С 16 по 26 февраля пройдет 73-й Берлинский кинофестиваль. Несмотря на отсутствие относительно громких имён, программа вызвала восторг у синефилов, кинокритиков и всех неравнодушных зрителей, которые следят за европейскими смотрами. Алихан Исрапилов изучил внушительный список фильмов и выбрал интересные премьеры — от дебютного фильма ученицы Александра Сокурова до нового хита компании A24.
«Клетка ищет птицу», реж. Малика Мусаева
Секция Encounters
В апреле 2022 года Александр Сокуров рассказал, что каннские отборщики не взяли на фестиваль фильм его ученицы Малики Мусаевой. Именитый постановщик назвал произошедшее дискриминацией, а ещё хвалебно отозвался о дебюте: «Это блестящая картина, ничего подобного в своей жизни не видел». Девять месяцев спустя у посетителей Берлинского кинофестиваля будет возможность убедиться в оценке наставника. «Клетка ищет птицу» расскажет о 17-летней Яхе из обычного чеченского села. Девушка живёт с мамой и братом, а всё свободное время проводит с подругой Мадиной. Когда последняя заявляет, что хочет поскорее выйти замуж, Яха задумывается о том, чего она хочет от жизни. Вместе с матерью девушка отправляется на кладбище, чтобы навестить отца, который погиб во время Второй чеченской кампании. В отличие от каннских коллег, берлинские отборщики считают, что у Мусаевой получился меланхоличный дебют о беспечной молодости и вынужденном взрослении, традициях и современности, гендерных ожиданиях и самоопределении.
«Прошлые жизни» (Past Lives), реж. Селин Сон
Основной конкурс
Прямиком с кинофестиваля «Сандэнс» в Берлин отправились «Прошлые жизни» — один из самых обласканных фильмов смотра. Селин Сон — сценаристка, которая работала над первым сезоном фэнтези «Колесо времени», после чего решила дебютировать в режиссуре. «Прошлые жизни» — история Норы и Хэ Суна, двух школьных друзей, которых разлучили, когда семья девушки вынужденно переехала из Южной Кореи. Они найдут друг друга в соцсетях через 12 лет, но вновь расстанутся, чтобы ещё через 12 лет встретиться лично. Хэ Сун приедет в Нью-Йорк в гости к Норе и её мужу-американцу Артуру. «Прошлые жизни» — во многом автобиографическое кино для Сон, которая вдохновлялась собственными отношениями, упущенными возможностями и досадными жертвами. Если верить первым зрителям, получилась не просто мелодрама о любовном треугольнике, а одновременно грандиозное и интимное кино о том, как чувства и эмоции тянутся с детства и формируют личности людей. Фильм продюсирует компания A24, так что нет сомнений, что о «Прошлых жизнях» вам напомнят ещё не раз — особенно в конце года.
«Красное небо» (Roter Himmel), реж. Кристиан Петцольд
Основной конкурс
В этом году в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля покажут новые фильмы сразу трёх крупнейших режиссёров так называемой «Берлинской школы» — негласного объединения немецких постановщиков, которые снимают медленное фестивальное кино. Самый известный из них — Кристиан Петцольд, который три года назад привозил на смотр «Ундину». То был первый фильм трилогии о столкновении немецких мифов и современности. «Красное небо» продолжит заданный вектор. Фильм расскажет о летних каникулах на побережье Балтийского моря. Писатель Леон пытается закончить рукопись второго романа, но его то и дело отвлекают беззаботные друзья. Мужчину одинаково сильно бесят мысли о незавершённой работе и хорошее настроение окружающих. Однако главную опасность представляет не скверный характер Леона, а лесные пожары, которые подбираются к дому героев. «Красное небо» — трагикомичное кино о разнице между любовью и страстью, творческой сублимации и желании быть прочитанным.
