6 новых российских фильмов, которые вы могли пропустить

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«За нас с вами», реж. Андрей Смирнов, 2023

Это лето богато на качественное российское кино, начиная от фестивального артхауса и заканчивая остросюжетным экшеном в голливудских традициях. Истории о подростковом бунте и одиночестве цепляют не меньше серьёзных исторических и производственных драм. Выбрали лучшие отечественные фильмы лета, которые по какой-то причине могли пройти мимо вас.

«Кентавр», реж. Кирилл Кемниц, 2023

«Кентавр», реж. Кирилл Кемниц, 2023

Саша (Юра Борисов) — таксист, предпочитающий работать по ночам, ведь в это время суток дороги свободны, а люди куда охотнее делятся с водителем своими секретами. Впрочем, герою даже не нужно заводить с пассажирами беседу, чтобы понять, что те из себя представляют, — он давно научился считывать человека по одному взгляду на него. Однажды таксист подвозит Лизу (Анастасия Талызина), в которой сразу же признаёт эскортницу. Девушка просит «покатать» её до утра, разумеется, за щедрую плату. Лиза не знает, что в городе орудует маньяк, убивающий секс-работниц по ночам. И Саша как раз подходит под описание серийника.

«Кентавр» вряд ли перезапустит карьеру режиссёра Кирилла Кемница, за которым числятся две провальных работы — короткометражка «Блэкаут» и комедийный хоррор «Zомби каникулы». Однако остросюжетный триллер, вышедший из-под крепкой продюсерской руки Ильи Найшуллера, чей зубодробительный экшен в «Никто» и «Хардкоре» успел стать брендом, смело можно назвать одной из главных премьер лета в кинотеатрах, ведь на безрыбье и рак рыба. Если «Схватка с дьяволом» Юваля Адлера, тоже сейчас идущая в прокате, держится на гении Николаса Кейджа, то «Кентавр» выезжает на бездонном таланте Юры Борисова — многогранного молодого российского актёра, которого каждый раз открываешь заново. В неонуарном триллере Кемница он воплотил таинственного таксиста, чья личность вызывает противоречивые эмоции на протяжении всего фильма, хотя насмотренный зритель сразу поймёт, кто представляет реальную угрозу. «Кентавр» не пытается переизобрести триллер и притвориться самобытным кино. Все эстетические и сюжетные заимствования из «Лока», «Драйва», «Таксиста» и классических криминальных картин о потенциально опасных водилах лежат на поверхности, каноны жанра соблюдены, а зашкаливающее напряжение не позволяет выдохнуть вплоть до финальной сцены. Чисто визуально «Кентавр» — качественное зрелище: замкнутое пространство машины давит на психику, перестрелки и погони вперемешку с неконтролируемой жестокостью, проявляющейся ближе к развязке, заставляют нервничать ещё сильнее. Конечно, сюжетные ходы легко можно предугадать, а героине Анастасии Талызиной не достаёт глубины и продуманности, но тем не менее фильм Кемница — отличное развлечение на вечер, если не требовать от него больше, чем он может дать.


«Голова-жестянка», реж. Иван Капитонов, 2023

«Голова-жестянка», реж. Иван Капитонов, 2023

Школьница Женя по прозвищу Жесть (Варвара Володина) крайне неудачно упала, получив сотрясение мозга и травму ноги. Теперь девушка хромает и срывает злость на всех, кто попадётся ей на глаза. Чаще всего прилетает её бывшему парню Приходько (Олег Чугунов), с которым у них была любовь до гроба. По крайней мере, так казалось Жене. Героиня меняет своё отношение к жизни и окружающим, когда попадает в кружок робототехники, возглавляемый Святославом (Сергей Гилёв). Благодаря поддержке наставника, Женя становится более внимательной к людям и находит в себе силы, чтобы простить Приходько.

Подростковое кино основано на одноимённой повести писательницы Серафимы Орловой, она же — соавтор сценария к фильму. «Голова-жестянка» — любопытная история взросления, ознаменовавшая бенефис молодой и амбициозной актрисы Варвары Володиной, так же убедительно сыгравшей девочку-подростка в «Вызове» и «Чёрной весне». Вот только весь свой бунтарский потенциал она раскрыла именно в картине, посвящённой горестям и радостям безбашенной и в глубине души очень одинокой школьницы Жени. С уверенностью можно сказать, что с такой магнетической харизмой Варю Володину ждёт большое будущее в российском кино. «Голова-жестянка» — дебютная мелодрама режиссёра Ивана Капитонова, автора «Ледяного демона», раньше в основном занимавшегося хоррорами и выступившего одним из продюсеров «Пищеблока». У него получилось очень достойное для пробы пера искреннее и живое кино в духе «Леди Бёрд», трепетно описывающее юность как этап жизни, когда всё принимается слишком близко к горячему сердцу, будь то расставание с первой любовью или очередная ссора с родителями. Вселенная «Головы-жестянки» вращается вокруг фантазийного мира, придуманного Женей, куда она сбегает от своих проблем и травм. В нём каждая незначительная деталь, от шестерёнки до эмодзи в виде динозаврика, обладает сакральным смыслом и магией, а все события, конечно же, не случайны. Кино Капитонова, на репите рефлексирующее об одном бесконечном лете, возвращает в те беззаботные времена, когда море было по колено, а за витание в облаках не обзывали прокрастинатором, и это, безусловно, ценный зрительский опыт.


