В российский прокат вышел комедийный хоррор Тайлера МакИнтайра «Крик. Ночь перед Рождеством», необычное прочтение классического рождественского фильма Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь», но с маньяком и кровью. В последнее время появилось множество достойных фильмов, в которых смешное и страшное идут в гармоничной паре. Максим Ершов вспоминает уморительные, но и пугающие комедийные ужастики: от мокьюментари Тайки Вайтити и Джемейна Клемента до абсурдного зомби-апокалипсиса Джима Джармуша.
Крик. Ночь перед Рождеством
В канун рождества в маленьком городке Энджел-Фоллс появляется жестокий маньяк в белой маске. Старшекласснице Винни (Джейн Уиддоп) удаётся не только уцелеть, но и убить психопата. Проходит год. В Энджел-Фоллс жизнь продолжается, словно бы ничего и не было, только Винни по-прежнему не может прийти в себя. Никто не понимает девушку, с травмой приходится разбираться в одиночку. Винни загадывает необычное желание — никогда не существовать. Старшеклассница попадает в альтернативную реальность, где её никто не знает, а маньяка так и не поймали. Уже целый год он терроризирует Энджел-Фоллс.
«Крик. Ночь перед Рождеством» снял Тайлер МакИнтайр — режиссёр неординарной хоррор-комедии «Убить за лайк». На сей раз постановщик снимает кровавую версию «Этой замечательной жизни» Фрэнка Капры. Не стоит ожидать от ужастика ураганного ритма, маньяк в костюме ангела легко расправляется с неподготовленными подростками, пока не нарывается на Винни. Вместе с подружкой Берни (Джессика Маклауд) она пытается вразумить бесчувственных горожан и выбраться из замкнутого круговорота ужаса. С одной стороны, МакИнтайр симпатично обращается к рождественским классическим фильмам, с другой, передаёт привет любителям слэшеров, с третьей, переходит на уровень мета-комментария по поводу жанра, что стало модно в 2010-е.
Счастливого дня смерти
Маньяк убивает популярную студентку Три (Джессика Рот) прямо в её день рождения. Но неожиданно у девушки появляется шанс всё исправить. Она попала во временную петлю и каждое утро снова и снова просыпается в злополучный день и пытается вычислить своего убийцу. Каждый раз Три всё ближе к отгадке, но умирать от ножа злодея тоже порядком надоедает.
«Счастливого дня смерти» Кристофера Лэндона соединяет «Крик» и «День сурка». Получается удивительно свежо и увлекательно. Как и полагается в фильмах о временных петлях, Три по-новому смотрит на свою жизнь и меняется в лучшую сторону. А ещё жертва расследует собственное убийство — далеко не в каждом детективе встретишь подобный концепт. У Лэндона получается смешная чёрная комедия со множеством смертей и переживанием травмы. Обаятельный хоррор прекрасно выступил в прокате, чем заслужил сиквел, но оригинал всё-таки лучше.
Реальные упыри
В 2013 году группе новозеландских документалистов удалось получить разрешение на съёмки четырёх бессмертных вампиров, которые вынуждены ютиться под одной крышей. Вьяго (Тайка Вайтити) — самый организованный. Он пытается вразумить вечно устраивающего кровавые оргии Владислава (Джемейн Клемент), лоботряса Дикона (Джонатан Бруг) и немногословного и пугающего Петира (Бен Френшам), которые отказываются от обязанностей по хозяйству. Например, Дикон уже пять лет не мыл посуды. Вампиры каждый по своим причинам были вынуждены эмигрировать из Европы в новозеландский Веллингтон. Мир вокруг меняется слишком быстро, бессмертные кровопийцы не готовы к фейсконтролю в клубах и оплате коммунальных услуг. А ещё иногда нужно припугнуть давних врагов — оборотней.
«Реальные упыри», показанные на «Сандэнсе» и Берлинале, в один момент сделали мировыми звёздами Тайку Вайтити и Джемейна Клемента. Это один из самых смешных фильмов XXI века, чистое удовольствие. Зрителям, которые вдруг прежде не видели уморительную мокьюментари-комедию, можно только позавидовать. Авторы снимают пародию как на напичканное штампами вампирское кино о страшных кровопийцах, так и на реалити-шоу об охотниках за паранормальным. Документальная манера съёмки каждую минуту приводит к комическому эффекту, сталкивая экзотическую фактуру и вроде бы серьёзный жанр, претендующий на правдивость. Вайтити и Клементу удаётся растянуть анекдот до полного метра и не растерять запала до самого финала.
