





Американская кинокомпания Janus Films, занимающаяся сохранением и популяризацией скрытых жемчужин мирового кино, отреставрировала и готовит к цифровому релизу эпическую историческую драму «Тень завоевателя». Фильм, также известный под названием «Гибель Отрара», был снят в 1991 году казахстанским режиссёром Ардаком Амиркуловым по сценарию Алексея Германа и его супруги Светланы Кармалиты.
В начале XIII века войска Чингисхана завоевали древний город Отрар, некогда бывший колыбелью казахской цивилизации. Сюжет фильма рассказывает об этом событии с точки зрения Унжу (Дохдурбек Кыдыралиев) — отважного кипчака, посланного Каир-ханом (Тунгышбай Жаманкулов) на разведку в монгольский тыл. Прожив среди неприятеля семь долгих лет, пройдя путь от раба до тысячника и познав все тонкости монгольской стратегии, Унжу узнаёт, что уже пожилой Чингисхан (Болот Бейшеналиев) собирается направить свои армии в Среднюю Азию. Тогда разведчику остаётся лишь вернуться домой и предупредить соплеменников об опасности.
Janus Films описывает ленту Амиркулова как «гипнотический эпос об одном из важнейших сражений в мировой истории», сочетающий в себе динамику самурайских фильмов Акиры Куросавы и визионерскую чувственность работ Андрея Тарковского. До готовящейся к релизу реставрации (дата её премьеры пока не объявлена) «Тень завоевателя» можно было найти в свободном доступе в качестве, оставляющем желать лучшего.
После премьеры в 1991 году «Тень завоевателя» стала первым фильмом отправленным на соискание премии «Оскар» от независимого Казахстана (увы, картина не прошла отбор в категорию лучшего фильма на иностранном языке). В 1992 году Дохдурбек Кыдыралиев, сыгравший главного героя Унжу, удостоился приза фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль.
Кроме того, этот фильм вдохновил Сергея Бодрова-старшего на создание его исторической эпопеи «Монгол». В рамках же творчества Алексея Германа (выступившего не только сценаристом, но главным продюсером) «Тень завоевателя» нередко рассматривается как «генеральная репетиция» фильма «Трудно быть богом» — главного долгостроя германовской фильмографии.