Аниме и манга всё прочнее занимают своё место в популярной культуре. Если в начале 2000-х они и оставались нишевым развлечением для горстки поклонников, то сегодня финал «Атаки титанов» ждут едва ли не больше, чем последние серии «Игры престолов». И, само собой, на этом фоне не стоит забывать, что многие произведения адаптируются и для кино. Сергей Сергиенко собрал самые удачные примеры переноса сюжетов аниме на большие экраны.
«Тетрадь смерти» (Death Note), реж. Сюсукэ Канэко, 2006
Первая экранизация манги Цугуми Обы и Такэси Обаты вышла до того, как стартовал одноимённый сериал. Сюсукэ Канэко подошёл к вопросу со всей тщательностью: образы героев подобраны достаточно близко к оригинальным, а вот сюжет был местами сильно изменён. Возможно, самым важным нововведением стал отказ от внутренних диалогов, которые имеют большое значение как в манге, так и в аниме. Канэко намеренно создавал саспенс другими средствами и в этом преуспел: битва умов между Кирой и L хоть и проходит иначе, чем привыкли фанаты аниме, но всё так же увлекательна.
Сюжет разбит на две части, причём если в первом фильме изменения точечные, пускай и сильные, то вторая окончательно отходит от первоисточника. Достаточно лишь упомянуть, что у Киры так и не появляется новых гениальных противников, а дело завершает сам L (знакомых с аниме такое решение должно заинтересовать). Но что остаётся неизменным — гениальный детективный сюжет.
«Бродяга Кэнсин» (Rurouni Kenshin), реж. Кэйдзи Отомо, 2012
Многие зрители прекрасно помнят аниме «Самурай Икс» (под этим названием в России выпускали «Бродягу Кэнсина») о мечнике Химуре Кэнсине, отринувшем своё кровавое прошлое. Он вооружён сакабато — необычной катаной с обратной заточкой, которая символизирует выбранный Кэнсином мирный путь и нежелание плодить ещё больше насилия.
Экранизация 2012 года до своего выхода у многих вызывала опасения: казалось, что авторы могут попытаться выехать на популярности манги и аниме, однако на деле всё оказалось не так. Картина Кэйдзи Отомо не только удачно адаптировала первую часть манги, но и неплохо справлялась с боевой хореографией и характерами персонажей. Что примечательно, сам создатель «Бродяги Кэнсина» Нобухиро Вацуки очень высоко оценил фильм, отметив как актёрскую игру, так и отдельные правки сценария. В интервью он признался со смехом, что некоторые диалоги с удовольствием использовал бы в своей манге.
Само собой, успех первой картины поддержали выходом последующих: в завершённом виде серия насчитывает пять фильмов, последний из которых вышел в 2021 году. Что приятно, заданная авторами планка не упала и в продолжениях.
«Класс убийц» (Ansatsu Kyoushitsu), реж. Эйитиро Хасуми, 2015
Луна почти полностью уничтожена неизвестным существом. Вскоре, впрочем, оно представляется Коро-сенсеем и требует от правительства Японии передать ему на попечение класс 3Е средней школы Кунугигаока. И словно попутно сообщает, что через год уничтожит и Землю. Попытки победить Коро-сенсея оборачиваются неудачей: существо словно бессмертно, перемещается с чудовищной скоростью и в целом несёт угрозу, с которой никогда не сталкивалось человечество. Само собой, правительство соглашается на сделку, но с пометкой, что ученики остаются в праве пытаться убить своего нового учителя.
Школьная комедия с необычной завязкой на деле оказывается довольно традиционной: львиная доля истории отведена обычным будням, в которых ребята из особого класса, куда отправляют самых сложных учеников, пытаются исправить свои жизни с помощью, мягко говоря, необычного учителя. Параллельно с этим юноши и девушки ещё и обучаются искусству убийства загадочных пришельцев. Подаётся всё, правда, скорее в виде разрозненных эпизодов, к чему нужно быть готовым: той же структуры придерживался и оригинал. Если же принять все условности, зритель получит отличную комедию, умудряющуюся сочетать лёгкий настрой, умеренную жёсткость и трогательные моменты. В общем, совершенное безумие в лучших его проявлениях.
«Клинок бессмертного» (Mugen no junin), реж. Такаси Миике, 2017
Говоря об экранизациях аниме, нельзя пройти мимо Такаси Миике — невероятно плодовитого мастера японского кинематографа. Среди прочих он снял и «Клинок бессмертного» — тямбара по одноимённой манге о ронине Мандзи, в чьём теле живут кровяные черви, не дающие ему умереть. К нему за помощью обращается Рин Асано, дочь владельца додзё, которого убили представители загадочной школы Итто-рю. Девушка, как две капли воды похожая на погибшую сестру Мандзи, мечтает отомстить, для чего ей и понадобился ронин.
Огромная манга уместилась в 13 эпизодов аниме, а для фильма её и вовсе пришлось ужать до пары часов с небольшим. Ожидаемо это привело к ряду упрощений: например, в фильме не проговаривают мотивацию Мандзи (по договору с монахиней, подселившей червей в его тело, он должен убить тысячу плохих людей), а отдельные схватки подаются почти без предисловий. Впрочем, даже с учётом этого «Клинок бессмертного» смотрится на одном дыхании: Миике в своём фирменном стиле воплотил зрелищные, стремительные и жестокие схватки, снабдив их достаточно увлекательным нарративом, удерживающим внимание зрителей на протяжении всей ленты. В конце даже хочется какого-то продолжения, несмотря на вполне завершённую историю.
«Невероятные приключения ДжоДжо» (JoJo no Kimyou na Bouken), реж. Такаси Миике, 2017
Ещё один фильм Миике, снятый в тот же год, что и «Клинок бессмертного». Здесь речь идёт о культовом творении Хирохико Араки, точнее — четвёртой части «Невероятных приключений ДжоДжо». Как признавался в интервью сам Миике, для него новость об экранизации стала одной из лучших в жизни: он давний фанат франшизы и после своего назначения несколько суток не мог спать, настолько был взволнован.
И это чувствуется: фильм старательно копирует безумную стилистику оригинала, сохраняя самые мелкие и незначительные на первый взгляд детали. Доходило до того, что Юсукэ Исэя вынужденно побрил часть головы налысо, чтобы кепка Джотаро правильно сидела на его голове: волосы должны плавно «в неё переходить». Впрочем, тяга к передаче всех нюансов сыграла злую шутку: фильм вышел с подзаголовком «Часть 1», но так и не получил продолжения, поэтому сцена после титров с загадочным джентльменом, на столе которого лежит в бумажном пакете отрубленная женская рука, так и осталась лишь отсылкой для «своих». Не знакомым с первоисточником с большой вероятностью «ДжоДжо» может показаться обрывочным. Хоть он и завершает определённую сюжетную линию, слишком уж многое намекает, что за кадром осталось куда больше.
И всё же фильм Миике снят с такой любовью и вниманием, что пройти мимо просто не получается. Особенно если Морио успело стать для вас родным после просмотра аниме или чтения манги — в фильме вы сразу почувствуете себя как дома.