Сегодня легенде американского кинематографа Роберту Де Ниро исполняется 80 лет. Замечательный актёр радует зрителей уже более полувека. Он снимался у Мартина Скорсезе, Фрэнсиса Форда Копполы, Бернардо Бертолуччи, Серджио Леоне, Майкла Чимино и других мастодонтов режиссуры. Максим Ершов вспоминает 10 фильмов с выдающейся актёрской работой Де Ниро, стараясь не останавливаться только на одном десятилетии.
«Крёстный отец 2», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1974
Продолжение великой криминальной саги по роману Марио Пьюзо развивается в двух временных пластах. Родившийся на Сицилии Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро) остался без отца в девятилетнем возрасте. Юность молодой человек провёл на Сицилии и в итальянских кварталах Нью-Йорка в начале XX века. Вито втягивается в криминальный мир и собирает свою шайку. В 1950-е его сын Майкл (Аль Пачино) едва не погибает вместе с женой. На босса итальянской мафии было совершено покушение, а значит, в клане появился предатель. На время Майкл уезжает в Майами, чтобы вернуться с новыми силами и разобраться с оппонентами.
«Крёстный отец 2» — редкий сиквел, который может потягаться с оригиналом. Картина была номинирована на 11 «Оскаров». Лента была признана лучшим фильмом года, а 31-летний Де Ниро удостоился заветной статуэтки за лучшую роль второго плана. «Крёстный отец 2» проводит параллель между юностью Вито и Майкла Корлеоне. Оба прошли непростой путь к криминальному трону. Экранного времени у Аль Пачино и Де Ниро примерно одинаково. Любопытно, что два великих, но на тот момент ещё молодых актёра не встречаются в кадре, а проживают параллельные жизни. Де Ниро уже успел засветиться в «Злых улицах» у Мартина Скорсезе, но фильм Копполы окончательно сделал его молодой звездой.
«Таксист», реж. Мартин Скорсезе, 1976
Бывший морской пехотинец и ветеран войны во Вьетнаме Трэвис Бикл (Де Ниро) не может вернуться к нормальной жизни на гражданке, а ещё его мучает бессонница. Чтобы хоть как-то убить время, парень устраивается таксистом и колесит по ночному Нью-Йорку, иногда останавливаясь в порнокинотеатрах. Бикл видит, что мегаполис погряз в насилии и грехе, и мечтает избавить город от падали. Однажды Трэвис знакомится с Бетси (Сибилл Шепард), которая работает в предвыборном штабе сенатора Чарльза Палантайна, но серьёзные отношения построить не получается. Когда Бикл подвозит 12-летнюю секс-работницу Айрис (Джоди Фостер), ветеран Вьетнама понимает, что пора что-то вокруг кардинально менять, и берётся за оружие.
«Таксист» Мартина Скорсезе удостоился «Золотой пальмовой ветви» Канн. Сценарий написал Пол Шредер, который в 1970-е годы переживал не лучший период в жизни. Он месяц жил в машине, просиживал ночи в порнокинотеатрах и практически не общался с людьми. Де Ниро серьёзно готовился к роли, получил лицензию таксиста и несколько недель работал в Нью-Йорке. И всё, конечно, не зря. Бикл — один из фундаментальных персонажей в истории кино. Увидев «Таксиста» однажды, никогда не получится забыть знаменитые глаза Трэвиса в зеркале заднего вида, его кровавый крестовый поход за справедливостью и разговоры с собственным отражением.
«Охотник на оленей», реж. Майкл Чимино, 1978
На сталелитейном заводе в небольшом промышленном городе Клэртон в Пенсильвании трудятся трое молодых друзей с русскими корнями: Майкл (Де Ниро), Стивен (Джон Сэвэдж) и Никанор (Кристофер Уокен). В свободное от работы время парни любят выпить и поохотиться. В сравнительно спокойной жизни друзей случаются сразу два важных события. Сначала Стивен женится, а затем троих молодых людей призывают в армию. После Вьетнама всё будет по-другому.
Шедевр Майкла Чимино по праву считается одной из главных антивоенных американских картин. В 1970-е и позднее кинематографисты США активно рефлексировали на тему Вьетнама — войны, которая оставила горький отпечаток на нескольких поколениях молодых людей. «Охотник на оленей» удостоился пяти премий «Оскар», в том числе и в номинации «Лучший фильм». Майкл, как и двое его друзей, попадает в плен к вьетконговцам, где всех американцев заставляют играть в русскую рулетку. Персонаж Де Ниро выходит из жестокого испытания победителем и спасает товарищей. После войны Майкл возвращается домой, но стрелять в оленей ему больше не хочется.
