Английский актёр и «открытие года» Каннского кинофестиваля в 2017-м, Джордж Маккей сегодня празднует 30-летие. Его фильмография — калейдоскоп ролей и образов, сотрудничество с именитыми режиссёрами, тихие инди-драмы, драмеди, хорроры, военное кино, экранизации. Мы очень любим Маккея и кино с ним, но выбрали 5 фильмов, которые запомнились больше остальных. Сериал «11.22.6» и фильмы «1917» и «Мальчики возвращаются» уважительно оставим за скобками.
«Изгой» (The Outcast), реж. Иэн Софтли, 2015
Как постулировал в книге «Это я — Эдичка» Эдуард Лимонов, самое страшное для человека — познать однажды счастье, а после всю жизнь провести несчастным. Лучше уж и вовсе без сладостных моментов, когда любовь и радость оберегают тебя от невзгод. Вот и герой Маккея в этом фильме в детстве сполна познал, что значит быть счастливым рядом со своей горячо любимой матерью. Но с фронта возвращается отец, которого мальчик почти не помнит, а тот, в свою очередь, будто позабыл разбудить тёплые чувства к сыну. Но самое ужасное впереди: мать, единственное, что связывало семью, погибает. При этом подло, перешёптываясь за спинами отца и сына, окружающие в её смерти винят мальчика. Он, конечно, повзрослеет, но память об ужасной потере не покинет эти места, и парень себя найти в местном сообществе так и не сможет. «Ты просто очень травмированное существо», — как скажет ему однажды мачеха. За более чем три часа экранного времени главный герой успеет попасть в тюрьму, на службу, вернуться домой, влюбиться, испытать боль предательства, получить вместе с ударом по лицу и обвинение в насилии, рассориться со всеми и… найти такого же изгоя, как и он сам.
«Обитель теней» (Marrowbone), реж. Серхио Х. Санчес, 2017
Семья (мать, трое сыновей и дочь) возвращается в дом детства родительницы. Это не прихоть и желание быть ближе к счастливым дням прошлого, а вынужденная мера. Они бегут, бегут от страшной тайны своей жизни, которая оказалась на первых полосах почти всех газет. Отец — серийный убийца, которого суд изолировал от общества, как самое опасное и кровожадное существо. Они хотят начать жизнь заново, но трещат стены дома, трещит и их замысел: мать умирает. Перед смертью она заклинает старшего сына (Джордж Маккей) до своего 20-летия никому в городе не рассказывать, что дети остались без родителя, иначе их заберут и отправят в детские дома. Парень всю ответственность и шаткость их положения понимает и принимает, он запрещает братьям и сестре покидать дом, а сам же становится полноправным и заботливым главой семьи: покупает продукты, врёт всем, что мать просто болеет, и, к сожалению, влюбляется. Другой ухажёр девушки, по совместительству местный юрист, обуреваемый ревностью и злобой, пытается навредить конкуренту, и у него появляется такая возможность. Но ревнивец — не единственная угроза; в доме ребят, кажется, поселился призрак. И до конца неясно, добра он им желает или же за что-то мстит. Очень тонкий, нежный, драматичный хоррор от сценариста фильма «Приют».
«Подлинная история банды Келли» (True History of the Kelly Gang), реж. Джастин Курзель, 2019
Слово «подлинная» в названии, конечно, уловка или скорее ирония. Это скорее вольный пересказ жизни Неда Келли, австралийского Робин Гуда, грабившего банки и убивавшего полицейских. Фильм поделён на три «акта», причём детству и финальной части уделено, кажется, больше внимания, будто начало и финал в этой истории — самое важное. В картине всё условность: диалоги, костюмы, в которые вмешиваются следы современности, отдельные биографические эпизоды. Это неровное, хулиганское кино, танцующее под такую же, как и оно само, музыку. Верь ничему и одновременно всему. Маккей играет ту версию Келли, которая уже вступила на путь разбойничества. Его Нед сколачивает банду, беснуется в женском платье, дерётся и теряет голову. Пластика, энергия, безумие актёра, захваченные камерой Эри Вегнер (номинированной на «Оскар» за свою операторскую работу в фильме «Власть пса»), обезоруживают своей мятежностью и энергией. А всё остальное — лишь условность.
«Как я теперь люблю» (How I Live Now), реж. Кевин Макдональд, 2013
Дейзи (Сирша Ронан) бунтующий подросток с большим количеством внутренних ограничений и претензий к себе, приезжает из Америки в Англию в гости к тёте. Та очень занята телефонными переговорами и составлением каких-то графиков на случай самого худшего сценария развития событий. Страны готовы вступить в схватку и применить оружие любого калибра и уровня безумия. Но для Дейзи все эти события, всплывающие в её системе координат в виде мимолетных встреч с военными, не так важны. Она обижена на всех, высокомерна и абсолютно не радуется тому, что ей придётся проводить время с кузенами (юный Том Холланд и Джордж Маккей). Но её холодность и заносчивость пробивает первая любовь. Когда власти Англии рассылают по домам приказы об эвакуации, а мать семейства улетает в Женеву, дети решают остаться в своём Эдеме, рассчитывая, что сюда никакое эхо взрывов не долетит. Долетит. Девочек отправляют в трудовой лагерь, а мальчишек увозят ещё дальше. Перед прощанием они договариваются снова встретиться в этом доме, но это путешествие друг к другу займёт много времени. А ужасы, с которыми им предстоит встретиться, к сожалению, из своих цепких лап отпустят не всех. Но так им теперь предстоит жить и любить.
«Капитан Фантастик» (Captain Fantastic), реж. Мэтт Росс, 2016
К слову, об Эдеме. Многодетный отец воспитывает шестерых детей на небольшом участке в лесу. Они знают основы квантовой физики, умеют обращаться с холодным оружием, читают и анализируют Набокова, Достоевского, выращивают собственноручно овощи и фрукты, изучают мировую философию, охотятся, в общем, живут в гармонии с собой и природой. Когда-то давно Бен вместе с женой, послав на все четыре стороны капиталистическую Америку, решили воссоздать свой Эдем, в котором будут главенствовать ум и право. Но мать семейства уже некоторое время не живёт вместе с любимым мужем и детьми, она лечится от душевного расстройства, которое уже несколько лет отравляло их райское существование. И в самый тёмный момент не справилась. И теперь всё семейство отправится в большой мир для того, чтобы проститься с ней. И это путешествие вскроет множество вопросов, которые замалчивались до этого. От страха за своё будущее и неумения встроиться в коммуникацию до непонимания обществом и банального волнения близких за жизнь и психическое состояние детей. «Капитан Фантастик» — удивительное и душеспасительное кино, бенефис Вигго Мортенсена. Джордж Маккей играет его старшего сына, который вот-вот должен расправить плечи и отправиться в собственное путешествие, чего, конечно, старательно не замечает отец.