Обзор (к)инопрессы #32

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Виктор Непша старательно отобрал всё самое интересное из зарубежной прессы за вас. Коронавирус (куда же без него), кино в режиме изоляции, классика французского кинематографа, воспоминания о сериале «Сообщество».

Сериал «Сообщество»: как (что) это было

Одно из главных интертекстуальных шоу последнего десятилетия, «Сообщество», появилось на Netflix. По такому поводу Independent решили поговорить с причастными к созданию сериала — шоураннером Дэном Хармоном и исполнителями главных ролей (все, кроме Чеви Чейза и Дональда Гловера).

Воспоминания гостей выстроены по хронологическому принципу: идея создания и пилот, пик популярности, конфликт с Чеви Чейзом, уход и возвращение Хармона, уход в самостоятельное плавание Дональда Гловера — в общем, вся неровная, но увлекательная история сериала. Глубокого разговора ждать не приходится, но формат его и не подразумевает, а вот мнения участников о конфликтных и кризисных моментах интересны — особенно на дистанции, уравновешенно и без желтушного налёта.

«Хармон: Одним из самых больших противоречий между мной и студией было то, как шоу относилось к уходящему времени. Студия хотела вневременной хит, в котором люди ходили бы в школу вечно, но я давно сменил сентиментальность на веру в то, что эти герои — настоящие».

«Дэнни Пуди: Мы были в пузыре, не знали, действительно ли наше шоу влиятельно, до “Комик-Кона”. И вдруг увидели аудиторию людей, цитирующих сериал. Помню, как чувствовал: “Вау, зрители заинтересованы, и это не мои мама, сестра и брат”».

Коронавирус vs киноиндустрия

BFI выступают с материалом о том, как коронавирус влияет на кино уже сейчас, — о грустном, но, что поделать, актуальном. Среди прочего: продолжающиеся переносы премьер, глобальные кассовые убытки на 7 миллиардов долларов, тяжёлый удар по независимому кино. В качестве ложки мёда видят развитие цифровых технологий и адаптации показов к онлайн-форматам — то, на что многие консервативные организаторы при более спокойных обстоятельствах не решались бы ещё годы.

«Помимо экономических и практических проблем, некоторые задумываются, как будет выглядеть кино после коронавируса. [Режиссёр и сценарист] Хоуп Дикинсон Лич задаётся вопросом: “После всего этого, когда бы оно ни закончилось, какие фильмы захотят смотреть зрители?”»

«Орфею» — 70 лет!

В этом году исполняется 70 лет с момента выхода «Орфея» Жана Кокто. О культовой картине на Artforum пишет Джим Хоберман. Получилось скорее эссе, чем рецензия, с флешбэками из биографии самого Кокто (противоречивое поведение во время оккупации, противостояние сюрреалистам, экзистенциалистам и леттристам) и политическими трактовками фильма. Без сравнения с другими режиссёрами, впрочем, тоже не обходится. Вневременной аллегоричный подход «Орфея» в определённом смысле противопоставляется конкретике ранних послевоенных работ вроде «Далёкого пути» Радока, а влияние Орсона Уэллса автор обнаруживает в обоих случаях. При некоторой однобокости интерпретации, довольно взвешенное и аргументированное чтение.

«Заядлый популяризатор, Кокто стремился драматизировать ситуацию, которая проиллюстрировала бы определение абсурда <…> по Камю: состояние, возникающее из конфронтации между рациональным мышлением и “неразумным молчанием мира”. Но режиссёр с трудом включил экзистенциализм в свою орфическую мифологию. “Орфей” не формулирует философию; это скорее бриколаж, чем синтез, соблазнительный набор хитростей. Зритель должен помнить предостережение Принцессы для Орфея: “Ты слишком стараешься понять, и это ошибка”».

