Хроники «Русских премьер»: успех роуд-муви на ММКФ-2025

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Московский международный кинофестиваль подходит к концу. Среди наиболее интересных премьер — два в разной степени удачных роуд-муви о спонтанных путешествиях и поиске потерянных смыслов. О новой порции любопытных российских фильмов, претендующих занять место зрительских хитов в своей нише, рассказывает Валерия Косенко.

«Туда», реж. Иван Петухов

Конкурс «Русские премьеры»

«Туда», «НМГ Кинопрокат»

Таксист Вадим (Пётр Фёдоров), запертый в эмоциональном панцире и привыкший монотонно делать свою работу без оглядки на окружающих, принимает вызов странноватой, эксцентричной особы Веры (Ирина Старшенбаум), готовой отправиться за полторы тысячи километров ради возможности побывать на родине Андрея Губина. Ради чего на самом деле девушка отправляется в путешествие, зритель вместе с Вадимом узнает чуть позже, а до этого времени Вера успеет от души помотать Вадиму нервы, своим неуёмным жизнелюбием расшатывая стены возведённой им вокруг себя брони.

«Туда» Ивана Петухова — обаятельный ромком, поданный под соусом роуд-муви и имеющий все шансы стать зрительским хитом этой весны и тем самым вдохнуть жизнь в забытый лирический жанр. Два одиночества, внешне так непохожих друг на друга, встречаются, чтобы больше никогда не расставаться. При всей банальности коллизии в современных разобщённых реалиях таких историй, кажется, сильно не хватает. Точен диалог между персонажами Фёдорова и Старшенбаум, в своей мило-непосредственной манере поясняющей за феномен Андрея Губина: «Он всех нас любить научил!» — «Сочувствую нам всем».

«Туда», «НМГ Кинопрокат»

И действительно, сочувствуем всем, кто считает, что песня «Девушки как звёзды» не развеет все ваши печали подобно тому, как это случилось с угрюмым водителем Вадимом. Да, не сразу, но рецепт рабочий. Вот с рецептурой фильма всё немного сложнее: стоит путешественникам добраться до точки назначения, как градус шуток стремительно летит вниз, а баланс между сентиментальностью и баловством начинает резко коситься в сторону первого. С непривычной функцией предстаёт Степан Девонин — любимец публики, сосредоточивший в своём образе горькую эссенцию слезливого коктейля, вылитого на обнадёженного зрителя. Пока фестивальное российское кино активно учится говорить о травмах, коммерческое же тему по-прежнему нещадно эксплуатирует. Если простить фильму сорванную кульминацию, удовольствие от просмотра получить вполне реально, тем более что главные актёрские перфомансы тут удачные: герой Фёдорова, привыкший ездить под белый шум, медленно, но верно заново учится любви и доверию, а героиня Старшенбаум, опираясь на крепкое мужское плечо, закрывает старые гештальты. Также в фильме одну из последних своих ролей сыграла актриса Евгения Добровольская, появившаяся на экране в паре с Алексеем Серебряковым в образах родителей Вадима.

«Легенды наших предков», реж. Иван Соснин

Конкурс «Русские премьеры»

«Легенды наших предков», «Атмосфера кино»

Провинциального журналиста Антона (Александр Яценко) преследует волосатое мифическое существо. Пытаясь избавиться от навязчивого видения — болтливого, скверно пахнущего, да и внешне устрашающего, — мужчина что только не предпринимает: делает МРТ, в отчаянии надеясь объяснить ситуацию пагубными новообразованиями, и записывается на приём к психологу. Ситуацию это, конечно, не меняет: существо никуда уходить не собирается, и взаимодействовать с ним может только обескураженный Антон. По стечению обстоятельств именно в это время герой переживает не самый благоприятный период в жизни, пытаясь справиться с разводом и разладом в отношениях с дочерью.

При близком знакомстве оказывается, что чудовище это — владыка леса, божество по имени Нюлэсмурт (Антон Кузнецов), остро нуждающийся в помощи. Оказать её, того не подозревая, Антон вызвался сам: когда, будучи в командировке на строительном карьере, в благородном порыве решил помочь загадочной старушке, ругающей местных властей за вырубку деревьев. Оказывается, что народу Нюлэсмурта грозит полное исчезновение, и для того, чтобы предотвратить это, Антон должен отыскать хранителей старинных легенд и распространить сказания среди молодых поколений. С тех пор на плечи героя возложена важная миссия — спасти мир: пусть не свой, но мифический. А вместе с ним — и населяющих его существ: Нюлэсмурта, владыку озёр Шишигу (Наталья Павленкова) и хозяина уральских гор Нер-Ойку (Юрий Колокольников).

«Легенды наших предков», «Атмосфера кино»

«Легенды наших предков» — трогательная экосказка от главного добряка российского кино Ивана Соснина, вновь растрогавшего до слёз половину зрительного зала. Параллельно поискам Хранителя легенд Антон налаживает отношения с дочерью-подростком, со временем тоже попадающей под обаяние коллективного чудачества. Как если бы «Эрик» с Камбербэтчем был не мрачным тру-краймом в инфернальном Нью-Йорке, а душевным роуд-муви, популяризирующим ландшафтные красоты Удмуртии. Как ни странно, любая хорошая сказка имеет мощную привязку к реальности, исследуя её путём художественных отклонений и аллегорий. В картине Соснина есть те необходимые сказочные элементы, недостающие современным блокбастерам: убедительная и оригинальная мифология образов (не Кощеями едиными) и яркие метафоры, удачно обыгрывающие реалии. «Легенды наших предков» — по-хорошему светлое и чуткое кино о человеческих отношениях, порой так нуждающихся в небольшом сказочном допущении для прихода к согласию и гармонии.