Хроники тёмных времён: 6 новых военных драм

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

30 января в прокат вышла драма «Что скрывает Ирен?» с Международного кинофестиваля в Торонто — 2023. В основе фильма — реальная история польской домработницы Ирены Гут-Опдайк, которая во время Второй мировой укрывала 12 евреев на вилле немецкого майора. Специально к премьере фильма рассказываем о новых драмах с гуманистическим посылом, рассказывающих об ужасах военного времени.

«Что скрывает Ирен?», реж. Луиз Аршамбо

«Что скрывает Ирен?», «Кино.Арт.Про»

Войска нацистской Германии оккупируют Польшу. Медсестра Ирена Гут-Опдайк (Софи Нелисс) возвращается из госпиталя в родной город Радом, но попадает в руки гестапо. Девушку забирают на принудительные работы в Тарнополь, где она видит безграничную жестокость нацистов по отношению к евреям. Понимая, что местное гетто скоро ликвидируют, Ирена во что бы то ни стало решает спасти жизни 12 его жителей, с которыми успела подружиться.

«Что скрывает Ирен?» — скрупулёзная экранизация биографии Ирены Гут-Опдайк, прятавшей в годы нацистской оккупации Польши 12 евреев прямо перед носом немецкого гестапо. Драма канадской постановщицы Луиз Аршамбо затрагивает ключевые события на пути молодой женщины, ежедневно рисковавшей собственной жизнью, чтобы сохранить чужие. Как и в воспоминаниях Ирены Гут-Опдайк, в фильме офицеры гестапо забирают польскую медсестру вместе с другими поляками прямо с церковной службы и увозят в неизвестном направлении. Так 19-летняя девушка оказывается на артиллерийском заводе, а затем становится домработницей немецкого майора Рюгемера, но не из личной выгоды, а ради спасения друзей-евреев, которых во время ликвидации гетто могли расстрелять или депортировать в концлагеря. Кино, поставленное по сценарию Дэна Гордона (он же — автор биографической пьесы «Клятва Ирены»), очень точно воссоздаёт реалии страшного времени. Шокирующие свидетельства Холокоста перемежаются муками морального выбора главной героини, которая соглашается на близость с врагом во благо других. Ирену Гут-Опдайк обезоруживающе играет Софи Нелисс («Шершни», «Воровка книг»), чей многогранный перформанс придаёт классическому байопику нужную высоту.


«Великая», реж. Эллен Кёрас

«Великая», «World Pictures»

Экстравагантная модель и фотограф Ли Миллер (Кейт Уинслет) застаёт Вторую мировую в Лондоне, куда переезжает вместе со своим вторым мужем, художником Роландом Пенроузом (Александр Скарсгард). Поначалу женщина делает постановочные портреты лётчиц и снимает последствия бомбардировок, но всё сильнее хочет попасть на фронт в качестве корреспондента. Получив аккредитацию от американской армии, Ли оказывается в эпицентре войны и фиксирует её безжалостную мощь на плёнку.

Биографическую драму «Великая» (в оригинале фильм называется просто «Ли») годами преследовала череда трудностей, от безуспешного поиска продюсеров до производственного ада, что в конечном счёте отразилось в заметной сумбурности картины. Впрочем, режиссёрский дебют оператора «Вечного сияния чистого разума» Эллен Кёрас позволяет получить общее представление о работе легендарной фотожурналистки Ли Миллер в годы Второй мировой. Зритель следует по пятам за бесстрашной женщиной, которая ещё вчера была героиней обложки Vogue, а уже сегодня запечатлевает на свою плёночную камеру беспрерывную мясорубку на линии фронта: кошмарные условия полевых госпиталей, разрушенные до основания города и освобождение концлагерей Бухенвальд и Дахау, где шокированную корреспондентку встречают «живые скелеты». «Великая» обращается с биографией Ли Миллер хаотично и не всегда находит баланс между личной драмой героини и исчерпывающей демонстрацией ужасов войны через объектив фотоаппарата. Тем не менее фильм знаменует феминистский бенефис Кейт Уинслет (она же — исполнительный продюсер), которая самоотверженно играет женщину, добившуюся права документировать реалии Второй мировой наравне с мужчинами-репортёрами. Для поверхностного знакомства с невероятной историей Ли Миллер, чей вклад в журналистику долгое время недооценивали, байопик Эллен Кёрас подходит идеально.


