Новинки декабря: новый хоррор Осгуда Перкинса и вестерн с Джиллиан Андерсон

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

КИНОТВ

Бросаем украшать ёлки, надеваем шапки и бежим в кино смотреть нового Оза Перкинса и закупаться банками мороженого — для новых цифровых релизов пригодятся. Редакция КИНОТВ выбрала интересные премьеры первой половины декабря.

Фестивальные драмы и угрюмый хоррор

«Крипер» (Keeper)

с 4 декабря

«Крипер», кадр: Neon

Оз Перкинс снял второй после «Обезьяны» хоррор за год, который можно смотреть в паре с «Умри, моя любовь» Линн Рэмси, — оба фильма погружают в безумие и одиночество женщин, оставленных мужчинами в сельской глуши наедине с их страхами. Художница Лиз (Татьяна Маслани) живёт одна в загородном доме своего бойфренда Малкольма (Россиф Сазерленд) и оказывается единственной свидетельницей жутких явлений призрачного дома. Как всегда, Перкинс избегает жанровых клише, создавая скорее неуютную молчаливую драму, чем динамичный хоррор. Место скримеров у постановщика занимают крупные планы, передающие чувства героев и ауру пространства. Перкинс тревожит медитативными пролётами камеры вдоль хтонического леса и сквозь коридоры с виду безопасного дома — всюду витает неописуемое зло, и режиссёр отлично материализует ощущение соприсутствия с мистикой. «Крипер» — явно не новое слово в жанре, и в этом нет ничего плохого. Тем более история о жутком доме, полном секретов и пыльного прошлого, идеально вписывается в предстоящий всем нам ужас предновогодней генеральной уборки.

«Метод исключения» (Eojjeolsugaeopda)

с 4 декабря

«Метод исключения», кадр: CJ ENM

Ю Ман-су (Ли Бён-хон из «Игры в кальмара») 25 лет отработал на бумажном заводе и в век автоматизации производства попал под сокращение. Теперь ему придётся продать фамильный дом, стоящий на опушке среди многоэтажек, и сократить расходы на любимую семью. Отчаявшись впустую отправлять резюме, Ман-су решает облегчить себе трудоустройство, устранив парочку конкурентов — таких же сокращённых работников бумажных фабрик с идеальным портфолио. «Метод исключения» — эмоционально насыщенная и визуально безупречная чёрная комедия Пак Чхан-ука, в чьей основе зарыт «Топор» — роман американца Дональда Уэстлейка. Корейский режиссёр на протяжении карьеры не раз менял интонации и темы, по-разному говорил как о мести, так и о любви. В сатирическом «Методе исключения» он дискутирует о современном капитализме, жизни среднего класса и психологии среднестатистического мужчины, увязшего в прошлом. Неготовый к переменам и переживающий моральное падение Ман-су — не прочное дерево, что выдерживает бушующие ветра жизни, а острая бумага, которая легко поранит чужие пальцы, но ещё проще — разорвётся и обратно уже не склеится.

«Звук падения» (In die Sonne schauen)

с 4 декабря

«Звук падения», кадр: A-One

Четыре девочки, одна ферма и четыре времени: от Первой мировой войны до современности. «Звук падения», тягучая драма Маши Шилински, взявшая приз жюри на Каннском кинофестивале, по структуре напоминает увесистый роман, где слова сплетаются в многозначительные и живописные планы, а реальность фрагментируется на плотные и болезненные образы. Могучее и хладнокровное повествование погружает зрителя в четыре истории о разном переживании жизни в одном пространстве, об одинаковых чувствах и этапах взросления; о пересечении и рассинхронизации судеб; неизбежной смерти и трагическом повторении травм, что передаются не по родству, а по гендеру. Выглядит всё остро, красиво, стильно и в то же время страшно.

Вестерн о женщинах и приключения полубогов

«Покинутые» (The Abandons)

с 4 декабря (Netflix)

«Покинутые», кадр: Netflix

Редкая и очень ценная коллаборация великих Лены Хиди и Джиллиан Андерсон в неовестерне о беспощадном фронтире: борьба за земли захлёстывает две семьи, связанные паутиной секретов. Орегон, 1850-е. Набожная ирландка Фиона Нолан (Хиди) усыновляет четверых сирот и оказывается под угрозой выселения — на недавно приобретённое Фионой ранчо положила глаз Констанс Ван Несс (Андерсон), землевладелица и матриарх богатой династии.

