Уловка-24: итоги фестиваля «Пилот»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фестиваль сериалов «Пилот», кадр из сериала «Эль Русо»: ИРИ/PREMIER

23 июня подвёл итоги VI фестиваль «Пилот» — главный сериальный смотр в стране. Кинокритик Валерия Косенко рассказывает, каким вышел фестиваль и что не так с его результатами.

В последние годы количество локальных российских фестивалей только увеличивается, а значит, кинопроизводственный конвейер не планирует замедляться. Недавно завершившийся «Пилот» это наглядно подтверждает. Когда-то фестиваль служил единственной площадкой для демонстрации новейшей стриминговой и ТВ-продукции, а сериалы, анонсированные в рамках фестиваля в форме пилотной серии, боролись за потенциальное финансирование и зрительские ожидания. Сегодня количество смотров в стране возросло в разы — помимо «Пилота», сериалы собирают «Новый сезон» и Original+, — а требования к конкурсантам стали более гибкими и расплывчатыми.

Фестиваль сериалов «Пилот», день открытия

Изменения коснулись не только регламента фестиваля, но и его организационной части. Впервые за состав конкурсантов отвечал не кинокритик Егор Москвитин (в прошлом — программный директор фестиваля), а сценаристы Андрей Золотарёв и Сергей Минаев. По официальному заявлению генерального продюсера «Пилота» Антона Калинкина, каждый год отборщики фестиваля будут разные, а значит, и состав конкурсной программы в каком-то смысле станет ещё более непредсказуемым. Изменилась и численность конкурсантов: если в предыдущий год было показано 20 пилотов (не считая внеконкурсную программу), то в этом их число сократилось до пятнадцати. За два плотных дня гости фестиваля успели не только наглядно оценить качественное состояние российской сериальной продукции, но и услышать много нового о закулисье производства, зафиксированного в графиках, диаграммах и море цифр.

Церемония открытия стартовала с награждения сразу двух номинаций — «Лучший шоураннер» и «Актёр. Главный герой года». В первом случае почётная награда ушла продюсеру Александре Ремизовой, участвовавшей в создании сразу нескольких хитов — сериалов «Король и Шут» и «Цикады». Во втором — звезде прошлого года и одному из наиболее ярких актёров-героев на российском экране Ивану Янковскому («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Плейлист волонтёра»).

Александра Ремизова (справа) принимает награду «Лучший шоураннер», фото: «Пилот»

В ходе награждения Ремизова, обращаясь к жюри, затронула одну из самых болезненных тем фестиваля и не только: «Коллеги, пускайте женщин в индустрию». С оглядкой на конкурсную программу можно быть уверенным — на экране дамам тоже не сладко. Половина фестивальных проектов изобилует всевозможными клише, не заморачиваясь над внятной проработкой женских персонажей, предпочитая живым и узнаваемым героиням пустышек, крутящих волосы на пальце. Пока одни до последнего эксплуатируют карикатурные образы стереотипных блондинок и пилящих жён, другие снимают изнасилование так, что невольно заговоришь о его нормализации или, чего доброго, романтизации (как говорится, под музыку и с песней).

В то же время Wanta Group, чьё исследование контента было наиболее широким из представленных, рассказала, что женские героини с небольшим, но отрывом — главное лицо российского кино. Однако нельзя забывать и о ментальных тонкостях: пусть героини и чаще мелькают на первых планах, однако традиционные ценности исключают право женщины быть в роли спасателя, так как в этом амплуа российский зритель котирует исключительно мужчин. С ними, правда, тоже не всё просто: Wanta Group зафиксировала острую нехватку персонажей, ориентированных на мужчин старше тридцати пяти, из-за чего сильный пол чаще обращается к историям о маньяках (вероятно, в поисках наглядной маскулинности).

Фестиваль сериалов «Пилот»

Стриминги, лидирующие на рынке цифрового проката, также активно делились аналитикой и прогнозами. Premier анонсировал возвращение «Сладкой жизни» — проекта, с которого, в сущности, началась история стриминга, а также обещанный сериал «Фарма» с дуэтом Гилёва и Эйдельштейна и чёрную комедию «Подслушано в Рыбинске» с Минекаевым и Трибунцевым. «Кинопоиск» рассказал об активном сотрудничестве с ТВ-платформами (метод catch forward), а также о рекорде сериала «Триггер». А ИРИ, главный бенефициар фестиваля, судя по многочисленным «спасибо» в его адрес, представил десять готовящихся проектов из пятидесяти: большая часть — исторические драмы, но есть и фэнтези с драмкомами. По словам спикера, «искать фантастические драмы сложно, присылают только антиутопии». Также в рамках деловой программы прошла презентация нового и первого за два года печатного журнала «Искусство кино», представленного главредом Никитой Карцевым.

