Накануне объявления номинантов на премию Американской киноакадемии колумнист издания Indiewire Эрик Кон поделился своим взглядом на проблему «заслуженности» «Оскаров» среди актёров.
Самым циничным ответом на вопрос, что делает фильм «достойным “Оскара”», становится качество маркетинговой кампании, ещё более циничным — то, что кандидаты буквально лезут из кожи вон в погоне за популярностью, полагает журналист. Особенно это касается актёрских категорий. Встаёт вопрос: должен ли «Оскар» вознаграждать актёров за то, что они развивают своё мастерство в новых направлениях, — или это нужно делать ради титулованных кинозвёзд, которые просто хотят признания?
Примерно такая логика стояла за доводами Джорджа Клуни в поддержку его приятеля Бена Аффлека в фильме «Нежный бар». В интервью Deadline Клуни привлек всеобщее внимание, когда заявил, что игра Аффлека в фильме, который сам же Клуни и снял, заслуживает статуэтки. Проблема с этим утверждением в том, что Клуни призывает наградить актёра с учётом его карьерных падений недавних лет — дескать, он этого заслуживает. Это идёт вразрез с убеждением, что победы на «Оскаре» могут оказать влияние на разговоры о том, какую работу вообще должна поддерживать индустрия и на какие темы говорить с аудиторией.
Аффлек «не заслуживает» статуэтки за то, что хорошо сыграл в ничем не примечательном фильме, продолжает Кон. «Оскар» может превращаться в соревнование за популярность, но это не единственный критерий, по которому следует расценивать премию. Награда Американской киноакадемии имеет символическое значение для состояния кинопроцесса. Фильмы и перформансы заслуживают «Оскара» не только потому, что они представляют собой исключительные эстетические достижения, но и потому, что победа может стать катализатором для позитивных изменений в индустрии.
Контрастом на фоне Аффлека выступают две актрисы, чьи перспективы на номинацию или победу далеко не так хороши, как должны были бы быть: Кристен Стюарт и Пенелопа Крус. В «Спенсер» Стюарт обращается к форме поэтического размышления о репрезентации женщины, готовой противостоять могущественной иерархии вокруг неё. Крус же, тесно связанная с фильмографией Педро Альмодовара, в «Параллельных матерях» становится полноценным проводником между зрителем и режиссёром, который превращает зловещую историю о материнстве в метафорический слепок репрессий, лежащих в основе испанской идентичности. Эти работы заслуживают «Оскара», потому что показывают потенциал тандема исполнителя с постановщиком, в то время как Аффлек в «Нежном баре» лишь приятно выделяется на фоне посредственности — и пресловутый аргумент «пришло его время» в этом случае плохо работает.
Номинанты на «Оскар» — 2022 будут объявлены 8 февраля. Церемония вручения наград пройдёт 27 марта.