«Покинутые» — любопытный жанровый эксперимент: на первый план обычно маскулинного вестерна выходят амбициозные и волевые женщины, направляющие друг на друга револьверы и накопленную злость. Шоураннер Курт Саттер ранее снимал «Сынов анархии» — тоже своего рода вестерн, только о современных байкерах, отстаивающих свободу города и переживающих личные перипетии. В «Покинутых» сценарист вновь поднимает темы противостояния имущих и неимущих, греха и духовности. Вновь заточает многогранных персонажей в жерновах суровой реальности, что вынуждает принимать тяжёлые решения и идти против своей природы. Режиссёрами выступили Отто Батхёрст и Стивен Серджик. Первый работал над «Острыми козырьками» и Halo , второй — над оригинальным «Сорвиголовой» и «Ведьмаком». Так что сериал наверняка будет собран из зрелищного экшена, взрывных драматических страстей и созерцательных пейзажей.

«Цена признания» (Jabaekui daega)

с 5 декабря (Netflix)

«Цена признания», кадр: Netflix

Добродушная учительница рисования Ан Юн-со (Чон До-ён из «Тайного сияния» и «Потери человечности») довольствуется малым и радуется мелочам. Однако драгоценное спокойствие рушится, когда её обвиняют в убийстве мужа и заключают в тюрьму. Чтобы очистить репутацию, Юн-со берётся за расследование. Ей в помощницы вызывается таинственная сокамерница Мо Ын (Ким Го-ын из «Проклятия: Зов могилы» и «Демона») — асоциальная девушка, прозванная «ведьмой» за тонкую интуицию и способность разоблачать людей. Леденящий детектив о несправедливости системы и женской дружбе разрабатывали с 2022 года. За это время сменились главные актрисы. Утверждённые на роли Сон Хе-гё («Осень в моём сердце») и Хан Со-хи («Во имя мести») покинули проект из-за разногласий. Вслед за ними ушёл режиссёр Ли Ын-бок, его сменил Ли Джон-хё — постановщик «Жизни на Марсе» (корейского ребута культового британского сериала) и «Любовного приземления».

«Перси Джексон и Олимпийцы» (Percy Jackson and the Olympians)

2-й сезон, с 10 декабря (Disney+)

«Перси Джексон и Олимпийцы», кадр: Disney

Второй сезон сериала «Перси Джексон и Олимпийцы» основан на второй книге Рика Риордана из его серии «Море чудовищ». Полубог-получеловек и сын бога морей Посейдона, Перси (Уокер Скобелл) вновь подвергает себя опасности, спасая других полукровок от всемогущего зла. Главный враг героя Лука (Чарли Бушнелл) не дремлет. Вместе со свитой бойцов титана Кроноса он готовится уничтожить полубогов, поэтому Перси, его брат-циклоп Тайсон (Дэниэл Димер) и лучшая подруга Аннабет (Леа Джеффрис) отправляются в эпическое путешествие по Морю чудовищ, чтобы найти Золотое руно и своего лучшего друга — сатира Гровера (Арьян Симхадри), похищенного злодеями. По словам Рика Риордана, активно участвующего в адаптации, сезон идёт вровень с первоисточником, значит, герои обязательно столкнутся с циклопом Полифемом, Гидрой, Сциллой и Харибдой. Риордан уверяет, что новые эпизоды будут во всех смыслах мощнее и интереснее предыдущих, ведь в работе над новым сезоном авторы старались усилить сюжетные линии и визуал.

«Город теней» (Ciudad de sombras)

с 12 декабря (Netflix)

«Город теней», кадр: Netflix

Томный испанский мини-сериал о расследовании ритуального убийства и церковного заговора вдохновлён романом «Палач Гауди» Аро Сайнса де Ла Масы. Обугленный труп свисает с фасада Ла Педреры. Отстранённый от должности инспектор полиции Майло (Исак Феррис) возвращается на службу, чтобы вместе со следовательницей Ребеккой (Вероника Эчеги) найти палача. Блуждая по неоткрыточным локациям Барселоны и сталкиваясь со скрытными обитателями столицы, герои раскрывают жуткие тайны и грехи жителей города.

