Заботливая, тревожная, нарциссическая: 5 архетипов матери в современном кино

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

КИНОТВ

27 ноября в российский прокат выходит новый фильм британской постановщицы Линн Рэмси «Умри, моя любовь». Оскароносная Дженнифер Лоуренс исполняет роль молодой матери, находящейся в постродовой депрессии, переходящей в психоз. В разное время о радостях и сложностях материнства снимали Джейсон Райтман («Талли»), Крис Коламбус («Мачеха»), Мартин МакДона («Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури»), Лиза Холоденко («Дети в порядке») и многие другие. Голливуд предлагает множество примеров материнства. Эти мамы, как и в реальной жизни, бывают разных типов: родные и приёмные, гиперопекающие и эмоционально дистанцированные, карьеристки и домохозяйки. Некоторые из них сильные, другие — заботливые, но почти каждая стремится найти гармонию в отношениях с ребёнком.

Кинообозреватель Оля Смолина собрала пять наиболее ярких и резонирующих архетипов матери в современном кино: от бескорыстной Барбары Стэнвик до религиозной фундаменталистки Пайпер Лори.

Заботливая мама

«Стелла Даллас» (1937) Кинга Видора — классическая сентиментальная драма с Барбарой Стэнвик, чья роль фактически сформировала привычный образ бескорыстной, жертвенной матери, готовой отказаться от себя ради счастья и безопасности ребёнка. Стелла — мать-одиночка из рабочего класса, которая добровольно передаёт дочь более обеспеченному отцу, способному подарить ей не только внимание, но и финансовую опору. Фильм Видора — не первая и далеко не последняя попытка адаптации одноимённого радиосериала NBC. Оригинальная немая картина была выпущена в 1925 году, а в 1990-м вышел ремейк с Бетт Мидлер. Однако именно версия Видора оказала наибольшее влияние на образ материнства в дальнейшем кино.

«Стальные магнолии», кадр: TriStar Pictures

Спустя почти полвека эстафету заботы, медленно перетекающей в гиперопеку, приняла родительница в исполнении Ширли Маклейн в фильме «Язык нежности» Джеймса Л. Брукса. Аврора Гринуэй — любящая мать, которая слишком часто вмешивается в жизнь взрослеющей дочери Эммы (Дебра Уингер). Увы, большую часть времени Аврора оказывается раздражающе права, однако Эмме важно научиться отвечать за собственные ошибки. Когда дочь переезжает в другой штат, Аврора делает робкие попытки сближения с соседом (Джек Николсон). И всё же когда Эмма остро нуждается в Авроре, героиня Маклейн забывает все обиды и разногласия, чтобы просто быть рядом. Родительско-детские отношения в «Языке нежности» едва ли сравнимы с тяжёлой жизненной ситуацией «Стеллы Даллас». Однако Аврора на собственном примере показывает непоколебимую преданность дочери, даже тогда, когда та перешла границу совершеннолетия.

Малинн Итентон (Салли Филд) из «Стальных магнолий» — ещё один пример женщины, которая никогда не забывает о родительском долге. Её дочь Шелби (Джулия Робертс) — диабетик. Шелби плохо дружит с реальностью и не всегда осознаёт сложность своего положения. Малинн знает о диагнозе дочери больше, чем она сама, и не питает никаких иллюзий. Тем не менее когда девушка решается забеременеть, Малинн поддерживает Шелби на этом сложном пути, явственно понимая, что в итоге сама может остаться без ребёнка. Выбор персонажа Салли Филд — акт высочайшего самопожертвования, в котором нет ни капли эгоизма. Многие могут обвинить Малинн в потворстве капризам дочери, но на деле Шелби — взрослая женщина, стремящаяся реализоваться даже ценой жизни. И этот выбор достоин уважения.