Оборотни внутри
Холодная снежная зима в провинциальном городке Биверфилд в штате Вермонт. Сюда прибывает новый шериф — афроамериканец Финн Уилер (Сэм Ричардсон). Странноватые местные жители ведут ожесточённые споры о строительстве газопровода, который должен окончательно убить местную природу. Город настигает снежная буря, из Биверфилда никуда не уехать, а хотелось бы, потому что в захолустье заводится оборотень. Местные собираются в одном доме, но голодный убийца точно среди них.
Обаятельный и на удивление уютный комедийный хоррор Джоша Рубена основан на напоминающей «Мафию» настольной игре, в которой нужно найти среди горожан оборотня. Трупы в Биверфилде множатся, но убийства здесь не главное. Режиссёр снимает кино о дружбе, которая должна пройти проверку встречей с оборотнем. Кроме того, Рубен критикует неуёмное желание горожан заработать ценой природы, а потому все порядочные персонажи выживают. Отгадать, кто же на самом деле оборотень, крайне сложно, а потому фильм не даёт заскучать.
Паранормальные явления. Дом призраков
Видеоблогер Шон (Джозеф Винтер) снял некорректный ролик и попал в опалу. От него отвернулись многие спонсоры. Теперь Шон ищет возможность вернуть популярность. Прежде блогер прославился видео, в которых бросал вызов своим страхам. В критической ситуации приходится обратиться к главной фобии — привидениям. Шон отправляется в проклятый старый дом, построенный в конце XIX века, в котором, если верить легендам, повесилась одинокая девушка Милдред. Блогер запирается в особняке с паранормальной активностью и начинает стрим.
«Паранормальные явления. Дом призраков» — полнометражный дебют супружеской пары Джозефа и Ванессы Винтер, больших фанатов классических хорроров. Постановщики активно цитируют предшественников в пугающем жанре. Главные источники вдохновения — мокьюментари «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» и хоррор Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы». Режиссёры используют пластический грим и практические спецэффекты, поэтому фильм выглядит олдскульно и мило. Трясущаяся же камера не даёт ни на секунду расслабиться. Но всё-таки смешнее всего наблюдать за находящимся на грани обморока Шоном, который, наверное, не ожидал, что одному в замкнутом пространстве будет настолько страшно.
Порочное удовольствие
Джоэл (Ивэн Марш) — одинокий и слегка помешанный на хоррорах критик-неудачник. Он безответно влюблён в свою соседку-красотку. Однажды вечером Джоэл решает проследить за очередным дерзким ухажёром соседки. Парень даже решается заговорить в баре с более удачливым конкурентом, а дальше напивается. Он засыпает в туалете и просыпается уже немного в другой обстановке: питейное заведение закрыто, а посреди комнаты на расставленных по кругу стульях сидят какие-то психи. Выясняется, что это самый настоящий клуб анонимных маньяков. Кинокритик попадает в фильм ужасов.
Канадец Коуди Кэлахан совершенно бесстыдно использует все штампы слэшеров и доводит их до абсурда под ритмичную электронную музыку и в свете неоновых ламп. Серьёзно относиться к «Порочному удовольствию» крайне трудно, но любители бутафорской крови и вываливающихся по любому поводу кишок точно останутся довольны. Маньяки для канадского автора — приятный фон, на самом же деле его интересует забитый кидалт. Пусть же смертельная опасность и безумные приключения помогут ему повзрослеть и почувствовать уверенность в себе.
Мёртвые не умирают
В американском городке Центрвиле решительно ничего не происходит. Офицеры полиции Ронни (Адам Драйвер), Клифф (Билл Мюррей) и Мэнди (Хлоя Севиньи) лениво патрулируют улицы. Максимум, что здесь может произойти, — отшельник Боб (Том Уэйтс) ворует кур у фермера-расиста Миллера (Стив Бушеми). Но вдруг из-за бурильных работ на одном из полюсов планеты сместилась земная ось, день перепутался с ночью, всё идёт к концу света. В кафе Центрвиля заглядывают и убивают официанток два зомби (Игги Поп и Сара Драйвер) — дело совсем плохо.
