Со 2 по 9 апреля в Москве и с 3 по 10 апреля в Санкт-Петербурге пройдёт международный фестиваль документального кино «Артдокфест». Основной конкурс, специальные события и внеконкурсная «Среда» — как и всегда, программа обширная и разнообразная. Максим Ершов подсказывает, какие фильмы точно нельзя пропускать.
«Расторгуев», реж. Евгения Останина,
Россия, 2021 (фильм открытия)
Открывает фестиваль одна из его самых громких премьер — сложно сконструированный из кадров хроники 20 с лишним лет портрет большого российского документалиста Александра Расторгуева. Вместе с журналистом Орханом Джемалем и оператором Кириллом Радченко он был убит 31 июля 2018 года в ЦАР. Но это отдельная история, на которой фильм осекается, чтобы вернуться к главному — самому герою и его радикальному творчеству. Получение премии за «Твой род», скандал и увольнение с ростовского телевидения из-за съёмок «Чистого четверга», приз на престижном фестивале IDFA за «Дикий, дикий пляж. Жар нежных» и неоднозначная реакция на картину, съёмки фильмов о фильмах «Сталинград» Фёдора Бондарчука и «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского, просмотр и обсуждение «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего в компании редакции журнала «Сеанс» — изобилие ярких эпизодов. Самое же главное, что остаётся со зрителем после просмотра, — тоска. Как уже веками принято в России, большого художника мы начинаем ценить только после его смерти. А когда уже слишком поздно, приходится слушать его мудрые и глубокие речи, оставшиеся лишь на видеозаписях.
«Гаражане», реж. Наталья Ефимкина,
Германия, 2020 (конкурс)
В Мурманской области где-то на окраине по-прежнему стоят маленькие островки человеческой свободы — огромные гаражные кооперативы. В их недрах (практически «во глубине сибирских руд») спрятаны кустарные производства, птицефабрики, четырёхэтажные катакомбы и всё самое дорогое, что есть у местных жителей. Работа, дом и гараж — словно бы три столпа, на которых покоится бытование северных людей. Иногда они даже не в состоянии объяснить, почему на протяжении 50 лет столь тщательно обустраивали помещения для стоянки и ремонта машин. Заметьте, транспортных средств в кадре нет.
Премьера «Гаражан» состоялась на прошлогоднем Берлинском фестивале в программе Perspektive Deutsches Kino. Сняла его родившаяся в Киеве и живущая в столице Германии Наталья Ефимкина. В русской глубинке она оказалась на съёмках игрового фильма, в гаражах же находила интересные лица для второстепенных ролей. Параллельно отыскались удивительные примеры творчества и созидания. У Ефимкиной гараж — место силы, центр контркультуры, параллельной жизни, противостоящей серости и убогости реальности.
«Джой», реж. Дарья Слюсаренко,
Россия, 2020 (конкурс)
Московский цирк-шапито «Джой» колесит по Центральному федеральному округу. Фактура, конечно, удивительная. Дрессировщики попугаев и рысей без конца ссорятся, дикие кошки периодически убегают из клеток и начинают охоту на домашних животных дачников, клоун Валера строит большие планы с новой партнёршей Яной, но ему категорически не нравится вторичность их номеров. А после выступлений обязательно нужно выпить и поговорить по душам.
Режиссёр Дарья Слюсаренко — выпускница школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Маленькие человеческие трагедии, смешные и не очень, разворачиваются на фоне кочевой цирковой жизни. Шоу должно продолжаться несмотря ни на что. Дело Федерико Феллини и не думает умирать.
«Горькая любовь», реж. Ежи Сладковский,
Швеция, Польша, Финляндия, 2020 (конкурс)
Теплоход с короткими остановки движется по Волге. Лето, прекрасная погода, завораживающие пейзажи. А на его борту одинокие люди разных возрастов ищут любовь. Речной круиз свёл в одном месте гадалку, пенсионерку, немолодую пару, которая всё никак не может сыграть свадьбу, разведённых мужчину и женщину. Горько им оттого, что почему-то главное чувство раз за разом обходит их стороной.
Фильм поляка Ежи Сладковского в прошлом году был показан на нескольких престижных фестивалях документального кино (в Копенгагене, Кракове и Амстердаме). Режиссёр не в первый раз снимает в России: ранее на «Артдокфесте» были показаны его картины «Водочный завод» и «Дон Жуан». «Горькая любовь» лишена любой политической подоплёки, но в то же время трудно сказать, в какой другой стране могла бы развернуться эта история. На наших глазах влюблённые разочаровываются, расстаются с иллюзиями, но тут же собираются с мыслями и продолжают крестовый поход имени сердечных дел.
«Котлован», реж. Андрей Грязев,
Россия, 2020 (конкурс)
Россия — одна огромная стройка. Нет у неё ни начала, ни конца. Вырыт котлован, начаты работы. Финальная версия объекта пока не определена, но это и не так важно. Процесс важнее результата, или главное не победа, а участие (в нашей стране олимпийские принципы всегда ценились высоко). На песчаном дне своя жизнь. В документальной ленте Андрей Грязев пользуется платоновской метафорой. Картина полностью смонтирована из роликов, находящихся в свободном доступе на YouTube и выложенных с 2009 по 2019 год. Их связующее звено — форма обращения к президенту Российской Федерации. Чаще в прозе, но встречаются и стихи. Жанр воззвания проверен годами и ничуть не утратил своей актуальности и сегодня. Даже на государственных каналах раз в год случаются чудеса: нужно только публично попросить. Один фонарь горит, а другой почему-то нет; город погряз в свалке, дышать нечем; хорошую дорогу бы построили; в подъезде нет подъёмника для инвалидов; огромная лужа посреди улицы выросла до площади 100 квадратных метров; дом рассыпается, стены съедены грибами и плесенью.
