Искусственный интеллект в кинематографе будущего, естественный — Терренса Малика, портрет Эммы Маккей и лучшие фильмы Марго Робби (главное — не перепутать их между собой). Виктор Непша шуршит иностранной прессой специально для Кино ТВ.
Искусственный интеллект и кино
Будущее приближается: на Techrepublic рассуждают о возможностях
искусственного интеллекта в киноиндустрии. Уже сейчас Warner Bros. начинают сотрудничество с Cinelytic — системой менеджмента проектов, управляемой ИИ (вот до чего Disney доводит). Cinelytic должна будет предоставлять предсказательную аналитику для принятия решений на стадии «зелёного света», а также определять ценность звёзд и сумму, которую фильм может заработать. Да и ряд других студий (в тексте, правда, не сказано, каких именно) схватились за сердце, увидев провальные результаты «Кошек» (2019), и якобы прибегают к помощи искусственного интеллекта, чтобы избежать подобного.
Материал не слишком детальный, но помимо подобных новостей и подборки статистики по diversity (которой, конечно же, нужно добиваться именно с помощью ИИ), он ценен тем, что задаёт самые очевидные вопросы к энтузиастам подобных методик. Как избежать предвзятости? Не приведёт ли опора ИИ на проверенные формулы успеха к «заезженности» и нерелевантности последних? И если да, в каком направлении двигаться? Часто ли механизм должен обновляться и какой набор данных должен лежать в его основе? Что делать, если ИИ звезда нравится, а всем остальным нет? Пока вопросов больше, чем ответов.Но, по крайней мере, констатировать текущие тренды ИИ в состоянии. А там, может, и до будущего доберётся.
Цитата:
«Женщины составляют больше половины населения США, но они представлены в главных ролях лишь в 33% фильмов, 40% ТВ-контента [в широком смысле] и 43% контента на кабельном. Расовые меньшинства — в менее, чем 22% фильмов и шоу на ТВ и кабельном, хотя на деле составляют около 40% населения страны.
В 2019 году исследователи отмечали в [отчёте о гендерном и этническом разнообразии Голливуда], Hollywood Diversity report, что “необходимые структурные изменения… просто не произошли в области кино”. Принятие решений на основе искусственного интеллекта способно как усилить существующую предвзятость в отношении разнообразия, так и поддержать те самые структурные изменения, которые пока не произошли».
Иван Пассер. Некролог
9 января скончался Иван Пассер, один из важнейших режиссёров чехословацкой новой волны, сценарист фильмов Милоша Формана («Конкурс», «Любовные похождения
блондинки», «Бал пожарных»). Автора вспоминает Anotacões de um Cinéfilo. Пассер предстаёт в тексте странным и недооценённым, его индивидуальная карьера одновременно словно бы существовала и нет, витая в своей призрачной абсурдности за периферией вначале восточноевропейского, а потом и американского кино (при этом у него успели сняться Джефф Бриджес, Питер О’Тул, Майкл Кейн). Пассеру приписывают одновременно комедийную чувственность и интерес к тяжёлым темам; где-то на стыке и получались его работы, игнорируемые широкой публикой всю жизнь.
Текст написан через призму личного восприятия: автор делится сдержанной грустью, а не создаёт формальную отписку. Учитывая, что на русском о Пассере едва ли будет написано много (да и мало тоже вряд ли), хорошо сложенная, открыто субъективная колонка — лучшее, что можно предложить в данном случае.
Цитата:
«Помню, смотрел небольшой телефильм [Пассера], “Четвёртую историю” (1991), и думал о том, как карьера Пассера напоминает мне Эдгара Г. Ульмера , <...> [у обоих] эта встреча европейской чувственности, едкого взгляда и сценического интеллекта часто применялась к сомнительному материалу. Если Ульмер был призраком Мурнау, преследующим запретные низы американского кино 30–50-х, то Пассер был призраком коммунистической Европы <...>, прогуливающимся по подвалам американского кино [уже] 70–90-х».
«Тайная жизнь» Терренса Малика
На Mubi разбирают «Тайную жизнь» Терренса Малика. Получилось гигантское эссе с профильной окраской: Малика в его последней работе судят не столько как режиссёра, сколько как философа.
Материал успевает зацепить слишком много тем, но ключевой линией можно считать вопрошание автора о смысле мученической смерти главного героя — было это напрасно или нет? В своём размышлении он проходит путь от сравнения с «Молчанием» Мартина Скорсезе до разбора «Тайной жизни» через призму идей Бенедикта Спинозы. С учётом бэкграунда Малика, да и тематики фильма, о Мартине Хайдеггере говорится неожиданно мало.
Идеи автора спорные, но мыслительный марш-бросок получился увлекательным и, несмотря на объём, заслуживает того, чтобы быть прочитанным. Тем более что читатели не так часто получают стилистически адекватный материал на стыке кино и философии в СМИ. Но интересного достаточно и кроме этого: автор предлагает собственную трактовку «понятности» / «меньшей абстрактности» последнего фильма Малика и анализирует действенный функционал работ Лени Рифеншталь в «Тайной жизни».