BlackBerry, реж. Мэтт Джонсон
Основной конкурс
Двое горе-предпринимателей из Канады, Майк Лазаридис и Джим Балсилли, основали компанию Research In Motion в середине 1980-х. Через десятилетие они выпустили первое устройство в линейке BlackBerry — пейджер с большим экраном. Ещё через несколько лет компания представила свой первый смартфон, который взорвал мировой рынок и стал одним из главных артефактов эпохи. Однако уже в начале 2010-х Research In Motion не выдержала конкуренции с техногигантами и вышла из войны за рынок смартфонов. Про стремительный взлёт, внушительное культурное наследие и досадное падение BlackBerry могла получиться заточенная под «Оскары» драма, но, к счастью, за фильм взялся канадский режиссёр Мэтт Джонсон. Для него это в первую очередь история о двух ничем не примечательных неудачниках, которые сделали нечто, изменившее мир. Роли центрального дуэта исполнили «Ученик чародея» Джей Барушель и Гленн Хауэртон из «В Филадельфии всегда солнечно».
«Ингеборг Бахман: Путешествие в пустыню» (Ingeborg Bachman — Reise in die Wüste), реж. Маргарете фон Тротта
Основной конкурс
Ингеборг Бахман — культовая австрийская писательница, поэтесса и икона феминистской литературы. В 1958 году между разъездами по Европе и США Бахман познакомилась со швейцарским писателем Максом Фришем. Их последующий роман продлится пять лет и окажет огромное влияние на творчество обоих. Маргарете фон Тротта — живой классик немецкого кинематографа, которая известна многим по фильму о Ханне Арендт из позднего периода её творчества. Как и в картине о создательнице концепции «банальности зла», фон Тротта не планирует пересказывать всю биографию Бахман и особенно её трагическую смерть. Постановщица сфокусируется на первых годах романа Бахман и Фриша, а также на том, что вдохновляло женщину в жизни и творчестве. Ещё одна причина присмотреться к фильму — участие Вики Крипс из «Корсажа», которая стремительно становится главной актрисой европейского кинематографа.
«Мэнодром» (Manodrome), реж. Джон Тренгов
Основной конкурс
Ральфи — обычный водитель в Uber, который вот-вот станет отцом. Правда, беременность его девушки не то чтобы радует парня. Особенно сейчас, когда у него нет стабильного заработка и он недоволен своим внешним видом. Всё меняется, когда Ральфи попадает в содружество мужчин-либертарианцев: герой становится бодибилдером-любителем, начинает терять связь с реальностью и выпускает наружу подавленные желания. Несмотря на уморительную завязку, которую подкрепляет каст Джесси Айзенберга в максимально несвойственной ему роли, «Мэнодром» — не комедия, а «нигилистский триллер» о последствиях, к которым может привести хрупкая маскулинность. Режиссёром проекта выступил Джон Тренгов, автор южноафриканской «Раны» о проверке на мужественность, которую проходит юноша одного из коренных племён. Англоязычный дебют — тематически близкое кино, которое исследует тему с другого угла. Компанию Айзенбергу составят Эдриан Броуди и Одесса Янг.
«Музыка» (Music), реж. Ангела Шанелек
Основной конкурс
Ангела Шанелек — вторая представительница «Берлинской школы» в основном конкурсе фестиваля. Постановщица возвращается на смотр через четыре года после премьеры драмы «Я была дома, но…», которая была отмечена режиссёрской наградой от жюри. Новая работа Шанелек станет современным пересказом мифа об Эдипе. Действие перенесут из Древней Греции в Берлин в период с 1980-х до наших дней. Супружеская пара находит новорождённого ребёнка во время шторма и называет мальчика Джоном. Через 20 лет он убьёт отчима, попадёт в тюрьму и заведёт роман с местной надзирательницей Иро. Фильм получил громкое название «Музыка» неслучайно: важную роль сыграют сочинения композиторов эпохи барокко — Монтеверди, Баха и Перголези, а также популярная в те времена теория аффектов. Согласно её принципам, музыка способна вызывать у человека определённые эмоциональные состояния. Шанелек объединит не только музыку и древнегреческий миф, но и футбол: обещают отсылку на полуфинал Чемпионата мира 2006 года, когда Германия проиграла Италии.