Премьера картины состоялась на прошлогоднем Берлинском фестивале в программе Panorama. Возможно, более точного портрета современной России вам и не увидеть. И ведь рождается он не из придуманного сюжета, нет, его автор — «глубинный народ». Способов заявить о себе и высказать своё мнение у него не так много. Можно, например, обратиться к президенту. И вот уже несколько голосов сливаются в единый крик со дна котлована.
«Кунашир», реж. Владимир Козлов,
Франция, 2019 (конкурс)
Кунашир — один из островов спорного Курильского архипелага. Расположен он всего в 16 км от берегов Японии. Советские войска заняли Кунашир в 1945 году, и очень скоро 17 000 японцев и айнов были депортированы на остров Хоккайдо. Мирный договор между Россией и Японией не подписан. По острову раскиданы памятники советским солдатам, ежегодно проходят торжества в честь Дня Победы и реконструкция освобождения Кунашира от японских захватчиков. Местные жители ещё помнят времена, когда остров не принадлежал России, а в земле можно найти осколки памятников японской культуры.
Владимир Козлов родился в Белоруссии, но почти 30 лет назад Франция стала для него вторым домом. Его фильм посвящён в первую очередь жителям Кунашира. На протяжении десятилетий они находятся в подвешенном состоянии: фактически остров не принадлежит никому. Ни Россия, ни Япония активно не занимаются его развитием. Крайними, как всегда, оказываются простые люди.
«Мальчик», реж. Виталий Акимов,
Россия, 2020 (конкурс)
Мальчику Стёпе 10. Он живёт в деревянном доме где-то в провинции. Окружают его исключительно пьющие и философствующие в нетрезвом состоянии родственники. На взрослых Стёпа смотрит с интересом и подмечает мельчайшие детали. Позднее, перебирая гитарные струны, он и сам будет рассуждать о Боге (мальчик — убеждённый атеист), будущем и своих мечтах.
Премьера дебюта Виталия Акимова состоялась в программе международного фестиваля документального кино в Амстердаме. История обычной российской семьи показана через незамутнённый взрослыми заморочками взгляд мальчика, который пока ещё называет вещи своими именами и очень здраво рассуждает о себе и близких. Чёрно-белая палитра добавляет особую эстетику ироничному и честному фильму.
«Стася — это я», реж. Стася Гранковская,
Россия, Украина, 2020 (конкурс)
После развала СССР видеокамеры стали более доступны россиянам. Многие из них превратились в документалистов, детально фиксирующих каждый жизненный шаг. С течением времени кадры семейной хроники приобретают особую ценность. Маленькая Стася проводила летние каникулы с папой у бабушки в Одессе. На берег Чёрного моря съезжались родственники из России и Украины. Уже взрослая Стася встретится с папой почти через 30 лет в Москве.
Маленькая девочка на руках у отца и в маленькой ванне на улице на видеокассете 1994 года — будущий режиссёр Стася Гранковская. Сегодня кадры семейной хроники кажутся единственным сохранившимся документом счастливой эпохи. Из будничных событий рождается бодрый и витальный фильм. Те минуты, что не ценятся в настоящем, приобретают ностальгический привкус и ещё большую силу в будущем.
«Дар», реж. Валентин Сидоренко,
Россия, 2020 (конкурс)
Дом Александра сгорел (№ 13 по неназванной улице). Он вынужден перебраться к матери. Пожилая женщина контролирует его и запрещает пить. С алкоголем у Александра давние отношения, можно сказать, вынужденные. В нетрезвом виде у мужчины открывается дар — он видит будущее. Круг получается замкнутым: Александр уходит из дома в поисках подходящей компании, напивается и предсказывает судьбу случайным людям. В этих краях в шаманов и колдовство верят, а вот в возможность побороть алкогольную зависимость — нет.
У дебютанта Валентина Сидоренко шаманизм и таинственные обряды, в лучшем случае вызывающие недоумение, соседствуют с беспросветной тоской сельской жизни. Караоке, дискотеки в убогих домишках и попойки в избах — главные местные развлечения. Может быть, единственный выход в подобных обстоятельствах — открыть в себе дар. Всё вокруг сразу же наполнится смыслом.
«Зависимость», реж. Анна Форштретер, Алексей Амелюшкин,
Россия, 2020 (специальное событие)
«Зависимость» — документальный проект телеканала «Дождь». Герой первого выпуска — журналист Ренат Давлетгильдеев. 50 экранных минут — его исповедь. Давлетгильдеев находит в себе силы на смелый поступок — признание собственной слабости. Так он рассчитывает помочь другим наркозависимым. Ужасное пристрастие сам журналист победил, потому и решился поделиться своим опытом.
«Зависимость» — сильное кино о жизненно важной проблеме. А ещё оно предлагает по-настоящему универсальный рецепт — любовь. Наркозависимому можно и нужно помочь. Он будет вас посылать куда подальше и говорить гадости, но бросать попыток спасти человека никак нельзя. Частная история Давлетгильдеева показательна, ведь одиночество, отчуждённость, попытка обрести счастье в наркотиках — увы, обычное дело, о котором почему-то стыдно говорить вслух.