С 7 по 18 июня в Москве состоится Beat Film Festival. В этом году показы и события фестиваля пройдут в киноцентре «КАРО 11 Октябрь», кинотеатре «Художественный», Доме культуры «ГЭС-2», музее «Гараж», «Иллюзионе», Mutabor, «Плюс Даче», центре «Зотов», «Пионере», Доме творчества Переделкино. Также часть программы будет доступна на «КиноПоиске». Максим Ершов отобрал 8 любопытных фильмов фестиваля, хотя внимания достойны все премьеры киносмотра.
«Линч/Оз», реж. Александр О. Филлип, США, 2022 (Международная программа)
После очередного фестивального показа «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча спросили о фильмах, которые повлияли на его творчество. Режиссёр сказал, что не проходит ни дня, когда бы он не думал о «Волшебнике страны Оз». В 1939 году Виктор Флеминг выпустил сразу две картины, повлиявшие на историю мирового кино: «Унесённые ветром» и «Волшебник страны Оз». Из последней фактически растут все американские сюрреалистические фильмы второй половины XX века и далее. Удивительно, сколько в каждой работе Линча на первый взгляд незаметных отсылок к «Волшебнику страны Оз» или находок, позаимствованных из картины Флеминга.
«Линч/Оз» Александра О. Филлипа представляет собой огромное и увлекательное видеоэссе, разбитое на несколько глав. В каждой части один из приглашённых гостей (кинокритик Эми Николсон и не имеющие ничего общего режиссёры Родни Ашер, Джастин Бенсон, Аарон Мурхед, Карин Кусама, Джон Уотерс и Дэвид Лоури) проводит параллели между «Волшебником страны Оз» и творчеством Линча, а также рассказывает о своём отношении к автору «Малхолланд Драйв» и «Твин Пикс». Американский постановщик признаётся в любви как к неординарной экранизации, так и к её огромному наследию. У Филлипа Линч предстаёт волшебником, прячущимся за занавеской от Дороти, Страшилы, Железного Дровосека и Смелого Льва и показывающим зрителям чудеса из другой реальности.
«Меня зовут Альфред Хичкок», реж. Марк Казинс, Великобритания, 2022 (Международная программа)
За более чем полвека Альфред Хичкок успел снять 55 фильмов. Сначала в Великобритании, а потом и в Америке. Режиссёрский стиль Хичкока разобран на молекулы, но документальная картина Марка Казинса всё равно удивляет. Вступительный титр сообщает, что фильм написан и озвучен самим Хичкоком. И хотя режиссёр умер 43 года назад и даже знает об этом, всё равно не смог отказать себе в удовольствии подробно рассказать о своих картинах и объяснить, за счёт чего же они и сегодня смотрятся свежо. Закадровый голос, конечно же, принадлежит самому Казинсу, который очень точно пародирует неторопливый, иронично-хрипловатый голос классика.
Казинс — известный синефил, историк кино, эссеист и документалист. Ранее он успел снять 15-часовой мини-сериал «История кино: Одиссея», «Глаза Орсона Уэллса» с сотнями уникальных картин и рисунков великого актёра и режиссёра, выпустил монументальных 14-часовых «Женщин, создающих кино» (среди героинь: Алис Ги-Блаше, Вера Хитилова, Лариса Шепитько, Кэтрин Бигелоу, Ильдико Эньеди и десятки менее известных имён) и «Историю кино: Новое поколение» о главных и инновационных картинах последних 20 лет. Стиль постановщика узнаваем: заявляется гипотеза, и тут же ей находится подтверждение в нескольких фильмах. Говоря о Хичкоке, автор в основном оперирует ожидаемыми эмоциями зрителей и показывает, как мастер саспенса умел играть с аудиторией. В ход шли монтаж, необычные ракурсы камеры, звуковое сопровождение и не только. Любые средства хороши, лишь бы на пару часов зритель забывал обо всём и погружался в загадочный мир Хичкока.
«Revival 69: Возвращение легенды», реж. Рон Чэпмен, Канада, Франция, 2022 (Международная программа)
В 1969-м в Америке состоялся Вудсток — уникальный музыкальный фестиваль, собравший на одной сцене толпу звёзд. Канадские промоутеры времени зря тоже не теряли и привозили к себе знаменитостей, но возможность организовать «второй Вудсток» всё равно манила. Тогда фестивалями руководили не большие компании, а юные энтузиасты, которые сами фанатели от рок-музыки. В сентябре всё того же 1969 года Джон Брауэр готовит Toronto Rock and Roll Revival — событие, которое вошло в историю.
