Линч, Спилберг и другие: 10 примеров авторской анимации

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

30 января в российский прокат выходит «Самый ценный груз» Мишеля Хазанавичуса — фильм-участник минувшего Каннского фестиваля. Оскароносный постановщик («Артист») дебютирует на территории анимации с исторической драмой, действие которой развернулось во время Второй мировой войны. Рассказываем, каким получился анимационный дебют современного французского классика, а заодно вспоминаем ещё девять мультфильмов от выдающихся кинорежиссёров.

«Самый ценный груз», реж. Мишель Хазанавичус

«Самый ценный груз», «Экспонента»

В основу фильма Мишеля Хазанавичуса лёг роман Жан-Клода Грюмбера «Самый дорогой товар», рассказывающий о Холокосте. Во время депортации в концентрационный лагерь глава еврейской семьи выбрасывает из поезда собственного сына в надежде, что его подберут поляки и тем самым спасут малыша от неминуемой смерти. Сюжетная фабула адаптации осталась практически неизменной, разве что спасать теперь пришлось грудную девочку.В последние годы кинематографисты всё чаще прибегают к пространству анимации, пытаясь осмыслить величайшую трагедию XX века: «Где Анна Франк?», «Шарлотта», «Письмо свинье»… Хазанавичус, родившийся в еврейской семье, — предки режиссёра эмигрировали во Францию из Польши в 1920-е — снял гуманистическую притчу об ужасах войны, самопожертвовании и искуплении. «Самый ценный груз» — история о маленьких людях с огромным сердцем, которые готовы меняться сами и менять мир вокруг. Даже если этот мир ограничивается деревянным домиком в Польше с неожиданно появившимся в нём ребёнком. Полуторачасовой сеанс человеколюбия в очередной раз напомнит зрителям, что и у «бессердечных» людей есть сердце, а самые страшные монстры живут не по соседству, а в наших головах.


«Делай ноги», реж. Джордж Миллер

«Делай ноги», «Каро-Премьер»

Анимационный мюзикл принёс Джорджу Миллеру первую и пока единственную премию «Оскар». После успеха оригинальной трилогии «Безумного Макса» австралийский постановщик обратил свой взор в сторону семейного кино. В 1998 году он снял милую комедию о вежливом поросёнке «Бэйб: Поросёнок в городе», а уже в 2006 году состоялась премьера мультфильма «Делай ноги». В центре сюжета — императорские пингвины из Антарктиды, которые находят себе пару до конца жизни благодаря песни сердца. Родившийся пингвинёнок Мамбл, к ужасу родителей и всех окружающих, петь не умеет, зато отлично танцует чечётку. Правда, старейшина племени не оценил талант юноши, окрестив пингвинёнка предвестником всех бед и изгнав из родных земель.

«Делай ноги» стал трогательной историей об инаковости и о рождённых с особенностями детях — Мамбл отличается от всех, потому что, высиживая яйцо, отец случайно его уронил. Несмотря на то что действие мультфильма разворачивается в Антарктиде, Миллеру удалось снять очень тёплую историю о принятии и поиске себя в этом суровом и не всегда приветливом мире. Не забывает Миллер и о том, что он один из самых искусных экшен-режиссёров современности. Поэтому порой «Делай ноги» ступает на территорию блокбастера. Песчаные дюны из «Безумного Макса» сменяются бескрайними снежными просторами, а преследующий главного героя Несмертный Джо уступает место морскому льву, но менее напряжённой и зрелищной сцена от этого не становится. «Делай ноги» до сих пор поражает сверхреалистичной анимацией, прекрасно срежиссированными погонями, а также великолепными музыкальными номерами. Где ещё можно услышать композиции группы Queen и Фрэнка Синатры голосами Робина Уильямса, Хью Джекмана и Николь Кидман, решивших лично исполнить все музыкальные номера своих персонажей?


«Пробуждение жизни», реж. Ричард Линклейтер

«Пробуждение жизни», Searchlight Pictures

Премьера первого анимационного эксперимента Ричарда Линклейтера — позже были «Помутнение» и «Аполлон-10½: Приключение космического века» — состоялась на Венецианском кинофестивале 2001 года. Мультфильм рассказывает о безымянном парне, освоившем практику осознанных сновидений.

В «Пробуждении жизни» Ричард Линклейтер продемонстрировал сложноустроенную многоуровневую систему сновидений гораздо раньше, чем это произошло в «Паприке» и в «Начале». В отличие от Сатоси Кона и Кристофера Нолана, Линклейтер стремился снять не концептуальный блокбастер, а разговорную драму, в которой путешествующие по снам персонажи ведут философские размышления о жизни и смерти. Онейрическая природа происходящего идеально сочетается с необычным, словно стремящимся расплыться в разные стороны изображением — материал с живыми актёрами был записан на обычную плёнку, а затем с помощью компьютера подвергся анимационной обработке. Своим фильмом Линклейтер во многом предопределил вошедшую в моду в начале 2010-х дримкор-эстетику.