Цитата:
«В “Тайной жизни” есть множество вариаций выражения добра <...>. Но есть одно, не выходящее у меня из головы, содержащее в себе всю этику. Только что приговорённый к смерти Франц опускается на колени, чтобы подобрать зонтик, который задел, когда его выталкивал из магазина надзиратель. Этот момент меньше поражает как конкретный акт (обычная вежливость), но открывает простор для размышлений: добродетельный человек принимает все удачи и неудачи судьбы с невозмутимостью, понимая, что ему нельзя причинить вред. Его совершенство не может быть ограничено, если он следует с совестью к тому, что является истинным, неизменным и вечным»
Гарольд Ллойд: после звука
Пока Mubi вещают о Малике, Criterion — о Гарольде Ллойде на стыке 1920–30-х годов. Переход к звуку в кинематографе — драматичный и непростой период, когда сломалось множество карьер. Кто-то из легенд немого кино смог успешно приспособиться к времени (Чаплин), кому-то и не довелось нормально попробовать (Китон). А у Гарольда Ллойда был свой путь: через работы сомнительного качества к победе над звуком в «Безумном кино» (1932). Автор текста разбирает, чем были не очень хороши первые звуковые картины комика и что помогло ему в итоге добиться успеха в новые времена.
Цитата:
«Смешивая яркие современные диалоговые сцены с классической визуальной комедией, Гарольд Ллойд наконец создал звуковой фильм, достойный лучших из его немых работ. В хеппи-энде “Безумного кино” студия предлагает Гарольду новый контракт комедийной звезды. Хеппи-энд был у картины и в жизни: она стала коммерческим хитом и снискала успех у критиков. В последующие годы изменчивость качества звуковых фильмов Ллойда и постоянная радость от его немых работ сделали “Безумное кино” чем-то вроде забытой картины. Но на тот момент, в 1932-м, это был триумф».
Портрет: Эмма Маккей из Sex Education
К выходу нового сезона симпатичного Sex Education Independent подготовили небольшой профайл Эммы Маккей, исполнительницы одной из главных ролей. Актриса делится впечатлениями от бесконечных сравнений с Марго Робби, разбирает, что общего имеет с героиней, и развенчивает стереотипы о сексуальной свободе во Франции. А ещё, по иронии, её отец — директор одного из средних общеобразовательных учреждений. По словам Маккей, он, «к счастью, не мистер Грофф», поэтому с ним вполне можно обсудить программу сексуального образования для обучающихся.
Цитата:
«Любой наш взгляд на французов связан с шестидесятыми годами, со всеми этими действительно сексуальными людьми, который курят сигареты и пребываютобнажёнными в фильмах. Не совсем то, как выглядят французы на самом деле. Мне кажется, это завязано на поколениях. Наше — более открыто и откровенно, в социальных сетях появляется больше информации о женском удовольствии и согласии. Но я, конечно, вижу Францию — возможно, я ошибаюсь, — более консервативной, чем многие думают. Ещё есть над чем поработать».
Воспоминания: Кэри Грант
Британский институт кино совершает детальное путешествие в первые годы актёрской карьеры Кэри Гранта. Прежде чем предстать одной из ярчайших голливудских звёзд 40–50-х, Грант прошёл тяжёлый путь, среди стадий которого: ходульщик в театральной труппе, малоизвестный британский актёр Арчи Лич, невольник студии Paramount. Успех начал приходить только в конце 30-х годов, когда Гранту было уже 32 года, позади была примерно треть всей карьеры и пять лет в Голливуде.
Студия пыталась эксплуатировать внешность Гранта, не особенно акцентируясь на темпераменте: автор материала скрупулёзно перечисляет, по его мнению, неподходящие амплуа, через которые пришлось пройти актёру. Сентиментальный, вожделеющий, мерзкий, излишне благородный — все такие типажи стреляли мимо, пока Грант не обрёл тот самый нагловато-настырно-комедийный стиль игры.
Местами текст может пригодиться даже фанатам Гранта, а любопытному читателю достанется целое море новой информации. Но материал хорош не количеством фактов, а мотивирующей стороной. Кэри Грант прошёл через многое — и смог состояться как один из лучших, несмотря ни на что. А чем мы хуже, каждый в своей мечте?
Цитата:
«1920-е годы [Артура] Лича были периодом согласованного самосовершенствования и пост-подростковых царапин. Во-первых, он регулярно ходил в кино, в свободное время изучал слэпстики Чаплина, Стэна Лупино и Стэна Лорела, Гарри Лэнгдона. Жгучие комментарии о внешности побудили его удлинить профиль с помощью упражнений для лица и шеи <...>. Его бристольский акцент, смешанный с кокни, приобретённым в дни мюзик-холлов, часто принимался за австралийский. Лич упорно работал над тем, чтобы изменить свой говор, создавая впечатление манхэттенского шика. Этот тест он провалил, пишет Келли, потому что был слишком красив».
Списки
— Variety перечисляют запомнившиеся сцены смертей из «Анатомии Грэя»
— Перечень фильмов Марго Робби от худшего к лучшему по версии Rotten Tomatoes
— Лучшие хорроры на Netflix
— Лучшие комедии на Netflix
— Все работы Тильды Суинтон. Но нужно предупредить, что у авторов нет души: на последнем месте клип на The Stars (Are Out Tonight) (2013) с комментарием о раздражающем характере большинства видео Боуи.