Режиссёр Александр Сокуров и писатель Евгений Водолазкин впервые встретились лично, чтобы обсудить творчество итальянского поэта Данте Алигьери. Беседа приурочена к 700-летней годовщине со дня смерти автора «Божественной комедии».
«Это были крепости, которые надо было брать», — так Сокуров отзывается о Данте и стоящем для режиссёра с ним в одном ряду Иоганне Гёте. По воспоминаниям постановщика, полноценно познакомиться с «Божественной комедией» у него вышло не с первого раза. Сокуров считает, что у кино и литературы много общего, однако литературу от кинематографа отличает право на «недоговорённость». Именно из-за этого режиссёру, у которого просто нет права что-то недоговорить в своих работах, и не удалось сразу вникнуть в замысел Данте. К поэме он вернулся уже при работе над «тетралогией власти».
Водолазкин отмечает, что, несмотря на большую историческую пропасть между современностью и Средневековьем, нынешним читателям Данте всё же может быть близок. Современная эпоха так же погранична, как и время, которое застал итальянский поэт: как писал один из исследователей, одна нога Данте стояла в Средневековье, другая — уже в Новом времени. Сопоставить с ним в этом плане можно Николая Гоголя или Фёдора Достоевского — по крайней мере по их литературным замыслам.
Современная литература, убеждён Водолазкин, стала уставать от своей литературности, искусство в целом — от своей искусственности. Это было заметно уже на примере Сергея Довлатова в конце прошлого века. Кино в этой парадигме, продолжает Сокуров, выступает в роли «непредсказуемого подростка», который пытается быть дерзким и приковывать к себе внимание. Задача литературы при этом — называние, полагает Водолазкин. Ответить на аналогичный вопрос о кино Сокуров затрудняется.
Есть множество признаков эпох, которые остаются за бортом истории. Например, запах — для дантевского Средневековья он был особенным. Несмотря на то, что запах играет важную роль для человеческого восприятия, Сокуров бы не хотел, чтобы кино могло его передавать напрямую: зритель и так находится в рабстве у режиссёра, выстраивающего сюжет, визуальную композицию, звуковое сопровождение, так что диктовать и запахи было бы уже насилием над аудиторией.
Встреча двух культурных деятелей прошла в клубном пространстве Noôdome при участии фонда «Александр», ведущей обсуждения стала его сооснователь и социальный предприниматель Вероника Зонабенд.