Канадский документалист Рон Чэпмен берёт интервью у Элиса Купера, Брауэра, музыкальных критиков и даже зрителей фестиваля, которые охотно вспоминают лихую молодость. Несмотря на многочисленные сложности, организаторам удалось собрать на одной сцене мастодонтов рок-н-ролла Джина Винсента, Джерри Ли Льюиса и Чака Берри, находившихся на пике The Doors и супергруппу Plastic Ono Band. Впервые Джон Леннон выступал перед толпой не с товарищами по The Beatles, а с Аланом Уайтом, Клаусом Форманом, Йоко Оно и Эриком Клэптоном. Чэпмену во многом помогла хроника, которую снял для собственного фильма «Сладкий Торонто» Д. А. Пеннебейкер. Чэпмена в не меньшей степени, чем музыка, интересует энергия толпы, молодости и ощущение безграничной свободы. Ни до, ни после фестивали не дарили подобной атмосферы, когда травка, ЛСД вместе с гитарными риффами уносили зрителей в дальние края.
«Нам Джун Пайк: Луна — это первый телевизор», реж. Аманда Ким, США, 2023 (Международная программа)
Нам Джун Пайк — отец-основатель видеоарта, влиятельный художник и просто человек с любопытной биографией. Детство в Корее под японской оккупацией, взросление в одной из самых состоятельных семей страны, побег и учёба в Токио, переезд в Германию, а затем в Штаты. Пайк плохо говорил на 20 языках и был воистину человеком мира. Ещё в юности он приобрёл камеру и начал экспериментировать с возможностями изображения. А для своей первой выставки Пайк купил и разобрал 12 телевизоров. Зрителей ждал иммерсивный опыт. Например, можно было с помощью педальки управлять изображением на экране. Позднее Пайк познакомился с Джоном Кейджем и благополучно разрушил все представления о том, что можно называть музыкой. А в США опыты художника с телевидением и электронными технологиями вышли на новый уровень.
Нам Джун Пайк — один из влиятельнейших творцов XX века, опережавший своё время и предвосхитивший язык видеоклипов, рекламы, интернета и современных медиа. Но фильм дебютантки Аманды Ким, премьера которого прошла на «Сандэнсе», не только помещает творчество Пайка в историко-культурный контекст, но и раскрывает его личность. Дневники и письма этнического корейца читает Стивен Ян («Пылающий», «Нет» и «Грызня»).
«Хельмут Ньютон: Отвратительный и великолепный», реж. Геро фон Бём, Германия, 2020 (Международная программа)
Сегодня эстетские и чаще чёрно-белые фотографии обнажённых моделей и знаменитостей, сделанные Хельмутом Ньютоном, стали классикой. 50 лет назад они считались скандальными и провокационными, но автор снимков всё равно был звездой. За ним гонялись Карл Лагерфельд, Ив Сен-Лоран и другие влиятельные модельеры. Легче сказать, какие модные журналы не помещали его фотографии на обложку. Но и в наше время остаётся открытым вопрос, который подняла ещё Сьюзан Зонтаг, считавшая работы Ньютона сексистскими и эксплуатирующими женщин. Сам же фотограф только открещивался, что любит представительниц противоположного пола больше всего на свете.
В документальной картине Геро фон Бёма архивные беседы с Ньютоном перемешаны с современными интервью, взятыми у Клаудии Шиффер, Изабеллы Росселлини, Шарлотты Рэмплинг и Грейс Джонс. Все они с теплотой отзываются о немце, которому в 30-е пришлось бежать от нацистов в Австралию. Режиссёр артикулирует смешанные чувства, которые вызывают снимки Ньютона. И в то же время документальная картина находит любопытные ракурсы, с которых на творчество фотографа прежде почти не смотрели. Например, труды Ньютона не лишены юмора, который прячется где-то на заднем плане, за длинноногими красотками. А ещё фотограф сам никогда всерьёз к своему творчеству не относился и не боялся нарушать любые табу и надуманные социальные условности.
