С 14 ноября в российских кинотеатрах можно увидеть комедийный хоррор «Вампиры лёгкого поведения», поставленный по мировому бестселлеру Мэтта Хейга. По такому случаю публикуем интервью с Келли Макдональд — актрисой, воплотившей на экране главную роль матери-вампирши и прежде игравшей в фильмах Дэнни Бойла и братьев Коэн.
О чём ваш фильм?
Келли Макдональд: «Вампиры лёгкого поведения» — история о провинциальной жизни вампиров. У Хелен и Питера Рэдли есть двое детей-подростков, не подозревающих о том, что их родители и они сами — вампиры, воздерживающиеся от крови, или вампиры-трезвенники.
Кто такая Хелен?
Келли Макдональд: Со стороны это обычная мать, воспитывающая детей в провинции. Она состоит во всех местных клубах, вечно чем-то занята, но в глубине души находится на пределе.
Что вас привлекло в этой истории?
Келли Макдональд: Мне прислали этот сценарий, и он сразу показался очень смешным и трогательным. Затем меня спросили, понравилось ли мне и не против ли я созвониться с Эйросом Лином. Мы связались через Zoom, и вроде бы Эйрос тогда ждал поезд до Уэльса. Вокруг него было до странности тихо. Тёмная железнодорожная станция в английской провинции напоминала декорации к фильму о вампирах. Он сидел на скамейке, и мы очень мило общались. Он рассказал, что Дэмиан Льюис будет играть Питера, а я — Хелен, его жену. Он также добавил, что у Дэмиана будет и вторая роль. Это показалось мне очень любопытным. Мне понравилось общаться с Эйросом, понравился сценарий, понравилась роль — и я с радостью согласилась.
Что для вас показалось наиболее важным в сюжете и в вашем образе?
Келли Макдональд: Думаю, главное — борьба Хелен с зависимостью. Эта тема не слишком мне близка, но она меня привлекает. Любопытно, что разных людей — из тех, кто читал книгу или сценарий, — трогают разные аспекты её личности. Для меня первична её зависимость от крови, и я держала это в голове весь съёмочный период. Мне понравилось, что Эйрос старался снимать кино без излишнего ухода в фантастику. Все эмоции реальны, никакого наигрыша. Не в такой мере, как в фильмах Кена Лоуча, но тем не менее. Так что, да, я всё время думала о том, что Хелен живёт с зависимостью. Это с тем же успехом могла бы быть зависимость от алкоголя или наркотиков.
Читали ли вы книгу Мэтта Хейга?
Келли Макдональд: Книгу я не читала. На репетициях Дэмиан часто говорил: «А в книге так, а в книге эдак», — и мне в итоге пришлось сознаться, что я ничего о ней не знаю. Но я решила, что на стадии репетиций мне уже поздновато вникать в книгу и что лучше я полностью выстрою свою роль на материале из сценария. Но я всё-таки прочитаю книгу в отпуске, когда мы закончим съёмки.
Как вы относитесь к экранизациям? Вам проще или сложнее работать с мыслью, что сюжет будущего фильма уже известен зрителям?
Келли Макдональд: Не знаю, влияет ли это как-то на мою игру. Думаю, не особо. Весь материал можно найти в сценарии, если он толково написан. Но я понимаю, что люди часто привязываются к книге и расстраиваются, если экранизация от неё отходит. Я не читала книгу, но знаю, что сценарий местами сильно от неё отличается. Дэмиан вам подробнее расскажет о разнице между сценарием и романом.
Какие черты Хелен могут вызвать отклик у зрителя?
Келли Макдональд: Думаю, каждый родитель иногда сравнивает свою жизнь с детьми с жизнью до их появления и понимает, что прошлое не вернуть. Люди склонны оглядываться на свои безмятежные деньки, когда им было лет двадцать или около того. И Хелен думает об этом. Однако по фильму видно, что Хелен боится своего прошлого. Она сама выбрала такую жизнь, но она плывёт по ней, как утка, с трудом перебирая маленькими лапками. Сердце сжимается, когда видишь, как сильно она старается быть кем-то другим, но не собой. Она не знает, правильный ли выбор сделала, ведь сейчас ей приходится жить во лжи.
Как Дэмиан Льюис чувствовал себя в двух ролях одновременно?
Келли Макдональд: Это ведь мечта многих актёров — сыграть близнецов. Мы не раз видели, как мастера прошлого справляются с этой задачей, и хотим войти в маленькую когорту людей, способных это осилить. Дэмиан славно повеселился в роли плохого вампира Уилла, выдавал бесовщинку в стиле Джека Николсона в «Иствикских ведьмах».