Особенное место на «Пилоте» заняла платформа Kion. На деловой программе стриминг представил планы по активному производству документального кино (по факту — музыкальных и биографических фильмов), однако в рамках конкурсной программы сумел выделиться среди коллег производством двух наиболее удачных проектов фестиваля. Пилот «Она такая классная» с триумфатором Львом Зулькарнаевым стал самым ожидаемым ещё на этапе объявления программы, а «Убойный отпуск», взявший зрительский приз, покорил гостей фестиваля уже в первый его день. Ставка Kion на оригинальные и творчески свободные проекты соседствует с рядом неприятных инцидентов, связанных с вопросами авторства. В первом случае режиссёр Александр Домогаров — младший незадолго до «Пилота» пожелал снять своё имя с титров по причине «творческих разногласий», во втором ещё более загадочным образом исчезли имена режиссёра Бориса Хлебникова и его соавтора Наталии Мещаниновой, на месте которых возникло имя сценариста Сергея Дьячковского.

Фестиваль сериалов «Пилот»


Какими бы непохожими ни казались конкурсанты, большая часть пилотов объединена тематическим мотивом бегства из-под порабощения (что в целом соответствует статистике о том, что больше всего отечественный зритель жалует героев-бунтарей и мечтателей): кто-то бежит от рутины, кто-то — от преследователей, а кто-то — на свободу. Бегут, конечно, молодые и несчастливые, а стращают их бандиты, полицейские и матушки-автократы.

Важным событием под занавес фестиваля стало проведение параллельной программы, на которой были представлены игровые и документальные проекты, претендующие на звание самого ожидаемого сериала. В сегменте документального кино таковым стал «Киборг» — социально важный проект о людях с ограниченными возможностями, хотя пресса охотнее поддержала «Тайны Карениной». А «Гаражники» Михаила Местецкого, показанные в форме двадцатиминутного отрывка, моментально стали фаворитом не только секции самого ожидаемого игрового сериала, но и всего «Пилота». Остроумная оригинальная комедия покорила не только гостей фестиваля, но и его отборщиков: награждая команду «Гаражников», сценарист Андрей Золотарёв выразил надежду, что его будущие коллеги-отборщики обязательно возьмут сериал в конкурс. Другим заметным проектом параллельной программы стала сатирическая драма с Евгением Цыгановым «Первый номер» (вновь Kion), а также приключенческий боевик «Амура» с Алёной Михайловой и Юрием Колокольниковым.

Фестиваль сериалов «Пилот», презентация сериала «Амура» от KION

Несмотря на редкие яркие вспышки, конкурсная программа VI «Пилота» запомнилась слабым составом и странной привилегированностью. Фестиваль, чья концепция изначально была завязана на показах пилота, вдруг изменил своим правилам, из-за чего представление сериалов «Эль Русо» и «Чистые» затянулось сразу на две серии. Финальная раздача призов вызвала отдельную волну негодования. Награду за лучший сценарий получил проект ТНТ «жЫЫЫзнь» Эмиля Никогосяна — топорная и антихудожественная попытка поговорить на острые темы, а лучшим режиссёром был назван Тимур Алпатов за постановку пресного процедурала «Противостояние». Награждение незамысловатого детского фильма статусом лучшего пилота также не вписывалось в общее понимание художественных критериев, как и выдумывание специального приза для награждения Екатерины Тодоровской. В то же время куда более перспективный проект «Дайте шоу!», названный авторами «сериалом-скандалом», остался без награды явно из-за страхов жюри быть обвинёнными в предвзятости (продюсер проекта — Андрей Золотарёв).

Фестиваль завершился, оставив за собой шлейф недомолвок, но одновременно одарив надеждой на точечную поддержку оригинальных независимых идей и ставку на активное производство контента для онлайн-кинотеатров. Как бы ни хотелось поскорее засвидетельствовать переход количества в качество, всё ещё впереди. И пусть лучше будет поздно, чем никогда.

Фестиваль сериалов «Пилот», награды

Читайте также
Наша фаворитка: за что мы любим Эмму Стоун
Про «Оскары», работу с Йоргосом Лантимосом и тревожность как суперсилу.
И смех, и грех: религии, секты и прочие мистерии в кино
КУЛЬТовые эксперименты с сознанием.
Спасибо за взрослость: разговоры о важном вместе с «Унесёнными призраками»
Никогда не поздно учиться ответственности и взаимовыручке.
Также рекомендуем
Вспоминаем, как школьники провели прошлый сезон.
Как прошли третий и четвёртый дни фестиваля в Калининграде.
Cольник про любимую колдунью Marvel.
Netflix в России. На сервис постепенно добавляются отечественные фильмы и сериалы. Если какой-то российский п...
Вспоминаем, как школьники провели прошлый сезон.
Как прошли третий и четвёртый дни фестиваля в Калининграде.
Cольник про любимую колдунью Marvel.
Netflix в России. На сервис постепенно добавляются отечественные фильмы и сериалы. Если какой-то российский п...

Последние новости

Рецензия на триллер «Еретик»: квест в поисках веры
Религиозный триллер с поп-культурными отсылками.
«Кино — искусство грубое»: интервью с Николаем Ларионовым и Юлией Марченко
О драме «Вечная зима», феномене посттравмы и хорроре в российском кино.
Критики не оценили «Миссия: Красный»
Ленту называют новогодней пустышкой.
00:00