«Бешеный бык», реж. Мартин Скорсезе, 1980
Впервые Джейк Ламотта (Де Ниро) громко заявляет о себе на боксёрском ринге в 1941-м. Парню тогда было всего 19. Спустя два года начинается сложный путь бойца из Бронкса к титулу чемпиона мира. Его тренером и промоутером выступает брат Джоуи (Джо Пеши). Джейк женится на 16-летней Викки (Кэти Мориарти), но назвать брак счастливым никак нельзя. Если на ринге бешеный нрав помогает Ламотте, то дома только вредит. Муж постоянно подозревает жену в неверности и избивает. А однажды достаётся даже брату Джоуи, после чего карьера Джейка идёт на спад.
В основе жестокой чёрно-белой спортивной драмы Мартина Скорсезе лежит автобиография Джейка Ламотты «Бешеный бык: Моя история». За роль чемпиона мира по боксу Де Ниро удостоился «Оскара» в номинации «Лучшая мужская роль». Это вторая и на сегодняшний день последняя награда Американской киноакадемии в копилке актёра. Ради роли Де Ниро набрал 20 кг лишнего веса, а в сценах после поединков артиста и вовсе не узнать. Ламотта — малоприятный обитатель нью-йоркского гетто. Боксёр мог бы добиться много большего, но комплексы и психологические травмы отправили чемпиона в нокаут.
«Король комедии», реж. Мартин Скорсезе, 1982
Комик-неудачник Роберт Папкин (Де Ниро) не сомневается в собственном таланте и считает, что однажды обязательно станет знаменит. Запустить карьеру поможет выступление на популярном вечернем шоу Джерри Лэнгфорда (Джерри Льюис). Вот только ведущий раз за разом отказывает настырному комику. Руперт решается на отчаянный и противозаконный шаг.
«Король комедии» — один из самых недооценённых фильмов в карьере Скорсезе. Американский режиссёр больше известен спортивными или криминальными драмами, но с чувством юмора у автора тоже полный порядок. Жаль, что к чёрным комедиям он обращается так редко. Папкин Де Ниро точно не менее интересен, чем Трэвис Бикл. Это ещё одна история лузера, который дошёл до точки кипения и бунтует против несправедливой системы. Фильм сопровождает жуткий закадровый смех, поэтому Папкина легко можно понять — сойти с ума очень просто. Де Ниро блистательно отыгрывает роль человека на грани отчаяния, безумия и нервного срыва, но с комедийными нотками.
«Однажды в Америке», реж. Серджио Леоне, 1983
Действие начинается в 1920-е годы в еврейском квартале на Нижнем Ист-Сайде. Дэвид Ааронсон (Де Ниро) по прозвищу Лапша вместе с друзьями становится бутлегером. Во времена сухого закона дело сказочно прибыльное. В определённый момент Ааронсон становится крупным криминальным воротилой, но для этого приходится предать товарищей. Личного счастья Лапше снискать тоже не удалось.
Режиссёр спагетти-вестернов Серджио Леоне выстраивает монументальное произведение, растягивающееся на четыре десятилетия: с 1920-х по 1960-е. В основе картины лежит частично автобиографический роман Гарри Грэя «Бандиты». Леоне внимательно прослеживает становление подпольной империи и последовавшую затем борьбу государства с преступниками. Де Ниро вновь играет бандита с трагической судьбой. Ослеплённый американской мечтой Лапша преуспевает в краткосрочной перспективе, но проигрывает на длинной дистанции. Он смел и предприимчив, но вместе с тем циничен и аморален, а потому судьба приводит его к тотальному одиночеству и разочарованию.
«Славные парни», реж. Мартин Скорсезе, 1990
Генри Хилл (Рэй Лиотта) с детства мечтал стать гангстером. Со временем на парня обращает внимание бруклинский авторитет Поли Сисеро (Пол Сорвино). Он знакомит Генри с вором-легендой, ирландцем Джимми Конвэем (Де Ниро) и молодым итальянцем Томми Девито (Джо Пеши). Хилл завоёвывает уважение товарищей, и они начинают работать вместе. Спустя пару десятилетий между подельниками начинают возникать противоречия, не все спокойно и счастливо греются в лучах криминальной славы.