«Приключения Тинтина: Тайна единорога», реж. Стивен Спилберг

«Приключения Тинтина: Тайна единорога», Paramount Pictures

Впервые права на экранизацию комиксов бельгийского художника Эрже Стивен Спилберг приобрел ещё в 1983 году и на протяжении нескольких десятилетий вынашивал идею — точнее, ждал подходящих технологий для киноадаптации. Ожидания оправдались. «Приключения Тинтина: Тайна единорога» — блокбастер, снятый с помощью технологии захвата движения и ставший первым фильмом режиссёра в цифровом формате.

Юный журналист Тинтин приобрёл антикварную модель корабля под названием «Единорог». Спустя пару часов и несколько выпущенных пуль Тинтин узнал, что в макете спрятаны часть карты и ключ к сокровищам. Теперь ему придётся объединиться с капитаном-выпивохой, чтобы дать отпор жадным до золота негодяям. «Приключения Тинтина» можно окрестить «Индианой Джонсом» для самых маленьких. Неспроста после премьеры фильма об археологе в шляпе режиссёра обвинили в плагиате. Тинтин, как и Индиана, прекрасно знает историю, сломя голову бросается на поиски древних артефактов, а также имеет отличную физподготовку. «Приключения Тинтина: Тайна единорога» — сумасшедшее по зрелищности приключение, в котором Спилберг, не стесняясь, цитировал собственные фильмы и вновь продемонстрировал, что в умении снимать приключенческие блокбастеры ему всё ещё нет равных. Головокружительные экшен-сцены удивят даже самого насмотренного зрителя, а милый фокстерьер по кличке Снежок украдёт сердце после первого же появления. Помимо Спилберга, к экранизации руку приложили Питер Джексон и Эдгар Райт, выступив в ролях продюсера и сценариста. Первый уже давно обещает снять продолжение, и если верить Энди Серкису, то над сиквелом ведётся активная работа.


«Остров собак», реж. Уэс Андерсон

«Остров собак», «Двадцатый Век Фокс СНГ»

Второй полнометражный мультфильм Уэса Андерсона — ранее был «Бесподобный мистер Фокс» — открыл Берлинский кинофестиваль 2018 года. Постановщик удостоился награды «Серебряный медведь» за лучшую режиссёрскую работу, а также номинации на премию «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм». Декоративный визуальный стиль режиссёра был словно предназначен для работы в представляющей бескрайнюю свободу анимации.

Япония, 2038 год. В стране бушует вирус, из-за которого всех пёсиков отправили жить на остров-свалку. Заскучавший по своему хвостатому другу Атари Кобаяши отправляется в карантинную зону, чтобы вернуть четырёхлапого товарища домой. Помогать парню в нелёгкой задаче вызывается отряд бродячих мокроносых. Вместе они намерены не только вернуть всех собак их хозяевам, но и доказать, что «собачий вирус» — лишь клевета нынешнего руководства страны — настоящих кошатников, преследующих цель изгнать пёсиков. Остров-мусорка одновременно напоминает и районы-гетто, где проживают нелегальные мигранты, и концентрационные лагеря времён Второй мировой войны. Андерсону удалось снять не только милую историю о дружбе хвостатых и мокроносых, но и мощную политическую антиутопию.


«Страна дураков», реж. Дэвид Линч

«Страна дураков», Netflix

Хулиганский анимационный сериал от Дэвида Линча транслировался на собственном сайте режиссёра в начале нулевых. После успеха «Твин Пикс» и «Малхолланд Драйв» всё внимание американского сюрреалиста было приковано к стремительно развивающемуся интернету. Хорошо знакомый с анимацией ещё со студенческих лет Линч — во время учебы в академии искусств он снял анимационные короткометражки «Шестеро заболевают» и «Алфавит» — запустил свой сайт davidlynch.com 10 декабря 2001 года. Уже в 2002 году контент страницы был заполнен мерчем по мотивам фильма «Голова-ластик», ежедневным прогнозом погоды от режиссёра — рубрика после перекочевала на YouTube-канал постановщика, — а также короткометражным сериалом «Страна дураков».

Главным героем анимационного шоу стал озлобленный американский деревенщина Рэнди, который только и делает, что целыми днями матерится, достаёт соседей, ругается с семьёй и калечит людей. Абсурдистские скетчи выполнены в минималистичном анимационном стиле — режиссёр рисовал каждый кадр сериала компьютерной мышкой. Помимо прочего, Линч лично озвучил все роли и написал музыку. Несмотря на то что сериал просуществовал всего восемь эпизодов, после которых постановщик утратил интерес к происходящему, «Страна дураков» оказала огромное влияние на Мэтта Маелларо — создателя культовой «Пол-литровой мыши». За грубой анимацией и чёрным юмором скрывается лишь свойственная режиссёру ирония. Поэтому если вы давно искали абсурдистскую комедию на вечер, то мини-сериал Дэвида Линча станет для этого лучшим выбором.


