«Мир был бы лучше, если бы мужчины были сентиментальнее»: режиссёр Антон Маслов о возрождении жанра мелодрамы и советской эстетики

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Антон Маслов (на переднем плане) на съёмках мелодрамы «Мужу привет», фото: Cinema Park Distribution

1 мая в российский прокат вышла семейная мелодрама Антона Маслова «Мужу привет». Фильм представляет собой камерную историю любви между сотрудницей ЗАГСа (Юлия Пересильд), воспитывающей двоих детей и параллельно выхаживающей мужа, лежащего в коме, — и овдовевшим мужчиной-автомехаником (Владимир Вдовиченков). С режиссёром «Мужу привет», а также «Многоэтажки», «Поехавшей», сериалов «Вампиры средней полосы» и «Последний богатырь. Наследие» поговорила Валерия Косенко — о возрождении жанра мелодрамы и влиянии советской эстетики на современное кино.

Также смотрите наш репортаж с премьеры «Мужу привет» на ММКФ.

«Мужу привет» был написан вашей женой, сценаристкой Марией Масловой, ещё семь лет назад. Расскажите про вашу совместную работу. Легче ли работать бок о бок с близким человеком?

Антон Маслов: Чем дольше мы работаем, тем чаще она говорит, что больше не будет со мной работать, и работает дальше. (Смеётся.) Маша пишет невероятные истории. Ты можешь чего-то не говорить, а человек это уже сделал. Работать с женщиной, которая родила тебе дочь, очень необычно. В нашей семье не существует ссор, однако в разговоре о том, каким, например, должен быть антагонист, мы можем чересчур эмоционально доказывать свою точку зрения. Я не знаю для себя автора лучше. Очень важно найти своего сценариста — так же как и найти своих продюсеров. «Мужу привет» — это огромный риск: снимать серьёзную мелодраму сегодня для большого экрана... Спасибо огромное ребятам за то, что не побоялись.

Антон Маслов: Чем дольше мы работаем, тем чаще она говорит, что больше не будет со мной работать, и работает дальше. (Смеётся.) Маша пишет невероятные истории. Ты можешь чего-то не говорить, а человек это уже сделал. Работать с женщиной, которая родила тебе дочь, очень необычно. В нашей семье не существует ссор, однако в разговоре о том, каким, например, должен быть антагонист, мы можем чересчур эмоционально доказывать свою точку зрения. Я не знаю для себя автора лучше. Очень важно найти своего сценариста — так же как и найти своих продюсеров. «Мужу привет» — это огромный риск: снимать серьёзную мелодраму сегодня для большого экрана... Спасибо огромное ребятам за то, что не побоялись.

Чем сегодня привлекательна советская эстетика в кино? Видно, что «Мужу привет» делался с оглядкой на культовые советские мелодрамы.

Антон Маслов: Нам часто кажется, что где-то там за рубежом есть хорошее кино — якобы оно уникально, хотя зачастую у него просто классный маркетинг. Однако у нас тоже есть фильмы, на которые стоит равняться. Мы почему-то пытаемся сказать, что советская культура — это некая другая структура, другая форма, отличная от современного российского кино. Необязательно всё разрушать перед созданием чего-то нового. Старое нужно трансформировать, его нужно исследовать — советское кино, например, совершенно не исследовано. Не стоит отрезать свои корни. Артемий Лебедев любит говорить о том, что во времена царской России был невероятный дизайн, монеты — весь арт-дирекшн, если можно так сказать. Затем случилась революция, возникла советская культура, которая всё уничтожила.

Да, но 20-е подарили нашей культуре Родченко, Лисицкого и множество других мастеров авангарда.

Антон Маслов: Абсолютно точно. Однако зачем же ломать старое? Импрессионисты, например, манифестировали себя как новое поколение, но они не уничтожали переданное им в наследство. Более того, все импрессионисты — великие классицисты. У любой традиции должна быть своя эволюция, однако разрушение того, что было до этого, не несёт пользы.

Фото со съёмкок мелодрамы «Мужу привет»: Cinema Park Distribution

Складывается ощущение, что сегодня в российском кино доминирует ностальгия — неважно, по советской эстетике или по криминальным 90-м.