«32 звука», реж. Сэм Грин, США, 2022 (Международная программа)
Фильм Сэма Грина, премьера которого состоялась на прошлогоднем «Сандэнсе», с трудом поддаётся описанию. Зрители привыкли, что в кино первично изображение, документалист же обращается к звукам, напоминая, что на самом деле картины — аудиовизуальные произведения. Грина интересует, как мы слышим и слушаем. «32 звука» — иммерсивное приключение. Сам режиссёр советует зрителям смотреть фильм на большом экране и в наушниках. Также на экране появляются команды. Иногда нужно закрыть глаза и только слушать кино.
Впечатляет полёт фантазии и мысли Грина. Он знакомит зрителей с творчеством авангардного композитора Анни Локвуд, которая на старости лет с удовольствием слушает звуки пруда под водой. Режиссёр рассказывает о нью-йоркце, который разъезжает ночью по городу и включает на полную громкость In The Air Tonight Фила Коллинза. Или же Грин включает уникальную запись чириканья вымершей гавайской птицы — благородного мохо. Возможно, это самый грустный звук на свете. Во второй половине 1980-х остался всего один самец, который пел и пытался привлечь внимание самки, но все его возможные вторые половинки уже умерли. Так что с экрана разносится плач по потерянной любви. И хотя порой трудно угнаться за Грином, рассказ автора всё равно получается стройным. А ещё «32 звука» являются психотерапевтическим фильмом, поскольку позволяют постановщику смириться со смертью младшего брата, от которого остались только записи его голоса на автоответчике.
«Девушки, живущие в сети», реж. Сюзанна Регина Мойрес, Швейцария, 2022 (Международная программа)
14-летняя Леони — высокая школьница с длинными рыжими волосами и россыпью веснушек — живёт с родителями на окраине Берлина. Девочка учится в старших классах, но основное её занятие — блогерство. У Леони миллионы подписчиков в соцсетях, а вместе с ними контракты с крупными брендами, бесконечный поток рекламных коллабораций, встречи с малолетними поклонницами и ежедневные съёмки контента. Мама с папой девочки бросили работу и полностью сосредоточились на карьере ребёнка, который приносит огромные деньги. Девочка зациклена на себе, проводит часы у зеркала и не выпускает смартфон из рук ни на секунду, читая в том числе гневные комментарии.
Режиссёр Сюзанна Регина Мойрес («Рейв в Иране» и «Саудовская беглянка») снимает кино об изнанке ранней славы. Документалистка провела с семьёй юной звезды сети четыре года. Леони практически не выходит из дома, не общается со сверстниками, всюду ходит с мамой и папой и вынуждена беспрерывно создавать контент. Труды в соцсетях приносят девочке миллионы евро, но на обычную подростковую жизнь её будни совсем не похожи. Кроме того, Мойрес интересует зазор между вылизанной картинкой для соцсетей и реальностью Леони. Второй главной героиней становится основательница крупной фан-группы инфлюэнсера Мелани. Девочка-подросток проводит в соцсетях по 17 часов в день и одержима своим кумиром. «Девушки, живущие в сети» выглядят пугающим предупреждением, которое едва ли будет услышано. Люди всё больше времени проводят онлайн, подрастающее поколение мечтает не о пятидневке, а о карьере блогера.
«Хуннун Соондан», реж. Миша Воропаев, Россия, 2023 (Национальный конкурс)
Национальный конкурс Beat Film Festival обычно остаётся в тени международной программы с громкими именами, а зря. Одна из жемчужин фестиваля этого года — картина Миши Воропаева «Хуннун Соондан» о тувинской фолк-группе «Хуун-Хуур-Ту». Участники коллектива путешествуют по бескрайним степям и холмам родного края, рассказывают о себе, своей культуре и поют песни. Композиции на фоне живописных мест напоминают видеоклипы.
Группа «Хуун-Хуур-Ту» гастролирует по миру более 30 лет, но документалисту интересно снимать музыкантов именно в дороге и в родной республике. «Хуннун Соондан» позволяет услышать горловое пение, познакомиться с диковинными музыкальными инструментами и восхититься красотами Тувы, далеко не самого очевидного туристического направления. Фильм Воропаева напоминает о том, как мало жители крупных городов знают о самобытных и прекрасных регионах России.