11 июня 1993 года состоялась премьера «Парка Юрского периода» Стивена Спилберга. Спустя 25 лет в прокате «Мир Юрского периода 2» Хуана Антонио Байона. Что произошло с франшизой за четверть века, анализирует Анастасия Нарушевич.
Попытки сделать франшизу из уже готовой франшизы — это болезненный тренд последней пятилетки, который пока ни к чему хорошему не приводил. На ум сразу приходит эпопея приквелов и сиквелов «Звёздных войн», развернувшаяся после покупки Lucas Film «Диснеем». Теперь же пришло время для «Парка Юрского периода».
«Парк юрского периода», 1993
Когда в 1993 году Стивен Спилберг показал миллиардера с безуминкой Джона Хэммонда, воплотившего мечту о парке, населённом живыми динозаврами, в реальность, все гики планеты буквально сошли с ума. Любовь к Ти-рексам сошлась с любовью к триллерам, пусть и не таким кровавым, как у Джона Карпентера, но зато приносящим невероятные кассовые сборы. Кто, как не Спилберг, знает секрет успеха?
В оригинальной трилогии он отвечал за два первых фильма, а последний отдал в руки режиссёра «Джуманджи» Джо Джонстона. Как можно судить по прошествии стольких лет, эта замена не пошла на пользу истории, но она наконец закончилась, и все оставили в памяти и сердцах только первую часть. Ещё бы! Ведь именно здесь концентрация актёрского состава (тут любимая актриса Дэвида Линча Лора Дерн и главный антагонист из фильмов Квентина Тарантино Сэмюэль Л. Джексон) и оригинальность сюжета на долгие годы подняли планку развлекательного кино.
«Парк юрского периода-2», 1997
Особенными фильмы Спилберга делала его любовь к деталям, дотошность, с которой он всегда прорабатывал своих монстров. Так для «Челюстей» он поставил задачу создать модель механической акулы, которой можно было бы управлять дистанционно. Финальный прототип весил больше тонны, а самих акул было целых три, каждая использовалась для разных кадров. Если в обновлённой франшизе всех динозавров создали на компьютере, то в 1993 году Спилберг вновь вернулся к использованию реалистичных моделей на площадке.
Но ничего бы не было, не купи в 1990 году Universal права на все романы Майкла Крайтона, тогда ещё писателя, а позднее — популярного сценариста. Спорим, вы сразу не догадаетесь какой ещё парк он создал? Так вот, сериальный хит HBO, который развлекает всех в отсутствие «Игры престолов», основан на оригинальном фильме «Мир Дикого Запада» 1976 года. Режиссёром и автором сценария был сам Крайтон, а одну из главных мужских ролей сыграл молодой отец Джоша Бролина. Через три года после этого вышел сиквел, который назывался «Мир будущего», а затем и сериальная адаптация. За новый сериал отвечают продюсер Джей Джей Абрамс и сценарист Джонатан Нолан.
«Мир дикого Запада»
Впрочем, это не единственный фантастический сюжет, придуманный автором, который вы знаете. Когда Ридли Скотт на волне трендов решил переключить своё внимание с полнометражных фильмов на сериалы, он первым делом взялся продюсировать адаптацию романа «Штамм “Андромеда”». А космический триллер «Сфера» с Дастином Хоффманом был снят на основе одноимённой книги. Что уж там говорить, влияние Крайтона настолько далеко распространилось, что любимый (во многом благодаря Джорджу Клуни) сериал всех американских домохозяек «Скорая помощь» также был создан плодовитым писателем. Шоураннером он пробыл все 15 сезонов, а вот пилотные эпизоды ему помогал снимать старый знакомый Стивен Спилберг.
Но вернёмся к тому, с чего начинали. Интересно, что несмотря на название фильма, сам парк по сути так никогда и не работал для посетителей. Там то и дело оказывались учёные и их дети, но обычные гости не попадали внутрь. И вот спустя 14 лет (во вселенной франшизы прошло 22 года) открывается полномасштабный аттракцион «Мир Юрского периода», у руля которого встаёт многообещающий новичок Колин Треворроу.