Российские сериалы

«Чёрное облако»

2-й сезон, с 28 ноября (Okko)

«Чёрное облако», кадр: Okko

Мистический триллер о студентке (Мария Мацель), из чьей гневливой и полной обид души вырывается ядовитое чёрное облако. В первом сезоне сериал проделал грандиозный плот-твист. Действующие лица поменялись местами, история вышла на новый эмоциональный уровень. В продолжении центральное действующее лицо — следовательница Оксана (Марьяна Спивак). Из одинокой и жёлчной сыщицы она внезапно превращается в мать, жену, простую женщину, потерявшую память и погрязшую в кошмарах. Мария Мацель теперь играет её дочь Олесю, как и мать, терзаемую изнутри годами скрываемой яростью. Новый сезон сериала о подавлении негативных эмоций складывает знакомые лица и детали сюжета в новую конфигурацию, где лидирующей становится проблема поколенческой травмы и токсичных тактик выживания в непростом мире. Благодаря резкому повороту сюжета «Чёрное облако» обретает уже неподъёмный драматический вес и многогранность. Это всё ещё нервное, пугающее и интригующее шоу, чьи зрители и герои должны распутать клубок злости.

«Склиф»

со 2 декабря («Кинопоиск»)

«Склиф», кадр: «Кинопоиск»

Врач-травматолог и ярая перфекционистка Евгения Покровская (Кристина Асмус) спасает пациентов, решительно берётся за сложные операции и неустанно воюет с сексистскими предрассудками на рабочем месте. Талантливая героиня самостоятельно достигает карьерных вершин без подстраховки, пока её парень с института, хирург Рома (Матвей Лыков), получает должность в отделении по блату. Эта несправедливость вносит определённые трудности в их отношения. Совместный проект ТНТ и «Кинопоиска» срежиссировала Мария Агранович («The Телки»), а в числе сценаристов — авторы оригинального «Склифосовского».

Цифровые релизы:
яркое джалло и новое расследование Бенуа Блана

«Достать ножи: Воскрешение покойника» (Wake Up Dead Man: A Knives Out Mystery)

с 12 декабря (Netflix)

«Достать ножи: Воскрешение покойника», кадр: Netflix

Детектив Бенуа Блан (Дэниэл Крэйг) и молодой преподобный Джад (Джош О’Коннор) расследуют убийство церковнослужителя Джефферсона Уикса (Джош Бролин), заколотого ножом с рукояткой в виде дьявола, который Джад накануне стащил из бара. Разумеется, в деле не всё так просто: Джад, бывший боксёр, и Уикс яростно враждовали, у убитого вдобавок были внебрачный сын, политические амбиции и море оппонентов.

Подозрительных лиц в детективном триквеле Райана Джонсона вновь сыграет ансамбль маститых актёров — Гленн Клоуз, Джереми Реннер, Кейли Спейни, Эндрю Скотт и Мила Кунис. Режиссёр признаётся, что на этот раз он хотел поработать с темой религии и немного поиграть с интонацией, погрузив Блана в мрачный хоррор. При написании сценария постановщик особенно вдохновлялся произведениями Агаты Кристи, в частности романом «И никого не стало», чьё действие разворачивается на скалистом острове, а персонажи по очереди умирают. Но ярче всего на настроении третьей части сказались мрачный стиль Эдгара Аллана По и тональность романов Джона Диксона Карра, часто играющего со сверхъестественным.

