Ещё недавно дорамы, или азиатские сериалы, были для остального мира такой же экзотикой, как, например, японские реалити-шоу: многие знали об их существовании, догадывались, что там происходит нечто странное, видели даже какие-то фрагменты, но регулярно, конечно, не смотрели. А потом появился кабельный телеканал «Дорама ТВ», и азиатское «мыло» вошло почти в каждый дом, а отечественные телезрители выучили все жанры и поджанры сериалов: знают, например, о существовании отдельного класса дорамы с так называемой гендерной интригой — это когда девушка прикидывается субтильным юношей ради любви, карьеры или спортивных побед.
Многие ожидали от дорам откровенных сцен, но напрасно. Нормальное развитие отношений в этих фильмах — экзистенциальные терзания главных героев на десять серий и пожатие руки в финале — уже экстаз. Секса в дораме не то чтобы нет, но вы его точно никогда не увидите.
Ещё одна особенность стиля — смешение тысячи настроений. Вы можете начать смотреть романтическую мелодраму, затем обнаружить себя в детективе, а в финале оказаться в мистическом мире будущего, например.
Даже самая наивная дорама наполнена традиционными и символичными для азиатской культуры явлениями. Это касается костюмов, языка, общения, построения семейных отношений. В принципе, эти сериалы можно воспринимать как виртуальную экскурсию в страны Азии, в которой интересно наблюдать ещё и за сюжетными перипетиями.
Но самое главное: на дораму очень легко «подсесть». Причём на все сериалы сразу. Шоу редко выходят за пределы одного сезона, поэтому истории проглатываются одна за другой. Дорама —это коротко, лаконично и красиво. Вот 15 лучших представителей.
«Потомки солнца» (Taeyangeui huye), реж. Ли Ын-бок, Южная Корея, 2016
История любви на чужой земле, охваченной войной, между полевой медработницей Кан Мо Ён и капитаном отряда миротворцев ООН Си Джином. Они очень занятые ребята, как можно догадаться, поэтому симпатия заканчивается всего одним свиданием. «Потомки солнца» — один из самых успешных южнокорейских сериалов. Например, в Китае на видеоплатформе дораму посмотрели почти 2,5 миллиарда раз.
«Твой аромат» (Kan jian wei dao de ni), Китай, 2019
Эта дорама прикидывается романтической комедией с элементами фантастики, но на середине сезона превращается в сильную драму про убийство, семейные предательства, бизнес-интриги. Лу Вэй — молодой винный критик, рок-звезда в своей сфере. Он знаменит, заносчив, обладает идеальным вкусом и любое вино читает как книгу (у него в голове настоящая библиотека, это правда), в общем, парень — гений. С Хе Бу Цуй — совсем другая история: она из кожи вон лезет, чтобы заработать денег для себя и отца, соревнуясь с местными маргиналами и бандитами в поглощении алкоголя на скорость. В детстве девушка потеряла чувство вкуса, и ей неважно, что есть, что пить. Они, конечно, встретятся и поцелуются. Гениальный критик потеряет свою способность чувствовать вкус, а Хе Бу Цуй, наоборот, познает всю гамму. Его карьера под угрозой, единственный шанс на спасение — нанять девушку для работы и сохранения репутации. Ну а дальше вас ждёт сюжетный твист уровня Найта Шьямалана.
«Она была красоткой» (Geunyeoneun yeppeotta), реж. Чон Дэ-юн, Южная Корея, 2017
Дорама про бодипозитив и принятие себя. Ким Хэ-джин в детстве была безумно красивым ребёнком, ей все пророчили модельное будущее и успешную карьеру в любой сфере, где она сможет очаровывать начальников. Пока же девочка водит дружбу с полноватым мальчиком, который, естественно, в неё безумно влюблён. После школы их пути расходятся на много лет. Внезапно Сон-джун возвращается в город и просит бывшую любовь о встрече. Правда, с годами внешность Ким стала менее привлекательной, достаток её успешной семьи упал, в общем, больше она не королева бала. А вот полноватый друг, наоборот, вырос красавцем и редактором модного журнала. Впереди, конечно, нас ждёт обратное превращение гадкого утёнка в лебедя, любовная линия, испытание дружбы, взлёты и падения редакции журнала. И неожиданный финал.