«Мир юрского периода», 2015
Из старой команды в составе только Б.Д. Ву, появлявшийся в роли учёного-создателя динозавров Генри Ву, и старина Стивен в качестве исполнительного продюсера. Основной каст заменили на изрядно подкачавшегося к тому времени Криса Пратта и нервно мельтешащую в кадре Брайс Даллас Ховард. Добавили скучную и предсказуемую романтическую линию между героями и очередного злого динозавра, в данном случае — Индоминус Рекс, который умеет хорошо прятаться.
Забавно, что если разложить на составляющие все части «Парка», то получится, что каждый фильм повторяет сюжет предыдущего, просто поднимаясь чуть выше по спирали истории. Вот добрые герои борются за бедных динозавров. Вот злые люди пытаются сделать из динозавров оружие массового поражения. Вот большой динозавр, который хочет убить всех без разбору, но в последний момент что-то встаёт на его пути. Казалось бы, за столько лет это должно уже было всем надоесть. Но после того, как фильм собрал в мировом прокате более полутора миллиардов долларов, понимаешь, что жизнь людей ничему не учит.
«Мир юрского периода», 2015
Так и вторая часть «Мира Юрского периода» практически цитирует своего предшественника. Мы встречаем героев спустя два года, парк заброшен после аварийного инцидента, а динозавры попрятались кто куда. Очередное сомнительное предложение о помощи и финансировании заставляет Клэр (Брайс Даллас Ховард) согласиться на сделку с помощником пожилого бизнесмена Локвуда с огромной суммой на счету. Стоит ли говорить, что помощник оказывается аферистом, который обводит вокруг пальца и своего начальника, и доверчивую женщину?
Сиквел оставил ещё меньше пространства для комедийного таланта Криса Пратта, раскрывшегося в сериале «Парки и зоны отдыха» и выстрелившего ещё мощнее в «Стражах галактики». От его игры здесь остались только неуместные кривляния и героический прищур в сторону. Попытка сделать его персонажа хоть сколько-нибудь «живым» выглядит так же неказисто, как его отцовские чувства к велоцираптору по имени Блю. Казалось бы, всё на своих местах, но вместе совершенно не работает.
«Мир Юрского периода 2», 2018
Второстепенные герои и вовсе выглядят набором штампов в духе «гик-компьютерщик» и «девушка-активистка» без минимального развития характера. И даже более-менее интригующую линию любознательной внучки богатого бизнесмена Локвуда (дебютная роль Изабеллы Сермон), которая в данном случае могла бы спасти положение фильма, очень спешно проговаривают, так и не дав ей толком раскрыться.
При всех видимых недостатках у фильма всё же есть интересный задел на новую и, надеюсь, последнюю часть трилогии. Если две из трёх частей трилогии рассказывали этакую старую добрую сказку про Кинг Конга, то новый фильм должен раскрыть идею сосуществования людей с динозаврами непосредственно в одном мире. А это как минимум нечто новое по меркам франшизы.
Без этой гифки ни один материал о «Парке» — не материал
К слову, на съёмках Universal заменили режиссёра. Треворроу отвечал за сценарий, а на режиссёрское место пришёл испанец Хуан Антонио Бийона, ответственный за две серии первого сезона «Страшных сказок». Возможно, в этом и есть главная беда, постоянная карусель людей в режиссёрском кресле только осложняет производство, что можно заметить по новостным сводкам со съёмок сольника «Флэша» от Warner Bros.
В голове сразу же рисуется множество отсылок от «Годзиллы» и «Тихоокеанского рубежа» до «Района номер 9», «Планеты обезьян» и даже «Притяжения» Бондарчука. Ясно одно — не все люди в этом дивном новом мире будут рады такому сожительству. До финала ещё три года, а пока можно запастись терпением и попкорном.