В регулярном дайджесте Виктор Непша делится занимательными материалами из зарубежной (к)инопрессы. В этом выпуске: Майя Хоук и Маргарет Куэлли беседуют о Тейлор Свифт, новом проекте Копполы и примирительном сексе, журналисты ругают и хвалят фильм «Пила: Спираль», критики отмечают 20-летие фильма «История рыцаря» и 100-летие со дня рождения Сатьяджита Рая, «копают» под грядущий сериал из вселенной «Властелина колец» и разбирают, чему нас учит кино.
Вниз по «Спирали»: про новую часть культовой франшизы «Пила»
С 13 мая в прокате идёт «Пила: Спираль» — девятая часть культовой франшизы, когда-то запущенной дебютантами Джеймсом Ваном и Ли Уоннеллом. С тех пор прошло 17 лет, Джеймс Ван успел снять «Заклятие», «Аквамена» и «Форсаж 7», а новая «Пила» выходит с Крисом Роком и Сэмюэлем Л. Джексоном в касте. Насколько звёздные имена помогли взбодрить серию — вопрос спорный.
Дэвид Эрлих на IndieWire отмечает, что у фильма много старых минусов и есть багаж, от которого давно пора бы избавиться, но присутствие Рока, пусть и противоречивое, вместе с поворотом к социальной тематике хотя бы добавляют «Спирали» подобие индивидуальности.
«Хотя основное ощущение от франшизы не изменилось — она по-прежнему уродливая, дешёвая и незаинтересованная в том, чтобы её начали называть “возвышенным хоррором” — идея экстраполировать приём “Пилы” на социальные проблемы разумна. По крайней мере, “Спираль” — первый фильм серии за долгое время, который может оставить аудиторию с желанием посмотреть продолжение».
Дженни Нулф из The Austin Chronicle в одной из немногих исключительно положительных рецензий хвалит картину за схожесть с фильмом «Семь» Финчера и сохранение лучших качеств первых частей. «В “Пиле” всегда было полно копов, в большинстве своём хороших детективов, которые пытались остановить Конструктора (а ещё есть худший ученик Пилы, детектив Хоффман), но Рок и творческая команда “Спирали” знают, что лучше не перенаселять фильм 2021 года “хорошими копами”. <…> “Спираль” возвращается к корням франшизы, с её шероховатой эстетикой, напоминающей “Семь”, и ужасными убийствами <…>. Здесь темно, мерзко и запутанно, с адскими ловушками для убийств, проржавевшими складами и восхитительно гротескными мясными лавками».
Бенджамин Ли для Guardian, напротив, разносит картину и ставит ей 1 звезду из 5. «Эстетика фильма Даррена Линна Боусмана, который стоял за тремя картинами в серии (включая довольно занимательные вторую и третью части), устарела, как <…> любая надежда на “свежее” новое видение. Он дёшево сделан, плохо поставлен и смущает сценарно, как и худшие работы серии. Недостатки “Спирали” более заметны, потому что те, кто стоит за ней, думают, что создают нечто более изысканное, чем просто очередную “Пилу”».
А Variety подготовили обзор-рейтинг всех частей франшизы, в котором неожиданно поставили «Спираль» на второе место (не с конца!).
История про «Историю рыцаря»
«Истории рыцаря» с Хитом Леджером — 20 лет! По этому случаю Variety вспоминают историю создания и традиционные байки вокруг фильма: как Пол Уокер чуть не пришёл на главную роль, а неопытного и «несмешного» Пола Беттани отстаивали перед продюсерами, а также случай с рецензией несуществующего критика, немного подпортивший премьере репутацию. К небольшой, но ёмкой вводной части прилагается интервью с режиссёром картины Брайаном Хелгелендом. Если верить ему, съёмки картины были невероятно душевными — члены каста подружились и даже спустя годы при случайной встрече охотно собирались посидеть за кружечкой пива или прогуляться по городу.