«Аномализа», реж. Чарли Кауфман

«Аномализа», Paramount Pictures

«Аномализа» стала второй режиссёрской работой оскароносного сценариста Чарли Кауфмана («Вечное сияние чистого разума»). После успеха «Нью-Йорка, Нью-Йорка» — режиссёрского дебюта Кауфмана — следующий фильм постановщика пришлось ждать семь лет. Выполненная в технике стоп-моушен картина по итогу удостоилась номинации на премию «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм», а также двух премий на Венецианском кинофестивале 2015 года.

Фильм рассказывает историю Майкла Стоуна, писателя в кризисе среднего возраста, приехавшего на очередную деловую конференцию. Сюрреалист Кауфман, как и в случае с «Быть Джоном Малковичем», заставляет зрителей жить в чужой голове. Потерявший интерес к жизни мужчина видит мир в серых тонах, а всех людей одинаковыми — их лица, как и голоса, ничем не отличаются друг от друга. Лишь мимолётная влюбленность способна вернуть Майклу вкус к жизни, но и он исчезнет на следующее утро. «Аномализа» — печальная история одинокого, медленно сходящего с ума мужчины, вдохновлённая кафкианским абсурдом. Спустя несколько лет Кауфман вернётся к экзистенциальному ужасу в сновидческой драме «Думаю, как всё закончить», поэтому «Аномализу» можно назвать предтечей opus magnum режиссёра.


«Рождественская история», реж. Роберт Земекис

«Рождественская история», Walt Disney Pictures

Режиссёром экранизации викторианской повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» выступил Роберт Земекис — автор «Форреста Гампа» и трилогии «Назад в будущее». Анимация интересовала Земекиса с самого начала карьеры. В 1988 году он снял «Кто подставил кролика Роджера» — фильм, в котором мультяшные персонажи соседствовали в одном кадре с живыми людьми. В 2004 и 2007 годах предпринял попытки применить развивающуюся 3D-анимацию в мультфильмах «Полярный экспресс» и «Беовульф». А уже в 2009-м вернулся с «Рождественской историей» — лучшей частью негласной трилогии, в которой режиссёр осваивал современные технологии.

Повесть Диккенса — хрестоматийный рождественский хоррор, который переносили на экраны несчётное количество раз. Но именно Земекису удалось лучше всего уловить дух оригинала. В канун Рождества в гости к суровому скряге Эбенезеру Скруджу наведались три призрака: духи Рождества прошлого, настоящего и будущего. Озлобленному мужчине пришлось отправиться в прошлое и будущее, чтобы пересмотреть своё отношение к празднику и окружающим его людям. Как мастер фильмов о путешествиях во времени, Земекис не стеснялся демонстрировать тёмные уголки жизни героя, а также разбавлять оригинальный текст огромным количеством зрелищных экшен-сцен. Фильм стал настоящим бенефисом Джима Керри, озвучившего и подарившего мимику сразу нескольким персонажам.


«Пиноккио Гильермо дель Торо», реж. Гильермо дель Торо

«Пиноккио Гильермо дель Торо», Netflix

Идею об экранизации сказки Карло Коллоди Гильермо дель Торо вынашивал на протяжении многих лет. Однако студии называли затею слишком дорогой и не верили в замысел режиссёра. После оскаровского триумфа «Формы воды» постановщик получил карт-бланш. Приютить амбициозный замысел осмелился Netflix. И не прогадал. «Пиноккио Гильермо дель Торо» удостоился премии «Оскар» и стал одним из лучших мультфильмов не только 2022 года, но и как минимум последних десяти лет.

Не изменяя себе, маэстро насытил историю о деревянном мальчике религиозным символизмом, умело смешивая классическую сказку с суровой реальностью. Его «Пиноккио» стал мощным антивоенным высказыванием и рассуждением о природе фашизма. Заученное наизусть с детства произведение в прочтении дель Торо превратилось в готическое фэнтези о деревянном диссиденте, в котором Пиноккио постоянно путешествует в загробный мир и встречается с причудливыми божествами.


«Труп невесты», реж. Тим Бёртон

«Труп невесты», Warner Bros. Pictures

«Труп невесты» стал первым полнометражным мультфильмом Тима Бёртона — ранее были короткометражные «По следам монстра-сельдерея», «Винсент» и «Мир Стэйнбоя» — и принёс именитому режиссёру первую оскаровскую номинацию в карьере. Премьера ленты состоялась во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля 2005 года. Готическая мелодрама о парне, обручившемся с давно умершей девушкой, стала главным анимационным фильмом в карьере постановщика.

В мультфильме, рассказывающем мрачную историю любви, Бёртон вновь отдаёт дань уважения своим любимым авторам, произведениями которых зачитывался в детстве. Книги Эдгара Аллана По и Натаниэля Готорна во многом и сформировали Бёртона как художника. Помимо отсылок к готическим романам, в фильме можно найти и отсылки к творчеству самого Бёртона. Например, дерево из «Сонной Лощины», под которым Виктор и обручился с Эмили. Но несмотря на то, что действие мультфильма происходит в мрачной викторианской Англии, а главный герой оказывается на время заперт в мире мёртвых, «Труп невесты» оказался парадоксально милой романтической историей о невероятной силе любви, которой неведомы никакие преграды.