«Иди ко мне, детка» (She Сame to Me), реж. Ребекка Миллер
Berlinale Special Gala
Фильмом открытия Берлинского кинофестиваля станет новая работа Ребекки Миллер, постановщицы «Плана Мэгги» и «Частной жизни Пиппы Ли». «Иди ко мне, детка» расскажет о нью-йоркском композиторе Стивене, который планирует триумфальное возвращение, но из-за творческого блока не может дописать оперу. Жена и бывшая психотерапевтка Патриша советует супругу отправиться на поиски вдохновения. Тогда же судьба сводит Стивена с эксцентричной капитаншей буксира Катриной — проведённая вместе ночь помогает композитору пересмотреть взгляды на творчество и брак. «Иди ко мне, детка» — история о современных и классово разделённых штатах Америки, в которых роман между интеллектуалом и работягой напоминает парафраз «Ромео и Джульетты». В главных ролях — Питер Динклэйдж, Энн Хэтэуэй, Мариса Томей и Иоанна Кулиг.
«Диско-мальчик» (Disco Boy), реж. Джакомо Аббруццезе
Основной конкурс
Один из двух режиссёрских дебютов в основном конкурсе. «Диско-мальчик» Джакомо Аббруццезе — история о том, каково быть лишним и непохожим на остальных. Белорус Алексей сбегает из родной страны. Пытаясь похоронить прошлое и получить европейское гражданство, он вступает во французский иностранный легион и вместе с сослуживцами отправляется в Африку. В дельте Нигера он встречает вооружённого повстанца Джомо, который всего лишь пытается защитить близких. Ещё одна бесполезная война навсегда переплетает судьбы мужчин. «Диско-мальчик» — трансцендентальное и поэтическое кино, которое скрещивает магический реализм, музыку в стиле диско и ночной клуб, залитый неоновым светом, ведь только на танцплощадке во время танца можно общаться с окружающими без слов.
«Безумная судьба» (Ming On), реж. Чин Поу-Сой
Секция Berlinale Special
В 2021 году гонконгский режиссёр Чин Поу-Сой привёз на Берлинский кинофестиваль мрачный и предельно реалистичный чёрно-белый нео-нуар «Лимб» о расследовании жестоких убийств женщин. Два года спустя он вернулся с новой попыткой зайти в жанр, но с противоположного угла. «Безумная судьба» — залитый неоном метафизический детектив. В центре истории — четыре героя, которые пересекаются на месте преступления в борделе: серийный убийца, полицейский, курьер, одержимый ножами, а также оккультист, который предвидел смерть девушки и пытался её остановить. Последний видит, что юноша скоро поддастся искушению и прольёт кровь, поэтому не отстаёт от героя. Судьба, суеверия, предсказания, гороскопы и странные ритуалы переплетаются в этой городской одиссее наперегонки со временем. Продюсером фильма выступил Джонни То (в этом году он будет в жюри основного конкурса) — великий режиссёр, в фильмографии которого хватает похожих сюжетов о расследованиях и потусторонних силах.
«Взрослые» (The Adults), реж. Дастин Гай Дефа
Секция Encounters
Эрик возвращается в родной провинциальный городок, где живут его родные сёстры — старшая Рейчел и младшая Мэгги. Мужчина решает задержаться дома, чтобы доказать окружающим и самому себе, что он до сих пор лучший игрок в покер среди местных. Пока Эрик избегает серьёзного разговора с Рейчел из-за ошибок прошлого, Мэгги пытается наладить отношения внутри семьи. Её попытки заставляют брата и сестру вспомнить о себе в подростковом возрасте и осознать, как сильно они изменились с тех времён. «Взрослые» — язвительное и проницательное драмеди о том, как взросление детей часто рифмуется с отчуждением к семье. В главных ролях — троица Майкл Сера, Ханна Гросс и София Лиллис.
