Мы решили не подводить никаких киноитогов 2022 года. Единственное, на что хочется оглянуться, — на документальные ленты. Соня Бессонова собрала несколько фильмов, которые ей показались наиболее интересными из тех, что сейчас доступны для просмотра.
«Стац», реж. Джона Хилл
В определённый момент жизни голливудский актёр и с недавних пор режиссёр Джона Хилл, изнемогая от всепоглощающей депрессии, обратился к психотерапевту Филу Стацу. Его подход не только в более краткие сроки, чем заведено в традиционной практике, значительно улучшил состояние психического здоровья Хилла, но и мотивировал последнего снять один их сеанс — для того чтобы помочь тем, у кого нет прямого доступа к специалисту.
Сеанс можно назвать скорее вводным, поскольку на нём они проговаривают выполненные прежде упражнения, и тем не менее этого достаточно, чтобы задуматься о собственном опыте и начать двигаться в нужном направлении. При этом пациент и психотерапевт не упускают случая зайти на частную территорию: детство Стаца, омрачённое ранней смертью брата и мужененавистническими взглядами матери, а также болезнь Паркинсона, подростковый период Хилла и процесс создания фильма, растянувшийся на два года из-за неуверенности в том, а что, собственно, с ним делать.
«Движение Джейн», реж. Тиа Лессин, Эмма Пилдс
Есть злая ирония в том, что фильм про движение, помогавшее американкам с абортами, впервые показали на фестивале «Сандэнс» за несколько месяцев до отмены повсеместного права на аборты на федеральном уровне в США и передачи регуляции вопроса в компетенцию штатов. Но ещё тогда, в 60-е, многие женщины знали, что запрет на прерывание беременности принесёт вред: в отдельной больнице Иллинойса фиксировали смерть от нелегального аборта каждую неделю.
Одной из тех женщин была Хизер Бут, сестра друга которой вынашивала ребёнка, но была не готова рожать и потому задумалась о суициде.
Бут стала расспрашивать знакомых о враче и со временем обзавелась примерно дюжиной соратниц, с которыми занималась вопросами консультирования по абортам и поиском специалистов. Так зародилось движение «Джейн».
«Американская мечта Джорджа Карлина», реж. Джадд Апатоу, Майкл Бонфильо
Двухчастное рассматривание всевозможных аспектов жизни Джорджа Карлина под микроскопом, сконструированным Джаддом Апатоу, некогда тоже стендап-комиком, и создателем ещё одного дока про комедианта «Гэри Гульман: Великая депрессия» Майклом Бонфильо. Но это не просто дежурный пересказ того, что и так известно, а необычная попытка погрузиться в личный мир человека с его негласного разрешения. Количество отснятого с ним материала позволило авторам вести диалог со зрителем от лица Карлина: вот он говорит о распускающем руки отце, вот — о контролирующей его матери, вот — о потере себя и последующем поиске своего голоса на фоне царящего вокруг культурного хаоса и симптоматично развивающегося внутри отвращения к своему притворству.
«Проклятая работа», реж. Вера Кричевская
История независимой медиажурналистики в России на примере телеканала «Дождь» (признан Минюстом РФ СМИ-иноагентом). Всё началось с банального «почему нет телевидения для нормальных?». За идею, выданную мечтательной Натальей Синдеевой (признана Минюстом РФ иноагентом), подняли пальцы вверх супруг гендиректорки Александр Винокуров и продюсерка Вера Кричевская, которая и взялась за создание фильма. И вот в апреле 2010 года состоялся первый эфир так называемого optimistic channel. Сначала новости действительно были более-менее optimistic, пока в какой-то момент редакция не заметила, что находится в иной — если судить по информационной повестке других телеканалов — реальности.
«PEZ вне закона», реж. Эми Сторкел, Брайан Сторкел
В трудные времена людям нередко помогала смекалка. Так было с героем совершенно замечательной документалки Стивом Глю, сейчас внешне сильно смахивающим на Санта-Клауса. «По-моему, вы создаёте кино о неудачнике», — так высказался о нём один из знакомых. В 90-х никто не знал, откуда Стив взялся и кого из себя представляет.