Картина является экранизацией романа Николаса Пиледжи «Умник». «Славные парни» не были так обласканы наградами, как «Таксист» или «Бешеный бык», но фильм Скорсезе стал хитом в прокате и вернул моду на гангстерское кино. Режиссёр при этом спускает бандитов с небес на землю, представляя их комическими персонажами, которые готовы ради денег на любую подлость. Анекдотические сцены залиты кровью, а диалогами Генри, Джимми и Томми можно заслушаться. Де Ниро в очередной раз доказал свою способность быть то брутальным, то смешным, да ещё и в рамках одной сцены.
«Бронкская история», реж. Роберт Де Ниро, 1993
Мальчик Калоджеро (Фрэнсис Капра), сын простого водителя автобуса Лоренцо (Де Ниро), становится свидетелем убийства, совершённого главой местных мафиози Сонни (Чазз Палминтери). Ребёнок не рассказывает полицейским правду, так что преступник остаётся на свободе. Бездетный Сонни начинает воспитывать Калоджеро как родного сына, чему, конечно, не может быть рад настоящий отец. Лоренцо не хочет, чтобы Калоджеро связывал свою жизнь с преступным миром.
В основе «Бронкской истории» автобиографическая пьеса Чазза Палминтери, чьё настоящее имя — Калоджеро Лоренцо Палминтери. Автор не спешил продавать права на экранизацию, пока за проект не взялся Де Ниро. Палминтери выступил сценаристом и исполнил одну из главных ролей. Неудивительно, что в своём дебютном режиссёрском проекте Де Ниро, слегка отошедший на экране на второй план, обратился к хорошо знакомой гангстерской среде и показал суровое взросление на злых улицах.
«Знакомство с родителями», реж. Джей Роуч, 2000
Медбрат в Чикагском медцентре Грег Факер (Бен Стиллер) собирается сделать предложение своей подруге Пэм Бёрнс (Тери Поло). Пара вместе уже 10 месяцев. Грег и Пэм приглашены на свадьбу сестры девушки Дебби (Николь ДеХафф). Продолжение праздника проходит в доме Бёрнсов на Лонг-Айленде. Здесь парень рассчитывает произвести на родителей любимой приятное впечатление и попросить её руки. Но отношения с отцом Пэм Джеком (Де Ниро), бывшим спецагентом ЦРУ, сразу не складываются.
В последние 20 с лишним лет Де Ниро охотно снимается в комедиях, порой незатейливых и ориентированных на широкую аудиторию. Нельзя пройти мимо позднего этапа в карьере актёра. «Знакомство с родителями» полностью строится на противостоянии жениха и возможного тестя. Подозрительный и неодобряющий работу медбратом Джек даже на пенсии не оставляет давно приобретённых на службе навыков. С другой стороны, в персонаже Де Ниро насмотренный зритель легко может усмотреть ветерана фильмов Скорсезе: герой опасно щурится, играет желваками и в случае надобности готов навалять Факеру.
«Ирландец», реж. Мартин Скорсезе, 2019
В 1950-е годы ветеран войны Фрэнк Ширан (Де Ниро) работает водителем грузовика в Филадельфии и иногда подворовывает говядину. О кражах становится известно, но вор покупателей не выдаёт, чем впечатляет профсоюзного лидера Билла Буфалино (Рэй Романо). Билл представляет водителя своему кузену — главе преступной семьи северо-востока Пенсильвании Расселу Буфалино (Джо Пеши), который становится боссом и другом Фрэнка на всю жизнь. Начинается всё с небольших поручений, но в итоге Ширан превращается в хладнокровного и безжалостного киллера. О своих десятилетиях негромких побед Фрэнк рассказывает, находясь в доме престарелых.
«Ирландец» экранизирует документальную книгу юриста Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь заборы», вышедшую в 2004 году. Писатель уверяет, что перед смертью его пожилой клиент Фрэнк Ширан поведал историю своих многолетних преступлений. Если верить Брандту и Ширану, то Фрэнк на протяжении полувека был одной из важнейших теневых фигур преступного мира США. Конечно, «Ирландец» — художественное произведение, так что правдивость литературного первоисточника не так уж важна. Де Ниро играет и молодого, и глубоко старого Ширана — спасибо цифровому омолаживанию. Разумеется, актёр не стал выглядеть на 30 или 40 лет, но графика разгладила ему морщины. Выдают только усталые глаза хорошо повидавшего жизнь человека. Великое сотрудничество Скорсезе и Де Ниро продолжается, так что уже в октябре на Apple TV+ появятся показанные в Каннах «Убийцы цветочной луны». Старые приятели снова в деле и отказываются стареть.