Осмелимся предположить, что любому хотелось бы видеть в качестве главы своего государства человека открытого, миролюбивого, действующего по принципам демократии. Но история знает великое множество случаев, когда у власти оказывается лидер, который своенравно жонглирует законом и народной волей. Соня Бессонова выбрала 5 документальных фильмов, которые подробно расскажут о диктатуре и реакции общества.
«Свержение диктатора», реж. Стив Йорк, 2002
Кем только не называли Слободана Милошевича: национальным героем, балканским мясником, серийным убийцей и многими другими лестными и не очень прозвищами. Несмотря на явное противоречие понятий, методы внутренней и внешней политики бывшего президента Сербии так или иначе вызывали вопросы. О смене его кровавого режима задумывались не раз и не только внутри страны, но решающим ударом против диктатора стала деятельность белградского студенческого движения «Отпор» в середине 1990-х.
Активисты были твёрдо уверены: добиться желаемого освобождения от преступника против человечности можно только мирными методами. Их идеи не быстро распространились среди сербов, но зато били точно в цель. Построение элементов демократического общества, прекращение репрессий и правительственного террора ещё никогда не искушало уставших от насилия граждан так, как в 2000 году. Тогда в государстве наконец смогли сказать: «С ним покончено».
«Площадь», реж. Джехен Нужейм, 2013
Площадь Тахрир была главным местом египетской революции 2011 года. В конце января центр Каира заполонили тысячи протестующих, измождённых и, по собственным признаниям, униженных несправедливым режимом президента Хосни Мубарака. Политик находился у руля целых 30 лет, и за это время укоренил в верхах власти коррупцию, а в народе – бедность.
В какой-то момент на площади собрались более миллиона человек. Все они скандировали «хлеб», «свобода», «справедливость» и благодарили Бога, когда Мубарак объявил об отставке. Тогда людям пообещали выполнить их требования, и те разошлись по домам. К сожалению, ненадолго: спустя некоторое время стало ясно, что новое руководство не собирается менять положение простого люда. Изначально бороться надо было не только с одним конкретным политиком, но и с устройством всей страны.
«The Europe’s Last Dictator», реж. Мэттью Чарльз, Хуан Луис Пассарелли, 2012
Как говорится, история циклична. Отличным подтверждением тому является Декабрьская акция протеста в Минске, начавшаяся в результате переизбрания Александра Лукашенко на пост президента Беларуси в 2010 году. К митингующим, уверенным в фальсификации итогов голосования, быстренько подтянулись силовые структуры, затем последовал разгон демонстрантов с применением физической силы.
Одним из участников тех событий был кандидат в президенты Андрей Санников. Однажды, на заседании Центризбиркома, он огласил распространённое мнение: «Нас сегодня называют последней диктатурой Европы». А где диктаторский режим, там и жаждущий перемен народ. Но о какой свободе может идти речь, когда любые оппозиционные настроения жёстко подавляются, а из людей буквально выбивают желание говорить о политике.
«Акт убийства», реж. Джошуа Оппенхаймер, Кристина Синн, 2012
В середине 1960-х индонезийское правительство было свергнуто армией и мусульманскими активистами. Это ознаменовало начало тридцатилетней диктатуры Хаджи Мухаммеда Сухарто. Противников военного диктата объявляли коммунистами, убивали или отправляли в тюрьму. Особую роль в геноциде сыграла организация «Молодёжь Панчасила», которая живёт и процветает (в том числе благодаря коррупции) до сих пор.
Одним из тех, кто наносил смертельный удар коммунистам или лишь предполагаемым сторонникам компартии, является преман Анвар Конго. По просьбе создателей фильма он показывает и рассказывает на камеру, как расправлялся с людьми: «Мы убивали счастливыми». «Акт убийства» посвящён не диктатору, а последствиям его действий, которые привели к жестокой расправе над отдельными гражданами и помогли агрессорам уклониться от наказания.
«Чавизм: чума XXI века», реж. Густаво Арройо, 2018
За годы правления Уго Чавеса Венесуэла из самой богатой страны Южной Америки превратилась в аутсайдера. «Чавизм» называют невероятной коллекцией всех ошибок в экономической политике, которые только знает история. Идеология должна была удовлетворить потребности общества, но привела его к катастрофе. Люди стали страдать от нищеты и, как следствие, ужасного голода, а страна потеряла свою демократию. Возникновение оппозиционных настроений было лишь вопросом времени.