«Башня без тени» (The Shadowless Tower), реж. Чжан Лу
Основной конкурс
Гу Вентон — разведённый фуд-критик, который оставил дочь на попечении сестры. Из-за этого мужчина часто думает о своём отце, который в детстве ушёл из семьи и ни с кем не поддерживал связь. Однажды Вентон узнаёт, что родитель живёт недалеко от Пекина — в прибрежном городке Бэйдайхэ, но ему не хватает сил отправиться на поиски. В это же время герой заводит отношения с молодой коллегой — фотографкой Оуян, которая по иронии живёт в Бэйдайхэ. Из-за совпадений, самокопания и сравнений с отцом герой задумывается о том, какой из него отец, сын и любовник. Китайского режиссёра Чжан Лу в последние годы активно сравнивают с Хон Сан-су: оба снимают меланхоличное кино об интеллектуалах, разговорах обо всём и ни о чём, романтических встречах, совпадениях, дежавю, параллелизме, идентичности и о том, что происходит здесь и сейчас. «Башня без тени» под фасадом мелодрамы скрывает эмоциональную историю о ностальгии, воспоминаниях и моментах прошлого, которые время вымывает из памяти.
«До конца ночи» (Bis ans Ende der Nacht), реж. Кристоф Хохойслер
Основной конкурс
Третий фильм представителя «Берлинской школы» в основном конкурсе. Кристоф Хохойслер — главный редактор журнала Revolver, на страницах издания в начале нулевых и были сформулированы теоретические принципы созерцательного кино, которые часто приписывают всему направлению. Несмотря на режиссёрское образование, Хохойслер редко встаёт за камеру — последний его фильм вышел аж девять лет назад. Оттого столь пристальное внимание и приковано к новинке. «До конца ночи» — вдохновлённая творчеством Райнера Вернера Фассбиндера история о полицейском Роберте, которому поручили опасное дело под прикрытием. Вместе с Лени герою предстоит изображать пару и тем самым привлечь внимание лидера наркокартеля Виктора. Если миссия провалится, дуэт либо погибнет от рук преступника, либо отправится в тюрьму. Криминал, побег от прошлого и роковая страсть — излюбленные мотивы творчества Хохойслера, которые встречаются в каждом его фильме. Есть надежда, что после продолжительного молчания постановщик вернётся со своим opus magnum.
«Тотем» (Tótem), реж. Лила Авилес
Основной конкурс
Мексиканская постановщица Лила Авилес прославилась благодаря своему дебюту — драме «Горничная» о монотонной и тяжёлой работе женщины, которая занимается уборкой в роскошном отеле. Второго фильма пришлось ждать долгих пять лет. «Тотем» — история об одном дне из жизни огромной семьи, которая вместе с семилетней девочкой Сол готовит сюрприз ко дню рождения её отца, художника по имени Тона. Однако мероприятие станет и прощальной церемонией для больного и ослабевшего мужчины, который, скорее всего, не проживет ещё один год. «Тотем» — трогательная семейная драма об единстве и сплочённости, которая построена на дуализме центрального события: герои беззаботно поздравляют Тону с праздником и в то же время пытаются поделиться своей любовью и поддержать человека перед последним путешествием.
«Плохая жизнь» (Bad Living), реж. Жуан Канижу
Основной конкурс
Португальский режиссёр Жуан Канижу привезёт на Берлинский кинофестиваль сразу два фильма. В основном конкурсе покажут «Плохую жизнь» — драму о пяти женщинах, которые управляют семейным отелем и пытаются удержать его на плаву. Отношения между ними давно натянуты — прошлые раны не залечены, конфликты не забыты. Приезд самой юной из них вновь сталкивает женщин — матерей, которые не способны любить своих дочерей, и дочерей, которые не знают, как быть хорошими матерями. В параллельной секции Encounters состоится премьера картины «Жить по-плохому» — своего рода фильма-компаньона, который представит ту же историю об отеле со стороны посетителей и закроет специально созданные сюжетные лакуны. Дабл-фичер станет размышлением о прошлом, которое диктует настоящее, и правде, которая отличается в зависимости от точки зрения и интерпретации.
Ещё 19 интересных премьер
- «В Адаманте» (On the Adamant), реж. Николя Филибер — документальный фильм о парижском центре, сотрудники которого заботятся о пожилых людях с психическими расстройствами.