«Двадцать лет спустя невозможно недооценить влияние фильма Брайана Хелгеленда; можно поверить в то, что он проложил путь для таких хитов, как нетфликсовские “Бриджертоны”. Хотя Хелгеленд не видел этого шоу, недавно он прочитал обзор. “Они хвалили современные танцы в этой старой обстановке, а я такой: что?”— вспоминает он со смехом, добавляя, что в тексте упоминается и его фильм. Влияние проявляется на более “человеческом” уровне: люди с татуировками-цитатами из фильма, люди, заказывающие соответственные костюмы для своей свадьбы, журналисты, которые говорят всем причастным, что это их любимый фильм на все времена (гм). Хелгеленд говорит, что сперва это его удивляло. “Наверное, потому что это странный фильм <…>. Существует целая группа медиевистов с докторскими степенями, которые писали диссертации и вели дискуссии по его поводу”».
Чему нас учат в школе примеры из кино?
Энтони Скотт на страницах NYT размышляет об основах национального (американского) характера и том, что он узнал о демократии из кино. Критик разбивает текст на семь фрагментов-понятий: сила, свобода, закон-порядок, деньги, медиа, политика и люди. Соответственно, каждому подбирается пример: Скотт иллюстрирует силу «Планетой обезьян: Революцией» (2014), а закон-порядок — «Тёмным рыцарем» (2008) (никаких Дреддов и Робокопов). Сама по себе тема кажется достаточно масштабной, чтобы написать по её мотивам не 7, а 77 тезисов, и более развёрнуто, чем это делает Скотт. Кроме того, от ведущего критика одного из главных американских изданий пассажи вроде «а что, если хорошие парни не всегда побеждают/что, если дуга Вселенной склонится к хаосу?» кажутся до бесстыдства наивными.
С другой стороны, текст работает как хорошо написанная лаконичная колонка на назидательную тему «чему нас учат в школе примеры из кино». Каждая из приведённых иллюстраций хороша нарочитой двусмысленностью, которую подчёркивает сам автор. Кроме того, Скотт остаётся метким и наблюдательным даже там, где это в принципе не нужно.
«Доброжелательная тирания — правление умных и чувствительных во имя прогресса и здравого смысла — это политический идеал Голливуда XXI века. Он определяет утопический горизонт вселенной Marvel, где политбюро из сверхмощных, неизбираемых сильных мира сего (и нескольких женщин) защищает интересы пассивной и уязвимой общественности».
«Нелегальное насилие как инструмент социального контроля и расистского террора имеет долгую и неприглядную историю в Америке, и Голливуд сыграл свою роль в облагораживании этого токсичного штамма национальной истории. Вместо кровожадной толпы фильмы передают закон в руки сложного героя, одинокого человека, живущего за гранью респектабельности. Со значком или без него, он индивидуалист, антиинституциональный игрок, пренебрежение правилами и процедурами делает его бунтарём, преступником на стороне хороших парней. Эта неоднозначная ДНК связывает стрелков из классических вестернов с городскими мстителями 1970-х годов, а затем иногда и с антигероями-супергероями нашего времени».
Браво, Сатьяджит Рай!
К столетию со дня рождения великого индийского режиссёра Сатьяджита Рая Film Comment вспоминают интервью с классиком, выходившее на их страницах аж в 1968 году. Из-за того, что разговор записывался на диктофон и будто бы без особой спешки, он получился особенно плавным и естественным, обстоятельным, но без занудства, напоминая о легендарной беседе Альфреда Хичкока и Франсуа Трюффо. Собеседник Рая Джеймс Блю — тоже режиссёр, что позволяет ему задавать вопросы, которые могут не прийти в голову менее эрудированному, никогда не снимавшему журналисту: о постановке света, экономности съёмок, работе с непрофессионалами, способе дублирования звука.
Рай производит впечатление на собеседника не только внешними качествами (огромный рост, галантный, почти патрицианский английский), но и цельным режиссёрским мировоззрением: невероятным сочетанием умения работать быстро, незатратно (обычно он снимает всё максимум за три дубля) и с обычными людьми. Кроме того, Рай делится, что его смущает в фильмах Годара, а что восхищает у Жана Руша, досконально разбирает способ съёмки своих сцен (сейчас «внутренней кухней» на таком уровне мало кто делится) и поясняет, почему часто любит стоять за камерой сам. В результате текст получился масштабный, но без провисаний, читается на одном дыхании — вещь по нынешним временам нечастая.
