«Лермонтов» и «Сводишь с ума»: 10 лучших российских фильмов 2025 года по версии КИНОТВ

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

КИНОТВ

Продолжаем подводить итоги подборкой десяти лучших российских фильмов 2025 года. Вадим Богданов сфокусировался на лентах, выходивших в широкий прокат, поэтому в списке не найти важные и уже любимые фестивальные драмы вроде «Здесь был Юра» и «Счастлив, когда ты нет» — их мы не раз обсудим в следующем году!

Список не ранжированный, рассказываем про лучшие ленты в порядке их прокатного релиза.

«Кончится лето»

реж. Владимир Мункуев и Максим Арбугаев

Постер: «Вольга»

Вернувшись из мест не столь отдалённых, старший брат Кеша (Юра Борисов) снова ввязывается в неприятности и утягивает за собой на кривую дорожку беззакония младшего Тиму (Макар Хлебников). Братья пускаются в бега по бескрайним якутским просторам, прихватив с собой сумку ворованного золота, чей блеск одурманит кого угодно. Дуэт якутских режиссёров снял резкий и болезненный, как выстрел из ружья, фильм о моральном прозрении, принятии суровой действительности, экстренном взрослении и братской любви, у которой всё-таки есть свои границы. Брутальное, пронизывающее насквозь холодным ветром и чувством тотальной незащищённости кино — смелая попытка взрослого разговора с поколением, выросшим на балабановской дилогии «Брат».

«Папа умер в субботу»

реж. Зака Абдрахманова

Постер: «Пионер»

После ассимиляции в Москве казашка Айко (Лаура Турсунканова) принимает непростое для себя решение приехать на похороны отца в родной казахский аул, из которого сама когда-то торопливо бежала. Для её народа, ценящего семейные узы как священный дар, такой вынужденный побег стал единственно возможной реакцией на невыносимый деспотичный характер скончавшегося в прошлую субботу отца. Дебютантка Зака Абдрахманова с головой погружает зрителя в оживлённую семейную динамику, через которую ей удаётся рассказать поистине эмоциональную, культурно аутентичную и в какой-то мере терапевтическую историю про исцеление старых душевных ран.

«Мужу привет»

реж. Антон Маслов

Постер: Cinema Park Distribution

У сотрудницы ЗАГСа Катерины (Юлия Пересильд) отношения с Амуром исключительно деловые: ежедневно она скрепляет узами брака влюблённых, а сама любви не чувствовала с тех пор, как её муж впал в кому. Жизнь Катерины застыла между больничной палатой, работой и домом с детьми, которым она уже не нужна так, как раньше. Всё меняется, когда порог её кабинета переступает потерянный вдовец Георгий (Владимир Вдовиченков). Отработав с большой «богатырской» франшизой, режиссёр Антон Маслов снял маленькую зимнюю мелодраму с согревающим эффектом, атмосферой старых советских фильмов и убедительным актёрским дуэтом, который на своей химии вытащил фильм, даже несмотря на сомнительную в драматургическом смысле развязку.

Постер: «Атмосфера Кино»

Опытный журналист и горе-отец (Александр Яценко) не может найти общий язык со своей 12-летней дочкой (Александра Бабаскина), зато начинает понимать сказочных существ, включая чем-то очень обеспокоенного владыку леса Нюлэсмурта. Герой из сказок просит спасти его и остальных обитателей уральского фольклора от надвигающегося забвения, но действовать нужно быстро. Третий полный метр мастера коротких и берущих за душу историй Ивана Соснина. Это познавательное семейное роуд-муви, позволяющее вместе с героями фильма отправиться в захватывающее путешествие по едва затрагиваемым в отечественном кино легендам и поверьям малых народов России. Именно благодаря свежей уральской оптике Соснина и кристально чистой, искренней, душевной истории «Легенды наших предков» по праву можно назвать эталоном в крайне популярном нынче жанре киносказок.

«Туда»

реж. Иван Петухов

Постер: «НМГ Кинопрокат»

Проверенная годами формула «взять двух совершенно непохожих друг на друга людей и отправить их в совместное путешествие» безотказно работает и в лучезарной драматической комедии Ивана Петухова «Туда». Хмурый таксист (Пётр Фёдоров) везёт жизнерадостную Веру (Ирина Старшенбаум) из Москвы в Уфу. Постепенно напряжение между ними смягчается, а разговор наполняется душевным теплом. Перед нами лёгкое летнее кино с безупречно подобранным саундтреком. Это действительно комфортное роуд-муви, которое мчится исключительно на топливе из электромагнитной актёрской совместимости Фёдорова и Старшенбаум. Дорога здесь работает как метафора побега от реальности и как способ показать, что от своих проблем не скрыться, как бы сильно ты ни давил на педаль газа.

