Престижное издание The New York Times опубликовало материал, в котором отметило игнорирование работ афроамериканских режиссёров компанией Criterion Collection. В коллекции, как считается, собраны наиболее значимые с художественной точки зрения фильмы, коих насчитывается 1034. Из них всего девять сняты темнокожими кинематографистами из США и четырёх других стран.
Какие это картины:
- «Заснуть во гневе», реж. Чарльз Бёрнетт, 1990
- «Симбиопсихотаксиплазм. Дубль один»/«Симбиопсихотаксиплазм: Дубль 2 1/2», реж. Уильям Гривз, 1968/2005
- «Делай, как надо», реж. Спайк Ли, 1989
- «Змороченные», реж. Спайк Ли, 2000
- «Тело и душа», реж. Оскар Мишо, 1925
- «Голод», реж. Стив МакКуин, 2008
- «Туки-Буки», реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973
- «Чернокожая из...», реж. Усман Сембен, 1966
- «Сухой белый сезон», реж. Эзан Пальси, 1989
Отмеченные фильмы Уильяма Гривза являются частями одной работы и были выпущены на общем диске. Журналисты обратили внимание на то, что из всех представленных лент только «Сухой белый сезон» поставила женщина. Если перевести полученные данные в процентное соотношение, то получится следующее: 11% от общего числа составляют картины азиатских режиссёров , 2%– латиноамериканских, менее 1% – афроамериканских. Последний день исследования выпал на 30 июня.
Многие опрошенные деятели кино обвинили Criterion в предвзятости. «Судя по нашему опыту, мы никогда даже не думали о возможности попасть в коллекцию, так как, я считаю, компания стоит на стороне концепции „белого суперматизма”», – сказал эфиопский режиссёр Хаиль Герима. Автор мини-сериала «Когда они нас увидят» Ава ДюВерней заявила, что Criterion способствовал «сегрегации в сфере артхаусного кино». Как отметил руководитель Питер Беккер, его фирма начала работать над устранением расового и гендерного неравенств около пяти лет назад. Прочесть полный текст лонгрида можно тут.
Фото: Афиша