Дэвид Бордуэлл о «камерном кино» и изоляции

Происходящее в мире заставило среагировать одного из главных американских кинотеоретиков — Дэвида Бордуэлла. В своём блоге исследователь вспоминает концепт «камерного кино», который упоминал в 1981 году в книге о К. Т. Дрейере. Вынужденная изоляция так или иначе побуждает нас обращать внимание на более мелкие детали, изучать не масштабность окружающего мира, а повседневный интерьер, которым мы окружены и в который мы заточены. Подобная «новая бдительность» может мотивировать обратиться и к соответствующему кино — кино ограниченных пространств.

Большая часть следующего материала — покадровое перечисление тех, кто, по мнению Бордуэлла, в той или иной мере причастен к созданию подобных фильмов помимо Дрейера: Жан Кокто (снова он!), Альфред Хичкок, Райнер Вернер Фассбиндер, Аббас Кияростами, Джафар Панахи, Дэвид Финчер. В заключении текста выясняется, правда, что во всём виноваты республиканцы, но в остальном — вполне симпатичный, при некоторой поверхностности, досуг с красивыми кадрами (Фассбиндер тут не подводит, как и всегда). Жаль только, что сопутствующее явление в мире сериалов — бутылочные эпизоды — упомянуто совсем вскользь.

«Говорят, что последними существами, обнаружившими воду, станут рыбы. Мы движемся по миру, принимая нашу нишу как должное. <…> Мы можем найти щедрые награды в проблесках, ограниченных видах и маленьких деталях. У камерного искусства есть близость, одновременно удобная и дискомфортная. Строго ограниченные способы созерцания знакомых вещей могут обострить наши чувства».

«Песнь Индии» Маргерит Дюрас: размывание границ, тоска и чувство вины

Жан Кокто — не единственный режиссёр и литератор из Франции в новом дайджесте. На Mubi разобрали «Песнь Индии» Маргерит Дюрас — один из главных французских фильмов 70-х и один из самых гипнотических фильмов вообще. В тексте, пусть и бегло, упомянуто большинство основных мотивов, которые обычно всплывают при обсуждении этой картины: отсутствие синхронного звука, размывание границ литературы и кино; постколониальное чувство вины с одной стороны, тоска и одиночество с другой как несравнимые величины. И, конечно, дурманящая титульная песня, обволакивающая все нарочито путанные фрагменты картины.

Текст добросовестный, но перед чтением всё же хочется посоветовать посмотреть сам фильм. Дюрас — режиссёр состояний (в литературе тоже), не рассказчица историй; рационализировать «Песнь Индии» — много терять в процессе сеанса. А вот в качестве увлекательного сюжета можно посоветовать почитать её биографию: детство в Индокитае, смертельная интрига с французским коллаборационистом, ménage à trois и прочие игры с любовью, смертью и собственным здоровьем.

«Квинтэссенция героини Маргерит Дюрас внутренне страдает, когда сотрясается внешний мир, далёкое эхо подобных потрясений вежливо, но неутомимо стучит в её входную дверь. Такая женщина появляется в “Бакстер, Вера Бакстер” (1977), торжественно рассказывая об унылых условиях своего брака, пока в комнату проникает весёлая музыка с соседней стороны. Она есть и в “Натали Гранже” (1972), фильме о женщинах, проводящих дни в относительной тишине за дворовой работой, смотря в окно. Новости о насилии извне звучат по радио, и появление неуклюжего продавца нарушает распорядок их повседневной тяжёлой рутины.

Фильмы Маргерит Дюрас искусны в создании этой особой напряжённости, конфликта между психическим миром человека и внешним миром с его бесчисленными, невообразимыми проблемами».

«История кинематографа» Жоржа-Мишеля Куассака

От внешних конфликтов убегает и бельгийский портал Sabzian, публикуя отрывок о первых публичных кинопоказах из сборника «Истории кинематографа» Жоржа-Мишеля Куассака. Автор бережно фиксирует имена, вплоть до второстепенных, всех, кто был причастен к показам и организации, — хотя на дистанции интереснее, конечно, впечатления первых зрителей. Достаточно быстро среди них оказались Жорж Мельес (есть отрывок из его воспоминаний, где упоминается предложение о покупке аппарата Люмьеров, — братья не согласились), австрийский император и румынский король. Хотя и без того было кому смотреть: при всей ограниченности и однообразности репертуара первых показов на улицах выстраивались очереди из жаждущих визуального зрителей.