Сильная мама

Главная героиня «Чужих» Рипли (Сигурни Уивер) выходит из анабиоза спустя 60 лет после событий первого фильма и обнаруживает, что её дочь прожила полноценную взрослую жизнь на Земле и даже успела скончаться. И всё же материнские инстинкты Рипли никуда не деваются, а после встречи с маленькой сиротой Ньют (Кэрри Хенн) лишь обостряются. Родители девочки погибли в результате атаки ксеноморфов, сама Ньют лишь чудом осталась жива. К концу фильма отношения Рипли и Ньют становятся настолько крепкими, что первая рискует собой ради спасения второй от другой кровожадной мамы, прибывшей из далёкого космоса. Пример отношений Рипли и Ньют доказывает, что настоящая любовь сильнее кровных связей, она рождается не в утробе, а в эмоциональной близости.

«Терминатор 2: Судный день», кадр: TriStar Pictures

Представьте, вам сказали, что в недалёком будущем вы станете матерью главной надежды человечества — ребёнка, который спасёт мир в жестокой войне с машинами. А Саре Коннор (Линда Хэмилтон) и представлять не надо.

После событий первого «Терминатора» героиня Хэмилтон стремительно эволюционирует из запуганной, несчастной женщины в настоящего воина, готового на любые подвиги ради защиты сына. Примечательно, что именно материнство даёт Саре силы, чтобы двигаться дальше, несмотря на огромное количество трагедий в прошлом. Увы, по-настоящему оценить усилия Сары можно лишь тогда, когда становится совсем поздно, — ситуация, которая в той или иной степени знакома многим матерям.

Героиня Эмили Блант в хоррор-дилогии «Тихое место» Джона Красински одинаково комфортно чувствует себя как с младенцем на руках, так и с дробовиком. Эвелин Эббот — жертва и спаситель в одном лице, вынужденная взять на себя обязанности главы семьи, быть для детей отцом и матерью одновременно. Находясь под постоянной угрозой со стороны инопланетных существ с удивительно острым слухом, Эвелин не может позволить себе даже крика. В самой душераздирающей сцене «Тихого места» она, не издавая ни звука, рожает в ванной, пока остальные члены семьи отражают очередное нападение. Героиня Блант несёт тяжёлое бремя родительства с невероятным достоинством и, кажется, совсем не жалеет о сделанном выборе.

Мама — тиран

Мать Нормана Бейтса (Энтони Перкинс) миссис Бейтс не является главной героиней фильма «Психо» Альфреда Хичкока. Более того, мы узнаём о ней только из смутных, запутанных галлюцинаций повзрослевшего сына, превратившегося в маньяка. Тем не менее сюжет ясно даёт понять, что при жизни миссис Бейтс была властной и нарциссичной женщиной, которая с удивительным постояноством вымещала на маленьком Нормане презрение к окружающему миру. В конечном итоге такое отношение приводит к расщеплению личности героя. Даже после смерти матери Норман не обрёл долгожданной независимости — её голос продолжает звучать в его голове, становясь невероятно громким в тех случаях, когда Норман ведёт себя «плохо» или «неблаговоспитанно». В конечном итоге личность матери берёт над Норманом верх, однако вместо того, чтобы ненавидеть мир, он начинает его исправлять — самым жестоким образом.

«Кэрри» (1976), кадр: United Artists

Религиозная фундаменталистка Маргарет Уайт (Пайпер Лори) из хоррора «Кэрри» Брайана Де Пальмы — пример матери, которую сложно пожелать даже врагу. Неудивительно, что её забитая, оторванная от социума дочь Кэрри (Сисси Спейсек) в конечном итоге не справляется со своими телепатическими способностями. Маргарет называет Кэрри «грешницей» из-за начавшийся менструации, а её округлившуюся грудь — «грязными подушками». Создаётся впечатление, что мать в исполнении Пайпер Лори отвергает любое проявление сексуальности в дочери, считая Кэрри угрозой — в первую очередь для собственного непоколебимого образа «святой» и «непорочной» женщины.