Антон Маслов: Это мировой тренд. Любая тема должна отлежаться. Мы всегда рассказываем про то, что случилось с нами 15, 20 лет назад. Участниками многих историй являются молодые люди. Сейчас, конечно, появляется много фильмов про взрослых людей, и Брэд Питт до сих пор играет во всех кассовых историях, потому что в Голливуде тоже есть проблемы с молодыми артистами — талантливых, с большой драматической амплитудой не так много. И поэтому они же играют в «Дюне», «Человеках-пауках» и многом другом одновременно. Однако исследования себя двадцатилетней давности — общемировой тренд. И ту траву, которая зеленее, и мир без телефонов, и звук тогдашнего модема — всё хочется прочувствовать вновь. Режиссёры часто снимают про себя.

«Мужу привет» — это мелодрама: жанр, в последние годы пропавший с экранов, хотя в советское время производство такого в хорошем смысле «женского кино» было поставлено на конвейер. Почему вам захотелось возродить эту традицию?

Антон Маслов: Я очень люблю советское кино, и, помимо этого, я воспитан на мелодрамах. Мне всегда нравились истории про любовь. Мужчины часто говорят, что их это не интересует, — это неправда. Скажите 16-летнему парню, который первый раз влюбился, что любви не существует! Это потом они черствеют, превращаются в снобов. Но сами бегали с цветами, залезали в окна, писали «я тебя люблю» на асфальте и много чего вытворяли во имя своего чувства. Мужчины почему-то стараются это в себе закупорить, а девчонкам не хватает тех парней, что были с ними в шестнадцать. Это, как мне кажется, и рождает любовь к мелодраме. Я не стал избавляться от этого в себе: любить нужно, можно, и мы будем это делать. Мелодрама — классный жанр, который вдохновляет на это.

По-моему, самое время популяризировать такую сентиментальность в мужчинах.

Антон Маслов: Да, думаю, мир был бы лучше, если бы мужчины были чуть более сентиментальными. Кстати, они всё время рыдают в кино. У нас была ситуация, когда мы пришли на премьеру «Поехавшей» посмотреть на реакцию зрителя. Я увидел серьёзного мужика, явно скептически настроенного, который на финальной сцене разрыдался, до последнего пытаясь скрыть слёзы от семьи.

Антон Маслов на съёмках мелодрамы «Мужу привет», фото: Cinema Park Distribution

Как считаете, с чем связано исчезновение жанра? Мелодрама в чистом виде потеряла актуальность или мы просто разучились говорить о любви в такой несколько наивной, непосредственной манере, свойственной старому кино?

Антон Маслов: Я думаю, всё циклично. 90-е, 00-е были перенасыщены мелодрамами. Ещё бы, золотой век мелодрам: от «Красотки» до «Как избавиться от парня за 10 дней» и «Реальной любви». Появилось такое количество фильмов, что стало казаться, будто дальше идёт повтор. В советском кино мелодрамы так вообще не всегда удавались. Одни из самых крутых примеров — это сериалы, на мой взгляд: «Оттепель» или «Граница: Таёжный роман». Мы их стабильно раз в полгода пересматриваем. Наш фундамент — это не экшен и не аттракцион. Мы не страна мюзикла, мы страна любви и страна мелодрамы. Так что жанр обязательно вернётся.

Какие задачи вы ставили главным актёрам — Юлии Пересильд и Владимиру Вдовиченкову?

Антон Маслов: Володя — настоящий герой мелодрамы, герой-любовник. В кино в таком образе его никогда не задействовали, хотя в театре — постоянно. Мне хотелось раскрыть этот его потенциал на экране.

У Юли невероятная энергия. Она очень работоспособная, въедливая, но с малым количеством времени. Она же ещё и поёт в составе группы «Мандрагора», работает на огромном количестве сложнейших проектов, и вот где-то между космосом и новой песней мы успели её заполучить. (Смеётся.) Это огромное везение. Юля не успокоится, пока не добьётся понимания того, что происходит в сцене. Я очень люблю таких артистов. Мы сразу договорились с Юлей, что вся личная история её героини не должна быть бытовой: это не любовь у холодильника. Она не пускается во все тяжкие и всегда держит планку внутреннего достоинства. Это очень важно, и это как раз то, что сближает её с героинями советского кино.