«Проекции из 8 или 10 фильмов длились около 20 минут. Комната пустела, затем наполнялась [публикой], и всё начиналось по новой. <…> Толпы людей толкались в очереди, стюардам приходилось приглядывать за местом, поскольку холл мог вместить только 100-120 человек за раз».

«Мое типичное воспоминание, — говорит [фотограф] Клеман Морис, — лицо прохожего, который останавливается перед входом и задаётся вопросом, что “кинематограф Люмьеров” мог бы значить. Те, кто решался войти, выходили немного сбитыми с толку. Вскоре можно было увидеть возвращение некоторых из них — приводящих встреченных на бульваре знакомых. Днём публика выстраивалась в очередь, простиравшуюся до улицы Комартен. За несколько месяцев программа почти не менялась».

Киносписки и киноссылки

50 самых влиятельных американских независимых фильмов.

100 лучших вестернов всех времён.

— Британский институт кино сделал гид по «странному западу», от Westworld с Юлом Бриннером до Westworld современного. По пути встречаются «Билли Кид против Дракулы», «Крот» Алехандро Ходоровски и другие интересные вещи.

10 отличных британских комедий 1960-х.

Фильмы Эдди Мёрфи от худшего к лучшему.

Читайте также
Сербское кино на врху: балканская пятёрка для домашнего просмотра
Сербские фильмы — неогранённые драгоценности европейских фестивалей в XXI веке. Синефилы обожают Олега Новковича («Белый, белый свет»), боятся...
Обзор (к)инопрессы #31
Смерть Стюарта Гордона и день рождения сериала «Офис», ревизия канадского кино и австрийца Ханеке, лучшие комедии Netflix и главные кадры Роджера Дикинса. Анг...
Лучшие сериалы марта: гид Татьяны Алёшичевой
Фрейд — сыщик, перезапуск сериала Стивена Спилберга и новые сериалы от сценариста «Аббатства Даунтон», режиссёра «Аннигиляции» и продюсера Риз Уизерспун. Тать...
Корейское — значит хорошее. Одинадцать хорроров XXI века
Одиннадцать корейских фильмов ужасов про одержимость, потусторонние силы, вирус, вампиров, психические расстройства и любовь. «Вопль» (Gokseong), реж. На...
«Завтра я на всё забью»: 7 фильмов на внезапные каникулы (про каникулы)
Накануне Владимир Путин отправил страну на недельный оплачиваемый отдых. Попросил сидеть дома, набираться сил и, очевидно, смотреть кино. С пос...
Разблокируй Азию: 10 важных аниме-сериалов, которые вы могли не смотреть
Аниме идеально подходит для изоляции. Недаром японские затворники, их ещё называют хикикомори, считают этот вид анимации флагманским развлечением в ...
Также рекомендуем
Вливаемся в азиатский культурный пласт и не теряемся в его многообразии.
Спин-оффы «Пацанов» и «Джона Уика», а также новый хит Кинопоиска.
Кадр из фильма «Виновный»/Netflix Соня Бессонова собрала подборку грядущих релизов, которые мы будем см...
Рассказываем об экранизации одноимённого романа писателя Румаана Алама.
Вливаемся в азиатский культурный пласт и не теряемся в его многообразии.
Спин-оффы «Пацанов» и «Джона Уика», а также новый хит Кинопоиска.
Кадр из фильма «Виновный»/Netflix Соня Бессонова собрала подборку грядущих релизов, которые мы будем см...
Рассказываем об экранизации одноимённого романа писателя Румаана Алама.

Последние новости

Новый фильм Стивена Спилберга получил название The Dish
Нас ждёт новая история о пришельцах от культового режиссёра.
Том Круз сыграет в эпике Broadsword о Второй мировой войне
От режиссёра серии «Миссия невыполнима».
Гильдия актёров США бастует против игровых компаний
Из-за использования искусственного интеллекта.
00:00