Мэри (Мо'Ник) из инди-драмы «Сокровище» Ли Дэниэлса — пример родителя, который не просто вымещает на ребёнке комплексы, она превращает жизнь подрастающей Прешес (Габури Сидибе) в кромешный ад. И, кажется, искренне желает ей смерти. На протяжении многих лет Мэри уничтожает самооценку дочери, потворствует сексуальному насилию в её отношении со стороны отца и в то же время ненавидит Прешес за то, что та «увела у неё мужа». Героине Сидибе удаётся выйти из чрезвычайно опасной и сложной ситуации только благодаря неравнодушию людей, оказавшихся рядом. Тот самый случай, когда детский приют оказывается лучше родного дома.

Мама — лучшая подруга

«Маленький человек Тейт» Джоди Фостер — трогательная история отношений матери-одиночки и гениального сына, частично основанная на автобиографии самой Фостер, которая росла ребёнком-вундеркиндом. Главная героиня Деде отчаянно пытается найти общий язык с семилетним сыном Фредом (Адам Хэнн-Бёрд), обладающим уникально высоким интеллектом. Она отправляет мальчика в учреждение для «особенных детей» в надежде на то, что тот сможет обрести новых друзей в школе. Увы, со временем Деде приходит к выводу, что единственным человеком, который по-настоящему понимает Фреда, является она сама. А сын, пусть и гениальный, всё ещё нуждается в матери, способной поддержать его в тех случаях, когда все остальные равнодушно пройдут мимо. «Маленький человек Тейт» — пример чутких отношений матери и ребёнка, которые выходят за границы привычного. Впрочем, сам Фред достаточно необычный для такого расклада.

«Фабельманы», кадр: Universal Pictures

В автобиографической драме Стивена Спилберга «Фабельманы» Мишель Уильямс исполняет роль Мицци Фабельман — доброй и заботливой музы. Она активно поддерживает интерес сына к кинематографу — в отличие, например, от его вечно занятого, дистанцированного отца (Пол Дано). Большую часть действия героиня Уильямс — душа и сердце фильма, которая не только заботится о сыне, но и дарит ему первую камеру, зажигая в нём любовь к искусству, которая останется с подростком на всю жизнь. Как и большинство матерей, Мицци не идеальна, но она видит, чувствует и понимает своих детей, как никто другой в этом мире.

Мама поневоле

Фабула оскароносной «Комнаты» Ленни Абрахамсона настраивает на самые мрачные ожидания, однако по итогу фильм становится вдохновением для всех, кто когда-то становился матерью вопреки жизненным обстоятельствам. По сюжету неизвестный мужчина похищает старшеклассницу Джой (Бри Ларсон) и на долгие годы запирает её в своём садовом сарае. В результате постоянного сексуального насилия Джой беременеет, а затем рожает ребёнка, оставаясь заложницей этого страшного человека. Когда Джеку (Джейкоб Трамбле) исполняется пять лет, они сбегают, однако травма прошлого не отпускает их до конца. Решение оставить сына у себя оказывается для Джой невероятно тяжёлым — она чудовищно сломлена и понимает, что, возможно, никогда не сможет стать для него образцовой матерью. Тем не менее именно Джек становится главной опорой Джой во время построения жизни за пределами «Комнаты».

«Что-то не так с Кевином», кадр: BBC Film

В другом фильме Линн Рэмси — психологическом триллере «Что-то не так с Кевином» — писательница Ева (Тильда Суинтон) не может найти общий язык с сыном Кевином (Эзра Миллер) уже после его рождения. Материнство для неё становится не счастьем, а тяжёлой ношей — эмоциональный фон Евы меняется лишь после появления дочери, которая, как ни странно, приходится ей по сердцу. Увы, пополнение в семье окончательно уничтожает отношения Евы и Кевина — сложного подростка, пугающая суть которого остаётся загадкой для зрителей. Остаётся лишь задаваться вопросом, была ли социопатия Кевина врождённой? Или стала результатом холодного, отстранённого воспитания матери? Рэмси не даёт нам чёткого ответа. Тем не менее именно Еве в итоге приходится нести ответственность за маргинальное поведение сына.

Читайте также: Рецензия на «Что-то не так с Кевином»