-хоррора

Diabolique Magazine — о двух британских телефильмах из передачи «Пьеса дня» (1970–1984), ставших классикой фолк-хоррора, — Robin Redbreast (1970) и Penda’s Fen (1974). Первый фильм, предположительно, повлиял на «Плетёного человека» (более популярный образец фолк-хоррора), а второй в принципе стал культовым, хоть и малоизвестным фильмом для ценителей. Автор текста, к сожалению, больше увлечён пересказом сюжета фильмов, но всё равно косвенно касается вопроса мастерства — как ручными средствами создаётся нечто, пугающее и впечатляющее сильнее картин с более крупным бюджетом. Другой интересный нюанс — как невозможность посмотреть фильм влияет на его культовый статус. После показа по телевидению эти фильмы не были доступны для широкого зрителя в течение десятилетий — из-за чего эффект мимолётной загадочности, приправленный ностальгией, только усилился.

«[В Penda’s Fen] концентрированная и грамотная атака на государство и церковь, на нормальность, узколобую конформность вызвала отклик у зрителей того времени. Как и в случае с Robin Redbreast, недоступность фильма для просмотра помогла ему стать чем-то вроде тёмного оккультного артефакта. Он рос и видоизменялся в памяти, это может быть непросто для понимания, особенно для молодых зрителей, привыкших к наличию фильмов в свободном доступе. Такие авторы, как Грант Моррисон, говорили о сильном влиянии [этой картины] на них, и с тех пор она была провозглашена журналом Vertigo одной из величайших визионерских работ британского кино и включена изданием Time Out в сотню лучших британских фильмов».


Киносписки и бонусы


Читайте также
Обзор (к)инопрессы #70: «Игра в кальмара», капризный Брандо, Кроненберг-экзистенциалист
Виктор Непша рассказывает, что обсуждали в иностранной (кино)прессе. Конечно, говорили про «Игру в кальмара»: за и против южнокорейского хит...
Обзор (к)инопрессы #69: «Память», Дэниэл Крэйг, «Искушение» и Майк Ли
Свежий дайджест интересных материалов о кино из иностранной прессы от Виктора Непши. В этом выпуске: Апичатпонг и синдром взрывающейся голов...
Гид по программе Международного фестиваля дебютного кино: огню нужен ветер
6 октября в Петербурге стартует Международный фестиваль дебютного кино. Вероника Хлебникова изучила программу и отметила самые интересные, н...
Лучшие сериалы: гид Татьяны Алёшичевой
Райан Мёрфи реабилитирует Монику Левински, Майк Флэнеган смотрит на католические ритуалы особым взглядом, а Сёрен Свейструп пытается возроди...
Главные новинки стриминг-сервисов, которые можно посмотреть в октябре
Соня Бессонова собрала подборку грядущих релизов, которые мы будем смотреть не выходя из дома. Возвращаемся к истокам и узнаём, как начинал...
Обзор (к)инопрессы #68: фрейдистский психоанализ, афроамериканское кино, Тодд Хейнс и Вильнёв
Виктор Непша в очередной раз проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное. Конечно, про Дени Вильнёва, чья «Дюна» штурмует киноте...
Также рекомендуем
Артём Макарский весь год рассказыв...
Запредельно страшно не будет, зато будет как минимум интересно.
Виктор Непша старательно отобрал всё самое интересное из зарубежной прессы за вас. Коронавирус (куда же без него), кино...
Искусственный интеллект в кинематографе будущего, естественный — Терренса Малика, портрет Эммы Маккей и лучшие фильмы Ма...
Артём Макарский весь год рассказыв...
Запредельно страшно не будет, зато будет как минимум интересно.
Виктор Непша старательно отобрал всё самое интересное из зарубежной прессы за вас. Коронавирус (куда же без него), кино...
Искусственный интеллект в кинематографе будущего, естественный — Терренса Малика, портрет Эммы Маккей и лучшие фильмы Ма...

Последние новости

00:00