- «Однажды мы расскажем друг другу всё» (Irgendwann werden wir uns alles erzählen), реж. Эмили Атеф — во время знойного лета 1990 года перед объединением ГДР и ФРГ сельская девушка Мария заводит отношения с взрослым соседом, которые закончатся трагедией.
- «Сенека» (Seneca — On the Creation of Earthquakes), реж. Роберт Швентке — по приказу императора Нерона философ Сенека вскрывает себе вены; в ожидании смерти он рассуждает обо всём подряд. В главной роли — Джон Малкович.
- «Сбор средств» (The Fundraiser), реж. Тодд Филд — короткометражка-компаньон к фильму «Тар».
- «в воде» (in water), реж. Хон Сан-су — экспериментальный, снятый в расфокусе для импрессионистского эффекта фильм маэстро о молодом актёре и съёмках его короткометражки.
- «Внутри» (Inside), реж. Василис Кацупис — вор произведений искусства проникает в нью-йоркский пентхаус, но из-за системы безопасности оказывается взаперти; сидя неделями в золотой клетке, герой пытается сохранить рассудок. В главной роли — Уиллем Дефо.
- «Судзумэ закрывает двери» (Suzume no tojimari), реж. Макото Синкай — аниме о девушке, которая отправляется в опасное путешествие, чтобы закрывать загадочные двери и останавливать стихийные бедствия.
- «Эхо» (El eco), реж. Татьяна Уэсо — сборник историй о жизни женщин в отдалённой мексиканской деревне, из которой мужчины уезжают на заработки.
- «Плуг» (Le grand chariot), реж. Филипп Гаррель — семья кукловодов переживает трагедию и пытается понять, не пора ли отказаться от устаревшей профессии; новый фильм французского классика с его детьми в главных ролях.
- «Здесь» (Here), реж. Бас Девос — румын готовит для друзей прощальный суп перед отъездом домой, но встречает китаянку и решает изменить планы.
- «Небо белого пластика» (White Plastic Sky), реж. Тибор Баножки, Саролта Сабо — венгерский анимационный сай-фай о будущем, в котором люди вынуждены превращаться в деревья, и о мужчине, готовом нарушить правила, чтобы спасти жену от процедуры.
- «Пассажи» (Passages), реж. Айра Сакс — мелодрама о любовном треугольнике двух мужчин и молодой девушки, потаённых желаниях и ревности; хит «Сандэнса».
- «Голда. Судный день» (Golda), реж. Гай Наттив — премьер-министр Израиля Голда Меир пытается победить в войне Судного дня 1973 года против арабских стран; в главной роли — Хелен Миррен.
- «Героически» (Heroico), реж. Давид Зонана — в отчаянной попытке сбежать от нищеты и прокормить мать юноша поступает в военную академию, жестокое обучение в которой доводит его до предела.
- «Колледж искусства 1984» (Art College 1994), реж. Лю Цзянь — анимационный фильм о выпускниках колледжа, которые в 90-х разрываются между традициями и современностью.
- «Зверь в чаще (The Beast in the Jungle), реж. Патрик Шиа — мужчина и женщина проводят в ночном клубе четверть века; новостные сводки, наркотики, мода и музыка сменяются, пока герой-фаталист ждёт того самого события, которое определит его жизнь.
- «Независимо от нас» (Regardless of Us), реж. Йу Хен-джун — чёрно-белое кино из двух частей в стиле Хон Сан-су, актриса после инсульта и безымянный актёр разговаривают с коллегами о ремесле.
- «20 тысяч видов пчел» (20.000 especies de abejas), реж. Эстибализ Урресола Солагурен — восьмилетний ребёнок с гендерной дисфорией пытается разобраться в себе, помочь в поиске идентичности пытается мама, вспоминающая собственное детство.
- «Отсутствие» (Absence), реж. У Лан — выросшая из каннской короткометражки драма о мужчине, который возвращается домой после десятилетнего срока в тюрьме.