Тем не менее многим хотелось того, что он приносил не в красном мешке, но в чемодане: конфеток PEZ с дозатором-игрушкой, по которым американские коллекционеры так и плакали.
До тех пор у него не было роскошного дома или высокооплачиваемой работы, зато была отдушина в виде собирания сколь-нибудь ценных или просто занятных вещиц. А спустя долгие годы нахождения в депрессивном состоянии он нашёл достойное, на его взгляд, занятие — контрабанду, причём в паре со своим 20-летним сыном.
«Спокойной ночи, Оппи», реж. Райан Уайт
На удивление трогательная работа о марсоходе «Оппортьюнити», или просто Оппи, переносящая разум далеко-далеко отсюда. NASA запустило аппарат вместе с сестрой-близнецом «Спирит» в 2003 году, надеясь, что они продержатся на поверхности Красной планеты 90 солов (на деле же вышло куда больше, особенно в случае главной механической героини фильма). Их миссией было собрать достаточное количество данных для того, чтобы установить, была ли жизнь на Марсе.
История близняшек началась задолго до их рождения — в середине 80-х, когда геолог Стив Сквайерз осознал, что всё бренное-земное его не влечёт, и ударился в изучение космоса. На протяжении десяти лет он пытался заинтересовать NASA своим робопредложением, прежде чем вместе с коллегами (один из них фанател по «Звёздному пути»!) взялся в максимально сжатые сроки подготовить «Оппи» и «Спирит» к знаменательному полёту.
«Мы встретились в виртуальной реальности», реж. Джо Хантинг
Пока человечество сидело на карантине, его отдельная часть нашла достойную по меркам социофобов альтернативу реальному миру — виртуальность. Точнее, многопользовательскую игру VRChat, в которой можно взаимодействовать друг с другом посредством 3D-аватаров. Там, как говорится, своя атмосфера: можно посещать сходки по интересам, пропустить кружечку пенного в пабе, попасть в ДТП — в общем, делать всё то, что можно провернуть и без специального VR-оборудования.
У обитателей VRChat есть свои причины в пользу виртуальности: у «Дженни» нарушение слухового восприятия, и она нашла себя в обучении игроков языкам жестов, «Тостер» стал увереннее в себе благодаря отношениям с танцовщицей «Дастбанни», «ДрэгонХёрт» подключается к сети, чтобы отвлечься от работы, а «Из-Ё-Бой» таким способом убегает от жизни, где не может быть самой собой. В игре никого не волнует, кто ты в том осязаемом мире; бери чистый лист, карандаш и делай себя таким, каким всегда хотел быть.
«Балабанов. Колокольня. Реквием», реж. Любовь Аркус
Предельно интимный и приближенный к зрителю (в том числе буквально: можно рассмотреть все мелкие морщины на измождённом лице) портрет великого летописца российской жизни Алексея Балабанова, который создательница фильма, его близкая подруга и основательница журнала «Сеанс» Любовь Аркус, рисовала на протяжении 10 лет. Сперва выдаётся киноэссе о творчестве Алёши, как его ласково называет Аркус, с разъяснением о том, почему сегодня многие неверно истолковывают общеизвестные слова Данилы Багрова. Затем — погружение в личную трагедию (и не одну), перемежающееся с процессом создания последней работы Балабанова «Я тоже хочу».
«Дэвид Боуи: Лунный сон наяву», реж. Бретт Морган
Визуально изобретательная психоделическая одиссея Дэвида Боуи, являющаяся, помимо всего прочего, первым проектом о музыканте, одобренным его семьёй. Рок-звезда с другой планеты, он позволяет зрителям вторгнуться не в личное пространство, а сразу в головной мозг, где можно почерпнуть знания о его самовосприятии, мировосприятии и мироощущении. О том, почему скрывает своё настоящее «я» за сценическими образами, что думает о своих текстах и как работает над внутренними конфликтами.