Ночью с 25 на 26 апреля Американская киноакадемия в 93-й раз раздала оскаровские статуэтки. Неожиданной для многих стала победа Энтони Хопкинса («Отец») в категории «Лучшая мужская роль»: зрители были уверены, что логичным решением было бы награждение в этой номинации Чедвика Боузмана («Ма Рейни: Мать блюза»), афроамериканца, который в прошлом году умер от рака и фильм с участием которого на «Оскаре» стал одной из его последних работа. Разбираемся, почему статуэтка Хопкинсу так возмутила критиков.
С самого объявления шорт-листа категории «Лучшая мужская роль» премии «Оскар» победу прочили скончавшемуся в прошлом году от рака Чедвику Боузману: незадолго до смерти он снялся в фильме «Ма Рейни: Мать блюза», и статуэтка за эту роль могла бы стать символичным постскриптумом для его оборвавшейся карьеры. Более того, Боузман уже получил за нее «Золотой глобус», а последним номинированным посмертно на «Оскар» актером был Хит Леджер аж в 2009 году — для победы были все предпосылки.
Приметы не сработали, «Оскар» присудили Хопкинсу, а измененный порядок вручения наград (мужская роль шла на церемонии последней, финальной) этот эффект неожиданности усилил.
Аргументов у тех, кто поддерживает или не поддерживает выбор Академии, несколько, сводятся они к политической конъюнктуре и актерским способностям. Как пишет, например, Дэвид Оливер в USA Today, «Оскар» пытается соблюдать инклюзивность, но пытается недостаточно. Победы Хлои Чжао в нескольких категориях, Юн Ё Чжон из «Минари» как лучшая актриса второго плана, а также подбор номинантов этого года не сравнимы с предыдущими слабоинклюзивными попытками премии (вспомним движение #OscarsSoWhite в 2015-2016 годы). Мощным утверждением в сторону инклюзивности со стороны Академии могли стать Боузман и Виола Дэвис как лучшие актер и актриса (за тот же фильм — «Ма Рейни: Мать блюза»), но статуэтки достались Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников») и Хопкинсу, которые получили их не в первый раз.
Существует и другая точка зрения. «Оскар» изначально задумывался не политическим, а кинематографическим действом, поэтому если актера или актрису отмечают в той или иной категории, то, возможно, это заслуженно. Такого мнения, например, придерживается Антон Долин: «Иногда срабатывает не типовая премиальная конъюнктура, а обычная человеческая логика, и премии достаются попросту тем, кто сыграл лучше всех». Какой бы ни была игра Боузмана, Хопкинс не зря уже становился оскаровским лауреатом.
Заслуженно или незаслуженно победил Хопкинс и обворовал ли он своей победой Боузмана? Смотря что для вас «Оскар»: плацдарм для политического высказывания или гонка, где каждому — по способностям.