«За нас с вами», реж. Андрей Смирнов, 2023

«За нас с вами», реж. Андрей Смирнов, 2023

Москва, октябрь 1952 года. До смерти Сталина осталось полгода. Семейство Петкевичей живёт в одной из комнат в коммунальной квартире в доме на Большой Пироговке. Ариадна (Юлия Снигирь) с мужем и родителями пытаются наладить свои дела, несмотря на царящий вокруг хаос. Сплошные доносы, аресты, сфабрикованное «дело врачей» и антисемитские настроения в обществе не вселяют оптимизма, но Петкевичи стараются преодолевать все трудности вместе и надеятся на лучшее, пока однажды чекисты не забирают отца Ариадны, профессора философии Павла Казимировича (Андрей Смоляков).

Если в «Мастере и Маргарите» Булгаков винил в исчезновениях людей «нехорошую квартиру», одержимую нечистой силой, естественно, завуалированно намекая на сталинские репрессии, свидетелем которых он был, то Андрей Смирнов в своём новом фильме напрямую обращается к безжалостной эпохе, когда человека могли приговорить к расстрелу из-за доноса соседей. «За нас с вами» — не самое складное кино, а его структура скорее напоминает зарисовки о жестоком времени — ужасно параноидальные, как того и требует инстинктивное ожидание героями внезапных ночных визитов, каждый раз заканчивающихся новым горем. И всё же историческая драма, в которой жизнь ограничивается тесным миром комнаты в коммуналке, где ютится семья интеллигентов, и прозябанием героини Юлии Снигирь на морозе в попытке узнать о судьбе арестованного отца, смело размышляет о кровавом прошлом, но больше — о необходимости оставаться человеком в любой ситуации, прежде всего ради себя самого. «За нас с вами» — одновременно обнадёживающий фильм о конечности глобального зла и чудовищная история об обыкновенной зависти и неприязни к своему ближнему-соседу, а нетерпимость, как известно, — корень всех бед.


«Один маленький ночной секрет», реж. Наталия Мещанинова, 2023

«Один маленький ночной секрет», реж. Наталия Мещанинова, 2023

У четырнадцатилетней Миры (Таисья Калинина), на первый взгляд, есть всё, чтобы быть счастливой: заботливые родители и друзья, с которыми она весело проводит время. Но никто не знает, почему девочка старается как можно реже появляться дома. Мира хранит один очень страшный секрет, боясь попросить о помощи, которая ей так необходима.

«Один маленький ночной секрет» режиссёра Наталии Мещаниновой — самый тяжёлый российский фильм за последние несколько лет. Драма, премьера которой состоялась в Роттердаме в начале этого года, всё лето колесит по кинофестивалям и получила приз зрительских симпатий на «Зеркале» в Иванове, но о том, когда картина выйдет на стримингах, пока ничего не известно. В автобиографическом фильме режиссёр делится своей личной историей — в детстве, она, как и главная героиня Мира, пережила сексуализированное насилие со стороны отчима. О травмирующем опыте Мещанинова также писала в своём сборнике «Рассказы». «Один маленький ночной секрет» — очерк о нескольких днях из жизни девочки, оказавшейся в настоящем аду и мечтающей лишь об одном — никогда в него не возвращаться. В фильме нашлось место не только отчаянной попытке беспомощного подростка вырваться из клетки, в которую превратилась квартира родителей, но и маленьким радостям, вроде празднования Нового года с друзьями и окрыляющей первой влюблённости. Мещанинова противопоставляет морозный глоток свободы удушающей атмосфере дома, отчего её кино звучит ещё более душераздирающе. «Один маленький ночной секрет» — важный фильм, обращающий внимание на общественную проблему, о которой в России не так часто и остро говорят, как в Европе и Америке, хотя с 2020 года объём сексуализрованного насилия в отношении детей вырос на 44 %.


«Снегирь», реж. Борис Хлебников, 2023

«Снегирь», реж. Борис Хлебников, 2023

Студенты питерской мореходки Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк) проходят практику на ржавом рыболовном траулере «Снегирь», экипаж которого принял их в штыки. Бывалые морские волки, на дух не переносящие молодых и неопытных парней, спихивают на них всю грязную работу. У студентов, прозванных ассисяями, никак не получается влиться в коллектив, а тем временем атмосфера на борту накаляется. Главным испытанием для героев станет не конфликт между старшими и младшими и даже не беспощадный шторм. Плавание окажется свирепой проверкой на человечность.

