5 ноября британской актрисе Тильде Суинтон исполнился — страшно подумать! — 61 год. В честь дня рождения одной из самых многогранных героинь современного киноэкрана Дарья Тарасова выбрала пять её ярких образов.
Мадам Д. («Отель „Гранд Будапешт“»)
В кукольном мире Уэса Андерсона Суинтон появлялась не раз: актриса входит в обойму часто приглашаемых режиссёром звёзд и засветилась у него в «Королевстве полной луны», «Острове собак», «Французском вестнике» и грядущем «Астероидном городе». Пожалуй, наиболее неожиданным перевоплощением актрисы можно назвать роль мадам Селин-Вильнёв Дегофф-унд-Таксис (она же мадам Д.) в «Отеле „Гранд Будапешт“».
Для этой небольшой, но запоминающейся роли Суинтон преобразилась в буквально древнюю аристократку, владелицу отеля и любовный интерес деятельного мсье Густава (Рэйф Файнс). Грим своё дело делает, но выразительные манипуляции с голосом и удивительная стать Тильды дополняют этот образ, вынося его на границу между комическим и трагическим.
Мадам Бланк («Суспирия»)
С Лукой Гуаданьино у Суинтон тоже долгая история сотрудничества: «Большой всплеск», «Я — это любовь», «Протагонисты». И, конечно, «Суспирия», в которой актриса взяла на себя целых три роли.
Ремейк классического одноимённого хоррора Дарио Ардженто красен не столько обстоятельствами сюжета (хотя и в них Гуаданьино удалось обыграть историю Сьюзи Бэннион в новых тонах), сколько образами главных героинь и героев. Помимо хладнокровной настоятельницы берлинской балетной школы мадам Бланк, доминирующей в кадре и задающей таинственную атмосферу всему учебному заведению, Суинтон виртуозно справляется и с ролью доктора Джозефа Клемперера — сентиментального центра повествования. К слову, для создания этого персонажа актрисе тоже пришлось оказаться под толстым слоем грима. Наконец, в третьем обличии — монструозной Хелены Маркос — Сиунтон и вовсе трудно узнать, что, впрочем, как раз не мешает ей наделить этот образ по-настоящему пугающими чертами.
Зельда Уинстон («Мёртвые не умирают»)
Тильде по силам не только изрядно пугать публику, но так же убедительно её и смешить. В ироничной зомби-комедии Джима Джармуша «Мёртвые не умирают» ей досталась роль по-настоящему причудливого персонажа: шотландской женщины-самурая, которая запросто сносит мертвецам головы с плеч, а потом и вовсе оказывается инопланетянкой. Как ни странно, такие нетипичные вводные совсем не идут вразрез с исполнительницей этой роли. А правда — кто, как не Тильда Суинтон, мог бы сыграть такую героиню?
Ева Хачадурян («Что-то не так с Кевином»)
В обласканной критиками драме Линн Рэмси «Что-то не так с Кевином» Суинтон играет некогда успешную писательницу, которая пытается оправиться от травмы и жить привычной жизнью после страшной трагедии — её 15-летний сын расстрелял из спортивного лука учеников и учителей своей школы.
Актрисе (не без помощи Эзры Миллера) удалось провести зрителя по всем кругам эмоционального ада, с которым столкнулась мать подростка-убийцы. Горе, непонимание, паника, невозможность принять и желание любить своего ребёнка несмотря ни на что — весь этот чувственный спектр Тильда выстраивает на экране в монументальную и невыносимо пугающую конструкцию, которая держит публику в напряжении до финального материнского объятия.
Орландо («Орландо»)
Именно после роли аристократичного юноши, которому Елизавета I завещала не стареть и который спустя пару сотен лет неожиданно превращается в женщину, за Суинтон и закрепился эпитет «андрогинная».
В этой экранизации Вирджинии Вульф постановщица Салли Поттер сполна воспользовалась тем актёрским наследием, которое Тильде передал её творческий наставник Дерек Джармен. Балансируя между эпохами и полами, актриса в этом фильме оживила время и стала его лицом — такого эффекта и добивалась в своём романе Вульф. Неслучайно именно «Орландо» считается поворотным проектом в карьере Тильды — с тех пор именно с её узнаваемой и крайне пластичной внешностью ассоциируются выдающиеся фильмы и режиссёры нашей эпохи.