«Наследники» (Sangsokjadeul), реж. Ким Ын-сук, Южная Корея, 2013
Чха Ын Сан — девушка из бедной семьи, её мать работает служанкой в доме заносчивых яппи, терпя постоянные унижения. Женщина глухонемая, да и в принципе всю жизнь привыкла замалчивать свои страдания ради детей. Чха Ын отправляется в Америку, чтобы встретиться со своей успешной старшей сестрой. Жизнь сестры, впрочем, тоже оказывается далёкой от идеала: работает официанткой, живёт с абьюзером, лжёт в письмах домой. Чха Ын, потратив последние деньги на билет в один конец, знакомится с корейским парнем на пляже, который решает ей помочь. Оказывается, что спаситель — наследник крупной корпорации, golden boy. Можно сказать, что это более мрачная и драматическая версия американской «Сплетницы».
«Случайно найденный Ха Ру» (Eojjeoda Balgyeonhan Haroo), реж. Ким Сан Хёп, Южная Корея, 2019
Красивая дорама о том, как можно (нужно) самому вершить свою судьбу. Ын Дан О — ученица престижной старшей школы, любимая дочка успешных родителей. Девушка мучается от двух вещей: во-первых, её жених (выбор родителей), в которого она влюблена, не отвечает ей взаимностью. Во-вторых, она страдает от неизлечимого порока сердца. Однажды Ын теряет память, а после понимает, что может видеть недалёкое будущее — своё и окружающих.
«Игра: стремление к нулю» (Deo Geim), реж. Чан Чжун Хо, Южная Корея, 2020
Не совсем честно советовать дораму, которая ещё выходит, но этот сериал и правда обещает много интересных эпизодов. У Кима тэ Бёна не самый приятный дар: он может увидеть последний миг любого человека, просто заглянув ему в глаза. Но, вопреки ожиданиям, парень не старается отгородиться от людей, а, наоборот, старается жить полной (хоть и трудной) жизнью. Его внимание привлекает случай загадочного серийного убийства. Он начинает работать с талантливым детективом Со Чжун Ён, чтобы найти безжалостного преступника. Много тёмных цветов, загадочных намёков, зверских преступлений. В общем, добротный корейский детектив, который просто переупаковали в формат дорамы.
«Императрица Ки» (Ki Hwanghu), реж. Хан Хи, Южная Корея, 2014
Костюмированная историческая дорама о Ки Хван-ку — супруге последнего императора монгольской империи Юань. До того, как познакомить с сюжетом, преступлением было бы не отметить великолепные костюмы. В те моменты, когда повествование будет провисать, просто любуйтесь этими шелками, украшениями и макияжем главных героев. Теперь об интриге: Ки Хван-ху родилась в Корее в семье высокопоставленного чиновника, но была отправлена в Китай в качестве дани. Ей удалось сбежать, но она не смогла смириться с тем, в каких условиях живут её соотечественницы (girl power), поэтому под видом молодого парня Ки встала на путь борьбы с несправедливостью. В народе этого бойца за дерзость и отвагу стали называть Шакалом. В дальнейшем ей ещё предстоит снова попасть в дворец китайского владыки и пройти путь от наложницы до правящей императрицы.
«Сильная женщина То Бон-су» (Himssenyeoja Dobongsoon), реж. Ли Хён Мин, Южная Корея, 2017
То Бон-су — не самая обычная девушка, а всё из-за семейного проклятия. Дело в том, что в её роду слабый пол рождается с богатырской силой, которую нельзя использовать в корыстных или личных целях, иначе сила пропадёт (мать То надумала в молодости стать звездой тяжёлой атлетики и лишилась дара). То влюблена в полицейского, она часто попадает в неловкие ситуации, а в конечном итоге устраивается на работу к избалованному богатенькому эгоисту, который нанимает её в качестве своего телохранителя, так как его кто-то преследует. И вроде перед нами романтическая история про любовный треугольник, если бы в конце первой серии на улице не появилась загадочная тень серийного маньяка, который похищает безымянную юную девушку.
«Цветочки после ягодок» (Hana Yori Dango), Япония, или «Мальчики краше цветов» (Kkotboda namja), Южная Корея
Классическая японская дорама, которую с успехом пересняли в Южной Корее. Название отсылает к японской поговорке «цветы после пельменей» — она о людях, которые во время фестивалей вместо того, чтобы наслаждаться цветами, набивают желудки едой. Чан-ди никогда не мечтала учиться в элитной школе, да и её семье это не по карману. Но она случайно спасает какого-то именитого юношу, за что ей выделяют стипендию на обучение. Девушка попадает в учебное заведение, где балом правят четыре безумно красивых, но крайне вредных школьника. Конечно, она сразу начинает с ними конфликтовать, а унижения в этой школе похлеще американских выдумок про старшеклассников. Впрочем, «великолепной пятёрке» предстоит ещё сотню раз изменить своё отношение к друг другу, наметить треугольник, разрушить его, превратить в квадрат, а после расстаться на много лет. Классика жанра, если говорить о том, откуда вся эта зависимость от дорамы пошла: всё начинается с цветочков и мальчиков.