«Блиц», реж. Стив МакКуин

«Блиц», «Apple TV+»

1940 год. В результате бомбардировок авиацией нацистской Германии Лондон охвачен пламенем, а по ночам не утихает вой сирен. Рита (Сирша Ронан), работающая на заводе по производству боеприпасов, во время очередной вражеской атаки прячется в метро с пожилым отцом и маленьким сыном Джорджем. Вскоре в Лондоне организуют массовую эвакуацию детей, и Рита отсылает ребёнка подальше от города. Мальчик не выдерживает разлуки с матерью и всеми силами пытается вернуться домой.

Драма британского режиссёра Стива МакКуина («Стыд», «12 лет рабства») показывает перманентный ад Второй мировой глазами молодой женщины и матери, работающей в тылу. Главная героиня застаёт беспощадный огонь воздушных бомбардировок в Лондоне и пытается отгородить от хаоса войны маленького сына. Судьбы матери и ребёнка, разъединённых Блицем, раскрываются на фоне эвакуации, бушующих пожаров, тотальных разрушений и временного затишья перед бурей. Военная драма полностью абстрагируется от ситуации на передовой и сосредотачивает внимание на личных трагедиях и призрачных надеждах гражданских лиц. «Блиц» показывает женскую солидарность в нечеловеческих условиях и вспоминает о «тихом» подвиге тех, кто организовывал подземные приюты, где люди могли спрятаться от падающих бомб. Однако главное достоинство проекта кроется в трепетном выступлении Сирши Ронан, которая играет одну из лучших ролей в своей карьере.


«Воздух», реж. Алексей Герман — младший

«Воздух», «НМГ Кинопрокат»

Весна 1942 года. Юных девушек набирают в смешанный авиационный полк под руководством подполковника Астафьева (Сергей Безруков). Будущие лётчицы учатся управлять военными самолётами и хладнокровно атаковать врага. Между боевыми заданиями девушки делятся личными историями о прошлом, мечтают о любви и предаются философским размышлениям. А затем вновь возвращаются в небо, чтобы сбивать вражеские самолёты.

Военная драма Алексея Германа — младшего «Воздух» выносит на первый план мрачные фронтовые и тыловые будни Великой Отечественной: грязь, кровь, невыносимая боль утраты, сломанные жизни и вереница изуродованных тел. Смерть давно стала здесь хозяйкой, и от встречи с ней едва ли спасут проявленные в критический момент смелость и благородство. Нежные портреты молодых лётчиц, которых поначалу никто не принимает всерьёз, растворяются в удушливом дыму военного времени. Девушки, только недавно сменившие туфли на солдатские сапоги, взмывают в небеса, каждый раз прекрасно понимая, что могут не вернуться. Среди юных и наивных лётчиц, лицом к лицу столкнувшихся с тяжёлой ситуацией на фронте, солирует Женя Белова в исполнении Анастасии Талызиной («Год рождения»). Её прошлое исчерчено травмами (расстрел родителей по доносу, детский дом, сексуализированное насилие). На войне одинокая Женя заводит подруг и проникается тёплыми чувствами к командиру, в котором видит отцовскую фигуру. Конечно, любые эмоциональные связи в условиях беспросветного хаоса мимолётны, а их потеря оставляет незаживающие раны. Впрочем, режиссёра больше волнует неприглядная реальность войны в целом, чем частная судьба неприкаянной лётчицы. «Воздух», что важно, не упивается героическим пафосом, а бескомпромиссно показывает лицо ада на земле и в небе.


