На 75-м Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». В картине о непростой судьбе Антонины Чайковской сыграли Алёна Михайлова, Один Байрон, Филипп Авдеев и Мирон Фёдоров.
Вместе с тем появились и первые рецензии. В Screen Daily выделяют завораживающе пылкую игру Алёны Михайловой, а саму картину называют великолепно смонтированной ревизионистской драмой о муках женщины по вине патриархата.
Но, несмотря на некоторые поражающие моменты, «Жена Чайковского» не создаёт впечатление особенного и доступного российского фильма, способного найти отклик у международной аудитории: «Это, безусловно, самый амбициозный фильм Серебренникова, однако при всей своей порой безумной энергии он кажется тяжеловесным и перегруженным».
Подобного мнения придерживается рецензент The Guardian. Как он пишет, премьерная работа режиссёра намного превосходит предыдущую, «Петровых в гриппе». Атмосфера «Жены Чайковского» гнетуще истерическая и взвинченная, что в точности отражает внутренний мир главной героини, которая отказывается принять очевидное.
В THR фильм описывают чересчур затянутым (143 минуты) и драматичным, но отличающимся изысканной режиссурой в отдельных сценах и «акробатической» операторской работой Владислава Опельянца. Главная проблема — в отсутствии длительного напряжения между Антониной и Петром Чайковскими или Антониной и кем бы то ни было ещё.
Пока что самый нелестный текст вышел у Variety, в котором фильм называют натурально «проходняком»: «Какое-то время "Жена Чайковского" выглядит как мрачная славянская версия "Театра шедевров", затем становится сбивчивой аллегорией патриархальной власти и психического расстройства женщины, только чтобы потом скатиться в высказывание "это-реальность-или-вымысел?", поставленное, по-видимому, самым претенциозным клипмейкером в мире».
Краткий гид по программе Каннского кинофестиваля — 2022 написал Алихан Исрапилов.