«Я почти никогда не делаю больше трёх дублей. Обычно их два. Если второй не лучше первого, то есть третий. Никогда не снимал больше пяти или шести, за исключением одной сцены с собакой в “Песни дороги”. Видите ли, когда приходит кондитер, дети бегут за ним, в том же кадре есть собака, которая также должна побежать в определённый момент. Но это ведь не дрессированная собака! Собаку звали, но она просто сидела, смотрела вверх и ничего не делала. Так что потребовалось одиннадцать дублей. Очень хорошо это помню, потому что у меня никогда не было одиннадцати дублей на сцену».
Майя Хоук и Маргарет Куэлли про Тейлор Свифт и примирительный секс
Майя Хоук и Маргарет Куэлли — перспективные потомственные актрисы и коллеги по «Однажды в Голливуде» — побеседовали друг с другом для Interview Magazine. Хоук рассказывает про свой грядущий музыкальный альбом, съёмки «Мейнстрима» Джии Копполы (да, из того самого клана), сексуальность без чувств и работу в дуэте с Эндрю Гарфилдом. Разговор завершается совместным признанием в любви к Тейлор Свифт. После предыдущего интервью — менее концентрированное, но при этом не поверхностное чтение.
«Куэлли: Когда ты рассказываешь герою Эндрю [Гарфилда] о своём отце, мне действительно больно, потому что он утешает тебя этим поцелуем, и я чувствую твою грусть. Это так отстойно — раскрываться перед партнёром таким образом и получать подобный ответ, который должен быть утешительным, хотя на самом деле <…> он не заботится о тебе. Всё дело в нём. Я чувствовала всё это от тебя в тот момент.
Хоук: Я часто замечаю моменты, когда прихожу за утешением и получаю в ответ сексуальность. Мне это очень не нравится.
Куэлли: Мне это совсем не нравится. Я такая: “Подожди. Нет-нет-нет. Я только что сказала что-то личное и очень уязвимое, а теперь ты меня целуешь, так нельзя”.
Хоук: Ненавижу примирительный секс. <…> В таких ситуациях люди не понимают друг друга, будто один играет в шахматы, а другой — в шашки».
Про сериал «Властелин колец»
Периодически пресса осторожно вспоминает о гигантском амазоновском проекте «Властелин колец» — в этот раз IndieWire решили собрать в одном материале всё, что известно о грядущем сериале по вселенной Толкина.
По-прежнему нет: трейлера, конкретной даты релиза, исчерпывающей информации о сюжете и сеттинге — всё ещё известно только то, что действие сериала будет разворачиваться до «каноничного» «Властелина колец», во Вторую эпоху Средиземья (которая охватывает почти 3 500 лет, так что разброс основательный).
Что известно сейчас:
– новости о гигантском бюджете, в разы превосходящем ресурсы «Игры престолов». Hollywood Reporter прогнозирует стоимость всех затрат примерно в миллиард долларов — для сравнения, бюджет джексоновской трилогии составил меньше 300 миллионов долларов
– коронавирус все приостановил в 2020-м, но специально для съёмочной команды сериала Новая Зеландия, где снова разворачивается эпичный толкиновский проект, выработала специальные условия, более мягкие для въезжающих. В результате съёмки были возобновлены в декабре 2020 года.
– сценаристами проекта назначены относительно малоизвестные (особенно по меркам масштаба затеваемого) Джон Д. Пэйн и Патрик МакКей, за которых ручается Джей Джей Абрамс. Кроме них в команде люди, которые работали на разных должностях при создании сериалов «Игра престолов», «Во все тяжкие», «Очень странные дела», «Ганнибал», «Клан Сопрано», «История игрушек 4». С миру по нитке.
– В касте нет совсем громких имён, но есть Джозеф Моул («Игра престолов»), Морфидд Кларк («Тёмные начала», «Дракула»), Питер Тейт («Властелин колец: Возвращение короля»).
Киносписки и бонусные материалы
– MUBI напомнили о сервисе FLIM, огромной базе скриншотов, помогающей искать как по фильму-году-актёру, так и, что интереснее, по цвету — можно затеряться в определённом оттенке
– 10 недооценённых фильмов Роберта Олтмана (режиссёра в целом недооценённого) от Британского института кино