«Татуировщик из Освенцима», реж. Тали Шалом-Эзер

«Татуировщик из Освенцима», Peacock

1942 год. Еврейский юноша Лале Соколов (Джона Хауэр-Кинг) попадает в концентрационный лагерь в Освенциме. Вместе с другими заключёнными он строит бараки, но из-за тяжёлого труда и крайне скудного рациона его подкашивает болезнь. Оправившись от тифа, Лале получает должность помощника татуировщика. Нанося номера на руки заключённым Освенцима, юноша знакомится с девушкой Гитой (Анна Прухняк). Между молодыми людьми вспыхивают чувства, ради которых они пытаются вынести изуверства нацистского режима.

Мини-сериал «Татуировщик из Освенцима» — подробная экранизация романа-бестселлера Хезер Моррис, снятого по реальной истории бывшего узника Освенцима Людвига Соколова. Проект погружается в нечеловеческие условия выживания в «лагере смерти» на территории Польши, куда в 1942 году сотни евреев обманом вывезли из Праги на поезде. Не рассчитанный на чувствительных зрителей сериал, созданный израильской постановщицей Тали Шалом-Эзер, без цензуры описывает страдания заключённых Освенцима, но с уважением относится к памяти о жертвах Холокоста. Портрет Лале Соколова на экране выходит сложным и противоречивым, ведь он, в отличие от других узников, получает некоторые послабления со стороны надзирателей, но в то же время использует эти привилегии, чтобы облегчить пребывание в концлагере своей возлюбленной Гиты Фурман. Несмотря на несколько спорных моментов, «Татуировщик из Освенцима» достойно справляется со своей основной задачей: прямолинейно напоминает о том, на какие запредельные зверства способно человечество, и делает это с единственно верным посылом: «Никогда больше».


«Властелины воздуха», шоураннеры Джон Орлофф, Джон Шибан

«Властелины воздуха», Apple TV+

Вторая мировая война. Молодые пилоты 100-й бомбардировочной бригады 8-й воздушной армии США систематически участвуют в воздушных боях и атакуют вражеские силы. Каждый день бравые парни разрываются между привилегированными образами героев на земле и уязвимой мишени в небе. Несмотря на воинскую славу, лётчики неизбежно исчезают в пламени войны, а в живых остаются лишь везунчики.

Мини-сериал, спродюсированный Стивеном Спилбергом и Томом Хэнксом, поначалу кажется плакатной зарисовкой героизма американских лётчиков-истребителей времён Второй мировой. Красивые парни с белоснежными улыбками, одетые в стильные дублёнки и изящные фуражки, бесстрашно рассекают небо на военных самолётах, а на земле пользуются успехом у женщин и довольствуются почестями со стороны командиров. Вот только жизни главных героев всегда висят на волоске, потому что каждый полёт, сулящий неизбежное столкновение с авиацией нацистской Германии, может стать последним. Захватывающие сцены воздушных боёв нивелируются жуткими эпизодами, в которых лица американских лётчиков превращаются в кровавое месиво, а сбитые самолёты падают один за другим. «Одноразовые» герои всё реже возвращаются со смертельно опасных заданий, тлетворный дух Второй мировой становится всё более осязаемым, а бесконечное отчаяние сдавливает грудную клетку. Сериал шоураннеров Джона Орлоффа и Джона Шибана бросается в самое пекло войны, но находит там не безграничное мужество, а искалеченные судьбы вчерашних мальчишек. Американских лётчиков, сгорающих в небесах, блестяще воплощают молодые звёзды Голливуда и сериальных хитов: Остин Батлер («Элвис»), Каллум Тёрнер («Война и мир»), Барри Кеоган («Солтберн») и Шути Гатва («Сексуальное просвещение»).