Даже Джим Джармуш не удержался и снял фильм о зомби, но, конечно, в неповторимом стиле — с толпой звёздных актёров-друзей, неспешным ритмом и пессимистичным взглядом на наш мир. Главное развлечение картины — узнавание знакомых лиц в непривычных ролях. Не стоит ожидать от «Мёртвые не умирают» дикого экшена, Джармуш использует зомби-апокалипсис для разговора о жадности корпораций, трампизме и климатических изменениях. Поедание мозгов снова и снова сопровождается мелодией кантри-баллады The Dead Donʼt Die в исполнении Стерджилла Симпсона.
Оборотень
Полицейский из небольшого города, занесённого снегом, Джон Маршалл (Джим Каммингс) тяжело переживает развод, пытается наладить контакт с дочерью-подростком и заменяет престарелого отца-шерифа (Роберт Форстер). Страж порядка стабильно прикладывается к бутылке, а ещё не умеет управлять гневом. В городе происходят два зверских убийства. Поскольку преступления случились в полнолуние, невежественные местные жители решили, что это дело рук оборотня. Джону нужно отыскать убийцу и успокоить горожан.
Джим Каммингс, режиссёр трагикомедии «Дорога грома», вновь в ироничной форме исследует мужскую маскулинность и представляет очередного лузера в непростой ситуации. Главному герою приходится бороться как с внутренними демонами, так и с вполне реальным убийцей. Предсказать действия Джона невозможно. Полицейский то рыдает у трупа, то орёт на помощников. Каммингс использует кровавую рамку хоррора для критики современного общества, одновременно восхваляющего маскулинность и пугающегося её. Любопытно, что и отец Джона сталкивается с собственной слабостью — даёт о себе знать возраст. Тюфякам и трусам предстоит набраться смелости и стать героями. Весь фильм построен на одном эффектном противоречии.
Бивень
Подкастер Уоллес (Джастин Лонг) отправился из Лос-Анджелеса в Канаду, чтобы поговорить с парнем, который снимал ролик и случайно отрубил себе мечом ногу. Пока Уоллес ехал к сомнительной знаменитости, канадец успел покончить с собой. Подкастер отправился в ближайший бар и увидел в туалете таинственное объявление. Некий мужчина предлагает ночлег, а заодно обещает рассказать несколько увлекательных историй. Уоллес находится в отчаянном поиске хоть какого-то материала и едет в гости к незнакомцу. Вот только хозяин дома (Майкл Паркс) оказывается безумным маньяком.
Кевин Смит прославился фильмами про Джея и Молчаливого Боба. «Бивень» — первый боди-хоррор в карьере постановщика, и сразу дикий. Одинокий старик вспоминает трагический эпизод из молодости и хирургическим путём превращает подкастера в моржа. Играет сумасшедшего исполнитель роли демонического Жана Рено из «Твин Пикс». Самое удивительное, что сюжет картины вырос из одного из эпизодов еженедельного подкаста SModcast, который ведут Смит и его давний друг, продюсер Скотт Мосье. Режиссёр спросил у слушателей, хотят ли они, чтобы абсурдная байка превратилась в фильм, получил одобрение и снял образцовый кринж-хоррор. Никаких далекоидущих выводов из «Бивня» сделать невозможно, зато можно удивляться и периодически отворачиваться от экрана.
Няня
Стеснительный, неуверенный в себе и вечно подвергающийся насмешкам ровесников мальчик Коул (Джуда Льюис), когда родители уезжают из дома, остаётся с привлекательной няней Би (Самара Уивинг). Паренёк по уши влюблён в девушку. Однажды по совету подружки Мелани (Эмили Элин Линд) Коул не ложится спать, а решает проследить за няней в пятницу вечером. Выясняется, что Би возглавляет сатанинский культ и совершает жуткие ритуальные убийства. Коул вполне может стать следующей жертвой.
Режиссёр классических «Ангелов Чарли» МакДжи снял кровавую версию рождественской комедии «Один дома». Коулу предстоит с помощью смекалки одолеть толпы нелепых убийц. Поскольку мальчик оказывается смелым, получается увлекательная схватка. «Няня» стала хитом Netflix, а потому через три года на стриминге вышло менее удачное продолжение «Няня. Королева проклятых». Самара Уивинг вообще является одной из главных звёзд самых разных современных фильмов ужасов. Талант актрисы можно оценить в «Крике 6», «Я иду искать» и «Эксперименте “Офис” 2». За обманчивой внешностью её героинь всегда скрываются сюрпризы.