«Ровесник»

реж. Фёдор Кудрявцев

Постер: Must See Magic Film

20-летний Гриша (Юрий Вершинин) находит в семейных архивах кассету, из которой узнаёт, что его родной отец в 1990-х основал первый российский стартап и вскоре пропал при загадочных обстоятельствах. Юноша начинает своё собственное расследование, собирая все сохранившиеся материалы и опрашивая ныне живущих свидетелей того самого стартапа. Дерзкое, молодое и модное кино дебютанта Фёдора Кудрявцева, который переосмысляет 1990-е через аналогово-цифровую эклектику художественных приёмов: от VHS-кассет и пыльных фотоальбомов до рилсов и дипфейков. Редкое в российских реалиях и сделанное не без таланта упражнение в жанре мокьюментари, которое может и рассмешить, и удивить, и даже в какой-то мере одурачить. Идеально, если лет через 40 чей-то сын случайно отыщет «Ровесника» на отцовской флэшке и не поймёт, к какому времени принадлежит это кино ― к его настоящему из будущего или к далёким 2020-м.

«Филателия»

реж. Наталья Назарова

Постер: «Киностудия Соль»

На почте в северном портовом городе работает Яна (Алина Ходжеванова), замкнутая и стеснительная коллекционерша марок с лёгким ДЦП. Однажды к ней в отделение за посылкой заходит моряк Пётр (Максим Стоянов). Энергичный, шумный и при этом харизматичный, он из тех людей, которые сразу заполняют собой всё пространство комнаты. И Яна, и Пётр хоть и предельно разные, но похоже одинокие и по-своему нуждающиеся в душевном тепле (от этого актёрского дуэта глаз не оторвать!). Фильм, ставший лебединой песнью Натальи Назаровой, как раз и является тем самым генератором тепла, который запросто сможет подпитать зрительскую веру в людей на год вперёд.

«Сводишь с ума»

реж. Дарья Лебедева

Постер: «Атмосфера Кино»

Рыжеволосая Алиса (Мила Ершова) буквально из-под носа вырывает просторную питерскую квартиру у самоуверенного Ивана (Юрий Насонов), который тоже хотел её снять. Алиса празднует победу, но когда она открывает дверь в ванную, то в отражении огромного зеркала видит не себя, а всё того же тусовщика Ваню. Вот только этот Ваня из параллельной реальности, в которой он выиграл гонку за квартиру. Фильм дебютантки Дарьи Лебедевой стал одной из самых популярных российских картин года во многом за счёт простой и безотказно работающей в жанре ромкома концепции, заигрывающей со сказочной фактурой, но при этом не пересекая её грань. Атмосфера романтичного Питера, собранный из узнаваемых хитов саундтрек, приятная глазу картинка в приглушённых тонах и снова точные актёрские попадания делают «Сводишь с ума» одним из лучших ромкомов последних лет.

«Лермонтов»

реж. Бакур Бакурадзе

Постер: «Вольга»

В дуэли двух знаковых байопиков-антиподов (один выкрикивает рэп-куплеты на площади, другой тихо бормочет стихи под берёзой) победителем вышел фильм Бакура Бакурадзе. Режиссёр предлагает зрителю сопроводить великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова на пути к его смерти июльским утром 1841 года. Герой разгуливает вдоль золотистого леса, отпускает остроты в адрес друзей, убеждающих его отказаться от роковой дуэли, и любуется красотой своей подруги Кати (Вера Енгалычева). Бакур Бакурадзе мастерски сбивает пафос, с которым у нас в кино принято говорить о выдающихся исторических фигурах, показывая Лермонтова человеком своенравным, необязательно симпатичным, но, без сомнений, острым на язык. Гениальное решение взять на такую роль Илью Озолина — комика с выразительно фаталистическим выражением лица. Среди всех актёров именно он ― главное открытие 2025 года.

«На выброс»

реж. Константин Бронзит

Постер: «НМГ Кинопрокат»

Большой праздник для всего российского кино ― возвращение Константина Бронзита к авторской анимации, которая, как правило, редко пробивается в топы лучших фильмов за год. В новом полном метре режиссёра «Мы не можем жить без космоса» героями становятся пришедшие в негодность вещи: модный галстук, дырявый башмак, размотанная катушка с нитками, выдохшийся освежитель воздуха, треснувшая ваза и старый кнопочный мобильник. Все они отправляются в путешествие навстречу мусорному раю. Бронзит использует антропоморфизм, чтобы порассуждать о культуре потребления глазами тех, кого потребляют, а не наоборот, как мы привыкли. При этом автор выжимает все соки из двухмерной анимации, чтобы его кино смотрелось одинаково увлекательно как для детей (есть музыкальные вставки и забавный дизайн персонажей), так и для взрослых, которым Бронзит приготовил немало остроумных шуток и важных тем для разговора в семейном кругу.