«Джей Келли» (Jay Kelly)

с 5 декабря (Netflix)

«Джей Келли», кадр: Netflix

В этом году Ноа Баумбак представил в основном конкурсе Каннского кинофестиваля мета-драмеди о личностном кризисе вымышленного актёра. Джей Келли (Джордж Клуни) всю жизнь ускользал от самого себя, играя других людей и проживая чужие истории; скрывался за пеленой славы от мира и простых людей. В слезах исполнив смерть персонажа, Келли решает завершить карьеру, улучшить отношения с дочерьми и соприкоснуться с реальным миром. Вместе с менеджером Роном (Адам Сэндлер) он отправляется в путешествие по Италии, что оборачивается долгим разговором по душам. Движущей силой Баумбака, как всегда, является рефлексия его героев — одновременно обыкновенных и оторванных от действительности людей. Тем не менее многие критики обвинили «Джея Келли» в плоскости, разглядев в нём симптомы творческого кризиса режиссёра. Вместо серьёзного диалога, комедийного обличения изнанки индустрии Баумбак избирает кинонарциссизм, пишет ванильные и не всегда работающие диалоги, чья глубина теряется на фоне манящих итальянских красот и общего инфантилизма. Впрочем, лучше сделать выводы самим — надо признать, Клуни очень идёт белый костюм.

«Отражение в мёртвом бриллианте» (Reflet dans un diamant mort)

онлайн-релиз 5 декабря

«Отражение в мёртвом бриллианте», кадр: RTBF

Джон Диман (Фабио Тести, работавший каскадёром у Серджо Леоне), спецагент на пенсии, коротает дни в фешенебельном отеле на французском курорте. Проплывающие мимо взгляда объекты — будь то бриллианты или бикини, врезающиеся в молодое тело, — укачивают героя по волнам памяти. Шпионские приключения, страстные встречи с любовницами и врагами распадаются на острые и красочные осколки, неожиданно врезаясь в настоящее Джона. Из соседнего номера пропадает женщина, и шпион вынужденно берётся за старое.

Шпионский триллер о страсти, жизни и времени, который иронично взболтали с джалло и ретровайбами, сняли бельгийские режиссёры Бруно Форцани и Эллен Катте. Они всегда работают в паре и создают исключительные самородки. Например, тактильную и умопомрачительную «Горечь», ведьминский и манящий «Странный цвет слёз твоего тела» и зубастый боевик «Пусть трупы позагорают». Форцани и Катте ярко обыгрывают устаревшие тропы и будоражат тело зрителя то созерцательными, то грубыми, то нежными, то аффективными планами. Их двоих нужно хранить как бриллианты, ведь они — одни из немногих хранителей и продолжателей традиции джалло с её экспрессивными крупными планами, расчлёненными образами и безжалостной к зрителю энергетикой.

«Сын плотника» (The Carpenter's Son)

онлайн-релиз 22 декабря

«Сын плотника», кадр: Saturn Films

Артистичный хоррор с Николасом Кейджем и певицей FKA Twigs в главных ролях. Плотник Иосиф (Кейдж), его жена Мария (FKA Twigs) и их сын-подросток Иисус (Ноа Джуп) скрываются в египетской деревушке от преследователей. Оказавшись под влиянием демонических сил, мальчик идёт против отца и начинает видеть страшные пророчества, навлекая на семью как природные напасти, так и сверхъестественные ужасы. Сюжет фильма вдохновлён апокрифическим «Евангелием от Фомы». Режиссёр Лотфи Нэйтан, коптский христианин, хотел представить образ Иисуса как обычного человека, переживающего человеческие сомнения и соблазны. Он хотел создать уязвимый образ, с которым легче себя идентифицировать, и показать противоречия между непостижимым божественным началом и земной жизнью через взаимоотношения одарённого сына и его простого отца. Съёмки проходили в Сфакии, Превели и Мегаре. Говорят, что во время работы над фильмом в одной из пещер Кейдж подвергся нападению роя пчёл, — очевидно, придётся смотреть.

Книжный бонус

«Опыт киноглаза. Исследование кинематографической автономии» Дарины Поликарповой

В издательстве «Новое литературное обозрение» на днях вышла книга киноисследовательницы Дарины Поликарповой. «Опыт киноглаза» — сборник текстов, который даёт возможность взглянуть на мир механическим глазом, отойдя от антропоцентричности кинематографа. Дарина Поликарпова наделяет кино субъектностью, не пытаясь уравнять человека и кинематограф, но выделяя его чувственный опыт. Задача автора — вернуть киноцентричную перспективу и вовлечь читателя в диалог с чувственной составляющей просмотрового опыта.

Обложка: «Новое литературное обозрение»