Стоит ещё больше сузить тему, заявленную в заголовке: мы собрали подборку из 5 фильмов про закрытые школы для девочек, в стенах которых разворачиваются драматические, загадочные, трагические события.
«Школа Кёнсон: Пропавшие без вести», реж. Ли Хэ-ён, Южная Корея, 2015
Кёнсон — название Сеула во время оккупации страны Японией. Своё имя потерял не только целый город, но и воспитанницы лицея, теперь они откликаются на японский манер. В это учебное заведение поступает Чу-ран, она больна чахоткой, но директор обещает, что они смогут ей помочь, только если послушница будет беспрекословно выполнять предписания персонала. Ей дают новое имя и лекарства. Чу-ран, которую теперь зовут Сидзуко, однажды узнаёт, что до неё одна воспитанница уже носила это имя, но бесследно пропала. Учителя ругаются, что девчонка просто сбежала, но её лучшая подруга точно знает, что это не так. Спустя какое-то время Сидзуко и правда начинает чувствовать себя лучше и даже показывает неплохие спортивные результаты, а также обнаруживает в себе силы, которые превышают человеческие.
Сюжет «Школы Кёнсон», в котором место нашлось и обиде корейцев на Японию, и банальным девичьим подростковым переживаниям о дружбе, будущем и встроенности в систему, обрамляется отличным визуальным сопровождением: цвета, костюмы, декорации могут компенсировать некоторые огрехи в сценарии. По сути можно сказать, что этот фильм ужасов про смутные и пугающие видения, призраков и секреты на самом деле про войну, которая всегда где-то рядом, — фактически или фигурально.
«Уровень 16», реж. Данишка Эстерхази, Канада, 2018
Фильм-антипод «Школы Кёнсон». Из этой картины как будто высосали весь цвет и свет, оставили лишь голые стены подземной то ли исследовательской базы, то ли тюрьмы, в которой воспитываются с младых ногтей девушки. Их учат быть сдержанными и усердными, наставницы с особой тщательностью следят за здоровьем и внешностью юных барышень. По легенде, девушки проходят несколько уровней обучения, поднимаясь с каждым разом на новый этаж. А в конце ждёт заслуженная награда — приёмная семья, которая наконец окружит любовью и заботой. Повторим, по легенде. Сомнение закрадывается в дисциплинированное сознание одной из воспитанниц, когда старая знакомая уговаривает её не принимать прописанные лекарства перед сном. В итоге девушка не засыпает и становится свидетельницей странной процедуры: хмурые охранники забирают её и ещё одну избранницу в кабинет, где пожилая пара с научным интересом разглядывает их тела и щупает кожу. Директор заведения уверяет, что девушки абсолютно здоровы, прекрасны, и какую бы они ни выбрали, она идеально им подойдёт. В этот момент главная героиня понимает, что последнего этапа обучения ей стоит не ждать, а безоговорочно бояться.
До самой финальной сцены трудно осознать, в какое время, в какой стране, да и в какой галактике в целом происходят события фильма. Взрослые и привилегированные будто сбежали из Америки 30-х, пугающие охранники худо-бедно говорят почему-то по-русски, девушки вообще не помнят, как сюда попали и что было до этих серых стен, промывающих мозг роликов о вреде солнца и бесконечных таблеток. Нельзя сказать, что в конце всё встанет на свои места, но вам будет чему удивиться!
«Трещины», реж. Джордан Скотт, Великобритания, Ирландия, 2009
Первая, но не последняя экранизация в нашем списке. Если вы уже успели и прочитать, и посмотреть «Пикник у Висячей скалы», а «Трещины» по неизвестной причине пропустили, то самое время исправить это недоразумение (стилистики обеих картин чем-то схожи). Отличная адаптация одноимённого романа Шилы Кохлер про пагубную страсть, которая, смешиваясь с властью и гневом, сметает, как ураган, всё и всех на своём пути. В главных ролях — несравненная Ева Грин и очаровательная Мария Вальверде, которая известна широкому зрителю по лавстори «Три метра над уровнем неба», но её актёрские возможности простираются гораздо выше.
Мисс Джи — воспитательница в женской школе-пансионате. Она любит поэзию, цитирует известных писателей, стильно одевается, обезоруживает харизмой и загадочной судьбой. Девочки боготворят Джи, а она, в свою очередь, упивается их обожанием. В школу приезжает новая ученица, покинувшая Испанию, но не позабывшая о солнечной и любимой стране. Надменная сдержанность учениц и холодность стен обескураживают девушку, пробуждая в ней горячее бунтарство и обострённое чувство справедливости. Одноклассницы вступают в противостояние с иностранкой, коронуя её званием гадкого утёнка и изгоя в их элитном обществе. Но сильная личность и пламенный характер в это же время обращают на себя внимание любимой учительницы воспитанниц. Мисс Джи обнаруживает в Фиамме и соперницу, и угрозу, и страстный объект необъяснимого желания.
«Невинность», реж. Люсиль Хадзихалилович, Франция, 2004
Французская режиссёрка сняла воздушное, безмерно нежное и такое же музыкальное и труднопроизносимое, как и её фамилия, кино. Глубоко в лесу за деревьями скрывается учебное заведение для девочек, которое, скорее всего, находится в межмирье и вряд ли значится на картах. Ученицы сюда попадают в гробах, про своё прошлое они ничего не помнят, а из взрослых тут только преподавательницы, обучающие юных воспитанниц, среди прочего, балету. Что ждёт их дальше — неизвестно. Как здесь очутились эти наставницы с грустными взглядами — тоже. Возможно ли покинуть это балетное училище, или же это конец их пути? Девочки заводят дружбу, спрашивают о жизни (или смерти?), ссорятся, грустят и не взрослеют.
«Дневники мотылька», реж. Мэри Хэррон, Ирландия, Канада, 2011
Вольная экранизация заслуживающего внимания представителя неоготики, одноимённого романа Рейчел Кляйн о любви, граничащей со смертельной одержимостью, и фантазиях, растворяющихся в реальности, обволакивая героев лёгкой дымкой безумия (а писательница в свою очередь явно вдохновлялась новеллой «Кармилла» Джозефа Шеридана Ле Фаню). В дружбу двух девушек в школе-интернате вмешивается загадочная новенькая. Ребекка не может понять, она просто ревнует или чувствует опасность, которая подкрадывается к её любимой подруге. Она понимает, что теряет Люси, а та, в свою очередь, всё больше тонет в новой связи. Девушка уверяет окружающих, что ей ничего не грозит, но с каждым днём эти отношения кажутся всё более опасными для душевного равновесия и физического состояния Люси. Эрнесса будто высасывает жизнь из подруги, своей любовью постепенно её убивая. А может, всё правда, и страхи Ребекки — вовсе не плод её воображения?