«Ещё есть время для любви» (Wan loi dak kap zoi oi lei), реж. Бен Фон, Гонконг, 2015
Кто там соскучился по «Сумеркам» и Эдварду? Если тоска сильна, то вот вам усовершенствованная и более красивая версия вечной истории любви. Рой — вампир уже чёрт знает сколько столетий, сам сбился со счёта. Когда-то он потерял любимую и обрёл бессмертие — болезненный обмен. Чтобы не вызывать подозрений в новом городе, он поступает в университет, где знакомится с Ло Силань. Трудно сказать, что в ней так зацепило вампира. На первый взгляд самая обычная девушка: развозит газеты, подрабатывает в рыбной лавке (помните, как Эдвард не мог устоять перед запахом Беллы?), живёт довольно бедно, звёзд с неба не хватает. И, конечно, считает Роя надменным, бездушным и красивым. Тут никаких неожиданных поворотов и страшных открытий. Приятная история для тихого вечера, если всё ещё есть время для любви.
«Отряд Хваран» (Hwarang), реж. Юн Сон-щик, Южная Корея, 2016
Весёлая и лёгкая дорама про студенчество, где действие разворачивается в школе для наёмных воинов эры Силлы. Здесь вам и любовный треугольник, и крепкая юношеская дружба, жестокие сражения за мирную жизнь родины, отличные костюмы, немного юмора и драмы. Стоит, наверно, ещё отметить, что весь саундтрек к этому сериалу написала известная K-рор группа BTS, поэтому история сразу привлекла внимание миллионов фанаток.
«Уведомление о смерти» (An Hei Zhe), реж. Чжан Юань Ан, Китай, 2014
Таинственный мститель открывает охоту на преступников, избежавших наказания. Рядом с телами он оставляет уведомления об их смерти, тем самым лишний раз раздражая местную полицию. Стражи закона для его поимки собирают специальную группу: мрачный начальник с трудным характером, гениальный криминалист со странностями, психолог без тормозов, готичная принцесса судмедэксперт, назойливый хакер. Для того, чтобы добраться до серийного убийцы, им сначала предстоит разобраться в преступлениях его жертв и понять, стоит ли останавливать этого карателя.
«Фея тяжёлой атлетики» (Yeokdoyojeong Gim Bok-ju), реж. О Хён-джон, Южная Корея
Пок Чжу ещё в десять лет решила, что хочет заниматься тяжёлой атлетикой, не самым женским видом спорта. Дорама расскажет о её восхождении до участника корейской сборной. В спортивной школе ей постоянно приходится делать выбор между штангой и чувствами, а это особенно тяжело, когда в одной с тобой школе живёт красавчик-пловец с ещё более красивым старшим братом неподалёку. Героиня мечется между набором массы и женственностью, а её соседка по комнате, гимнастка, в это время изнуряет себя диетами, боясь лишиться места в команде. Терпит постоянные унижения от сурового тренера и подружек, давление со стороны родителей, которые последние деньги вложили в её обучение и карьеру, хотя сама девушка уже не уверена, что хочет связывать свою жизнь с жестоким спортом. Молодой парень получает травму и боится вернуться к тренировкам, ведь вдруг у него не получится снова стать звездой в своей дисциплине? В общем, всё очень не просто в жизни главных героев.
«Гордость и предубеждение» (Omangwa Pyeongyeon), реж. Ким Джин Мин, Южная Корея
День команды главного прокурора Мун Хи Мана проходит в постоянных допросах, поисках улик, операциях по задержанию. Коллектив уже слажен, работа идёт хорошо, пока к ним на службу не поступает молодая девушка. Она горит желанием заслужить уважение коллег и доказать свой профессионализм. Но оказывается, что она не просто так оказалась на этом месте, и у неё есть серьёзные личные мотивы. Бодрая дорама о юридической смекалке. Это, конечно, не сериал «Мажоры», но тоже много стильных костюмов и сложных дел.
«Мёртвый запас» (Dead Stock), реж. Гонно Хадзимэ, Япония, 2017
Цунэта Рику устраивается на работу на телевизионную станцию, он мечтает о громких репортажах и сильных историях. И, конечно, безумно разочаровывается, когда ему поручают отсматривать архив материалов. Он натыкается на плёнку с сюжетом журналистки о проклятом тоннеле, в котором происходят загадочные события. После выхода репортажа девушка покончила с собой, что, естественно, заинтересовывает Рику. Он решается на собственное расследование. Рекомендуется всем, кто соскучился по «Проклятию» Такаси Симидзу, да и в целом по добротным японским ужастикам.