Новая драма Бориса Хлебникова «Снегирь» переосмысляет роман Георгия Владимова «Три минуты молчания» 1969 года, рассказывающий о Сеньке Шалом, проведшем молодость в море на заработках, трудясь «сельдяным» матросом на рыболовном траулере. Вместе с режиссёром сценарий к картине написала Наталия Мещанинова, снявшая пронзительные драматические сериалы о подростках — «Пингвины моей мамы» и «Алиса не может ждать». Соавторы перенесли в кино грубый производственный быт и суровое испытание стихией, детально описанные в книге, при этом заменив сюжет о поиске себя на историю о неразрешимом конфликте поколений. «Снегирь», противопоставляющий беспечную молодость закостенелой дедовщине, не стал таким же народным хитом, как «Аритмия» (ещё один плод творческого союза Хлебникова и Мещаниновой), — его рейс в прокате, в отличие от рокового плавания захудалого судна в фильме, выдался очень тихим. Однако камерной драме всё же удалось удивить российскую киноиндустрию не кассовыми сборами, а болезненно актуальным взглядом на современное общество, в котором отсутствие диалога и восприятие свободомыслия как угрозы вселенского масштаба неминуемо приводит к трагедиям. «Снегирь», окатывающий зрителя ледяным душем неудобной правды, — вероятно, самое здравомыслящее отечественное кино последних лет.


«Наследие», реж. Роман Михайлов, 2023

«Наследие», реж. Роман Михайлов, 2023

Руслан (Олег Чугунов) живёт в селе и проводит время как подобает подростку: тусуется с друзьями на дискотеках и встречается с девушками. Но всё меняется, когда умирает старообрядец Тихон — одинокий колдун и знахарь, за которым присматривал парень. Перед смертью старик попросил Руслана провести по нему панихиду, и парень решил во что бы то ни стало выполнить последнюю волю покойного. Получив отказ на отпевание Тихона от местного священника, герой крадёт Библию, чтобы самостоятельно проводить колдуна в последний путь.

В основу магической драмы «Наследие» Романа Михайлова, получившей гран-при на седьмом кинофестивале «Горький fest» в Нижнем Новгороде, лёг одноимённый рассказ из не так давно опубликованного сборника режиссёра «Праздники». Для театрального постановщика, писателя и математика это во всех смыслах мистическое кино — третье по счёту. Буквально на днях на кинофестивале «Выборг» Михайлов представил и свою новую работу — «Отпуск в октябре», которая выйдет в прокат осенью. Действительно самобытный режиссёр, чьей продуктивности можно позавидовать, снимает то ли сказки, то ли притчи, наполненные узнаваемой философией и гипнотической атмосферой, в которых потусторонние и религиозные мотивы переплетаются с абсолютно неправедной жизнью бандитов и полицейских, — в «Сказке для старых» и «Снеге, сестре и росомахе». Эти авторские фильмы, снятые ради искусства, а не ради заработка, погружают зрителя в транс своим монотонным, обволакивающим повествованием, предлагая наблюдать за духовными странствиями героев в этом мире и загробном. «Наследие», спин-офф «Снега, сестры и росомахи», отличается той же тягучей атмосферой, только в нём центральные персонажи вместо привычных братков и ментов — это подростки из глубинки, один из которых, Руслан, изучает вопросы веры. «Записанные сновидения» Михайлова снова оживают удивительным образом, сверхъестественные силы, происки духов и колдунов вновь остаются за кадром, но присутствие незримой мистики в фильме ощущается на кончиках пальцев. В «Наследии» молодой актёр Олег Чугунов, сыгравший парня Вари Володиной в «Голове-жестянке» и «Чёрной весне», раскрылся с серьёзной драматической стороны.

Читайте также
7 знаковых хорроров студии A24
Вспоминаем главные хиты.
Сериалы июля-23: гид Татьяны Алёшичевой
В июле на стримингах было много социалки: вышли два комедийных социальных хоррора, про каннибалов в Нью-Йорке и оборотней в Среднекамске, и социальный детекти...
Хождение по мукам: 7 важных драм о зависимостях
3 августа в повторный прокат выходит семейная драма Феликса ван Грунингена «Красивый мальчик», основанная на реальной истории. Пронзительное и честное кино ра...
Во власти страха: 10 лучших фильмов ужасов фестиваля «Сандэнс»
До российского проката добрался австралийский хоррор «Реинкарнация. Новая глава» Даины Рейд, премьера которого состоялась этой зимой на фестивале независимого...
Лихие погони и горы трупов: 8 корейских экшенов, которые могут затмить голливудские блокбастеры
Сегодня, когда голливудские студии ушли из России, корейские боевики могут стать достойной заменой американского зрелищного кино. В азиатских фильмах традицио...
Путь до «Барби»: 7 фильмов об оживших игрушках
20 июля в неожиданном противостоянии мировой прокат сотрясли два главных релиза этого лета (года?): «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. О...
Также рекомендуем
От ромкома до панк-драмы о родительстве и якутского триллера про отцов и детей.
Картину представили на Каннском кинофестивале, а затем и на «Кинотавре».
От ромкома до панк-драмы о родительстве и якутского триллера про отцов и детей.
Картину представили на Каннском кинофестивале, а затем и на «Кинотавре».

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00