Чем, по-вашему, современная мелодрама может увлечь зрителя? Что нового можно сказать о любви сегодня? После стольких образцовых примеров жанра, начиная с хрестоматийной «Касабланки» и заканчивая «Красоткой» или мелодрамами Норы Эфрон?

Антон Маслов: Мы должны понимать, что живём в мире, где не так много людей пересматривает кино. Очень большое количество людей является потребителями нового. «Касабланку», наверное, смотрела 0,01 % населения, «Красотку» сильно больше, потому что там есть потрясающий саундтрек, невероятные артисты, и это цитируемое кино. Я думаю, что мелодрам всегда не хватает: мы приходим в кино, чтобы посмотреть что-то новое, увидеть новое исследование себя и человеческих взаимоотношений, однако предложить нам нечего. Кажется, что выходит огромное количество фильмов, в прошлом году в России вышло 250 фильмов, но сколько из них мелодрам и сколько из этого числа картин, которые мы хотим пересмотреть?

А ведь пересматриваем мы в основном именно мелодрамы. Мало кто пересматривает аттракционы. Хотя любовь есть везде: и в аттракционом кино, и в драмах, и в сериалах — это основа. Поэтому нельзя говорить, что зритель отказался от любви на экране. Зритель перестал ходить на мелодрамы в кино — вот это проблема. Но ему по-прежнему нужна мелодрама дома.

Юлия Пересильд на съёмках мелодрамы «Мужу привет», фото: Cinema Park Distribution

Владимир Вдовиченков на съёмках мелодрамы «Мужу привет», фото: Cinema Park Distribution

Что делает мелодраму таким незаменимым жанром?

Антон Маслов: Отношения. Нам всем нужна великая любовь, мы все хотим смотреть «Унесённых ветром», хотим почувствовать то, что многие стараются купировать. Ведь в жизни кажется, что любовь стала простой: есть тиндер, есть простые решения для того, чтобы любовь, пускай и временная, случилась. Мы живём в мире быстрой любви, а хотим великой.

Сейчас вы работаете над большой сказкой, до этого сняли народный хит «Вампиры средней полосы», триллер «Многоэтажка», роуд-муви «Поехавшая», сериал «Последний богатырь. Наследие» и мелодраму «Мужу привет». С каким материалом вам интереснее работать?

Антон Маслов: Мне нравится снимать разное. Я не хочу быть режиссёром, на котором лежит штамп того, что он делает только сказки или блокбастеры. Неделю назад ко мне подходят люди и говорят: «Слушай, какое классное кино “Многоэтажка”!» Это ведь камерная социальная драма, которая, в отличие от «Поехавшей», например, вышла без кинопроката в один из самых сложных моментов для нашей страны. И её смотрят. Чем более разное кино я делаю, тем лучше выходит аттракцион.

Я сейчас работал над мелодрамой и понял, что она вообще по-другому снимается. Есть, конечно, общеизвестные правила кино, и за 10 лет в профессии я уже должен был чему-то научиться. Затем я пришёл к мелодраме и понял, что здесь я должен учиться заново. И сейчас я буду переносить найденное на свою сказку — большую аттракционную историю.

Что хотелось бы попробовать в дальнейшем?

Антон Маслов: Параллельно своим съёмкам я ещё и много продюсирую — у нас шесть проектов в разработке. Часть из них блокбастеры, часть мелодрамы и ромкомы. Когда я закончил работу над «Многоэтажкой», я понял, что больше не хочу снимать триллер или драму: не хочу проживать историю потери ребёнка в течение 2-3 месяцев. Драмеди ближе к моему подходу к жизни. Я всегда отношусь к проблемам так, как к чему-то, над чем можно посмеяться сквозь слёзы. В этом мире очень много людей, которые готовы снимать кровавые истории, и так мало людей, кто готов делать светлое кино.