Какой была атмосфера на съёмках? Нравилось ли вам работать с вашей экранной семьёй?
Келли Макдональд: Забавно, что я часто играю матерей. Сперва играла беременную женщину, затем мать маленьких детей, теперь у меня есть экранные дети-подростки. То есть Бо, конечно, уже 19 лет, но по роли меньше. Они просто чудесные.
Всё проходило очень мило: большая часть сцен снималась внутри дома, мы заняли в нём две комнаты. В одной жили мы с Дэмианом, в другой — дети. В нашей было всего два стула, мы сидели на них и постоянно болтали — это было похоже на психотерапию. Но дети часто прерывали нас, потому что только в нашей комнате стояла кофемашина.
Гарри, сыгравший нашего сына, — главный по объятиям. Есть одна сцена с мощной ссорой, в которой я вбегаю, и мы с ним очень крепко обнимаемся. Я благодарила Гарри за то, как хорошо он умеет обниматься. Ведь я давно пытаюсь научить этому своего сына, но он пока ленится. Ему следовало бы поучиться у Гарри.
Как вам работалось с юными актёрами? Доводилось ли давать им советы?
Келли Макдональд: У Джея очень много энергии. Он как-то стащил мои мармеладки Haribo. Может, из них он и черпал свою силу. Иногда молодые актёры просили давать им советы по поводу игры. Не знаю, задавали ли они вопросы Дэмиану, но мне точно задавали, и это было очень приятно.
Как вам работалось с режиссёром Эйросом Лином?
Келли Макдональд: Я обожаю Эйроса. Порой казалось, будто он сам превращается в вампира. У него есть такой особый взгляд — смотришь и думаешь, что у него вот-вот проступят клыки. С Дэмианом тоже было нечто похожее: по нему сразу видно, играет он сейчас Питера или Уилла. Я много шутила на эту тему. В общем, Эйрос — чудесный человек. Надеюсь, мы с ним ещё вместе поработаем и продолжим дружить.
Вы вместе работали над вашими героями?
Келли Макдональд: Да, у нас были репетиции, на которых мы проходились по разным сценам, и Эйрос всегда спрашивал, что происходит в каждой из них. Звучит довольно просто, но всё это очень полезно проговаривать вслух. Кажется, что всё очевидно: ты ведь видишь, что происходит в сцене. Но потом ты это озвучиваешь и начинаешь размышлять, о чём на самом деле говорят персонажи. Ведь не все всегда ведут себя честно. В общем, с Эйросом я чувствовала себя в надёжных руках — он отличный режиссёр.
Почему зрителям следует сходить на фильм?
Келли Макдональд: Думаю, он может привлечь аудиторию разных возрастов. Молодые ребята должны очень хорошо его принять. Но в нём есть и важные темы для людей средних лет — таких, как я, а ещё для людей с зависимостями и просто для тех, кто любит вампиров. Я в юности была одержима фильмом «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы: добыла сценарий и портрет Гэри Олдмана в роли Дракулы. Думаю, он просто образцовый вампир — в смысле, среди щеголеватых и отвязных вампиров, а не среди старых и мудрых. Крутые тёмные очки, цилиндр, длинные волосы.
На съёмках меня сильно расстроил один момент. В подростковые годы я обожала вампиров и даже покупала себе клыки — не на Хэллоуин, а просто так. И вот в фильме я единственный вампир без клыков! Во мне нет ничего вампирского, кроме бледности.
Как думаете, почему людей привлекают вампиры и другие сверхъестественные существа?
Келли Макдональд: Подростков нередко тянет на вампирскую тему — так родились «Сумерки». Я для этого всего уже старовата, но понимаю, почему эта тема вызывает у молодых такой отклик. Кровь, девочки-подростки, менструация — в этом есть что-то привлекательное для подростков.
Расскажите об истории любви Роуэна и Эвана.
Келли Макдональд: Мне очень понравились их отношения. В книге этой линии нет. Кажется, были ещё какие-то важные изменения, но всё это в той части фильма, в которой я почти не участвую. Родители, и особенно Хелен, не сильно вникают в то, с чем сталкиваются их дети. Хелен живёт сама по себе, в своём эгоцентричном пузыре.
Назовите главный миф о профессии актёра.
Келли Макдональд: Что это не работа, а сплошное приключение. Но я не стала бы актрисой, будь это так. Нам приходится много сидеть и ждать, и в этом тоже есть своя прелесть. Нужно много думать, анализировать: это довольно сложный умственный труд. Я бы остановилась на этом.