Даже если бы она снималась только в фильмах для взрослых, её всё равно следовало бы называть именно актрисой, без приставки «порно». Начав карьеру, едва достигнув совершеннолетия и проведя в индустрии пять лет, она кардинально изменила как взгляд общества на свою профессию, так и профессию вообще. Кино ТВ поздравляет Сашу Грей и всех нас
с её днём рождения.
14 марта (1 марта по старому стилю) — «бабий праздник». День Авдотьи Весновки, той, которая «заведует весной», которая «хранит ключи от весенних вод». Предки-славяне верили, что если в этот день будет хорошая погода — значит, хорошей будет вся весна, а если в эту хорошую погоду родиться — счастливой будет вся жизнь. 14 марта 1988 года Марина Энн Хэнцис, впервые открыв крошечные глазки в небольшой деревне Норт-Хайлендс (Сакраменто), увидела над собой яркое солнце и чистое небо. Через восемнадцать лет она назовёт себя Сашей Грей и изменит мир.
Девочка начала смотреть порно в 11 лет, но почти сразу поняла, что жанру чего-то не хватает. «Большинство фильмов категории XXX я находила скучными и не возбуждающими — ни физически, ни визуально. Я хотела стать той, кто удовлетворит фантазии каждого», — говорила она в интервью Rolling Stone в 2009 году, уже именно той и став.
Изначально она выбрала себе другой псевдоним — Анна Карина, как у первой жены Жан-Люка Годара, звезды фильмов «Женщина есть женщина», «Альфавиль», «Посторонний» и многих других. Остановись она на нём, гуглить сегодня новую волну было бы куда любопытнее, но тогдашний антрепренёр никнейм забраковал. Второй вариант стал окончательным — Саша Грей. Саша — в честь Саши Конецко, фронтмена индастриал-группы KMFDM, Грей — то ли в честь героя Оскара Уайльда, то ли в честь той самой, как в известной трилогии, шкалы сексуальной ориентации из оттенков серого, хотя, скорее всего, в честь и того, и другого.
Её первой ролью под новым именем стала оргия с Рокко Сиффреди. Во время сцены минета 18-летняя актриса удивила короля индустрии просьбой ударить её ногой в живот, а в финале, по собственному признанию, испытала сильнейший оргазм. Позже она скажет, что за пять лет кончала на съёмках в трёх случаях из четырёх.
За несколько лет Саша Грей затмила всех порнозвёзд, включая самого Сиффреди, стала самым влиятельным человеком в истории фильмов для взрослых, человеком, которого знали в лицо буквально все: от юных пользователей интернета, не успевших разделить радость секса ни с кем кроме самих себя, до пожилых зрителей российского Первого канала: Саша Грей приходила в эфир программы «Вечерний Ургант», закончив его манифестом: «Всегда будьте против системы».
Она вышла далеко за пределы сообщества, притом что любое секс-видео с Сашей Грей надо было именно что искать — оно не придёт к вам само после полуночи на общедоступных или эротических телеканалах. «Софткор — для домохозяек, которые сидят на валиуме», — говорила Грей и быстро перечисляла немногие свои табу: имитация изнасилования, эякуляция в вагину, шлепки по грудям, мужские пальцы внутри, экскременты, животные, дети.
Однако причина культа Саши Грей не в том, что она показала аудитории порно нечто такое, чего та прежде не видела. Были (и есть) актрисы, готовые на большее, но они и близко не приблизились к ней по популярности. Вновь дело «не в качестве рифм, а в личности, что за ними». Саша Грей не просто круче, чем вы, занимается сексом, она в принципе куда круче вас, и именно поэтому вам интересно, как она занимается сексом. Она единственная порноактриса, которая может упереться языком в щёку так, что, увидев это на фотографии, вы вынуждены будете признать: если кто-то сейчас и отсасывает, то точно не она.
Стивен Содерберг, позвавший её на главную роль в «Девушке по вызову», объяснил свой выбор так: «Она новая порода... Я никогда не слышал, чтобы кто-то рассуждал о профессии так, как о ней говорила она», — добавив, что при создании фильма вдохновлялся «Красной пустыней» Антониони и «Шёпотами и криками» Бергмана, картинами с ключевыми женскими экранными типажами шестидесятых-семидесятых — Моникой Витти, Ингрид Тулин и приглашённой из парижского кабаре Crazy Horse Ритой Ренуар. Кто занял их место в XXI веке? Кристен Стюарт? Натали Портман? Как минимум в пятёрке и Саша Грей.
Уйдя из порно, она могла бы стать популярной мейнстримной актрисой, героиней молодежных комедий, но выбрала независимое кино. От хита «Санденса» «Я устал от тебя» — «первого в истории B-movie о психологии кризиса среднего возраста», по меткому выражению кинокритика Татьяны Алёшичевой, до трэш-хоррора «Глубокий порез» культового в узких кругах режиссёра Ли Демарбра. Она продюсирует фильмы Фрэнки Латины, единственного человека, который снимает Дэнни Трехо лучше Родригеса, и пишет сценарий бессмысленной, но занятной короткометражки о Круэлле Де Виль, пытающейся завязать с издевательствами над собачками. Посмотрите трейлер её последней работы, фильма China Test Girls — как можно не захотеть увидеть его целиком?
Она могла бы стать поп-звездой, но вместо этого собрала электронную индастриал-группу aTelecine, выпустила пять альбомов и дала один концерт, а затем переквалифицировалась в техно-диджея и разогревала в туре группу Death in Vegas, по сути став её полноценным участником.
Она написала три книги, первая из которых, «Общество Жюльетты», даже переведена на русский язык. Я читал. Роман больше всего напоминает альтернативный сценарий к «С широко закрытыми глазами» и сильно, конечно, уступает оригиналу, но давайте пока обойдёмся без сравнений Саши Грей со Стэнли Кубриком.
Вдумайтесь: ей всего тридцать лет, и она уже сделала для кинематографа (ладно, для экрана в широком смысле) больше, чем многие каннские лауреаты, для преодоления сексизма — больше, чем многие записные феминистки, а для сексуального раскрепощения — больше, чем «магазины укрепления семьи».
Допишите сами, что она сделала лично для вас.