
На выходных в Вологде завершился XII международный фестиваль молодого кино VOICES. Главный приз, вручаемый на основе зрительского голосования, поделили две совершенно разные картины — французский мюзикл «Рецепт счастья», открывавший в этом году Каннский кинофестиваль, и этническая драма «Волки» из программы ММКФ, получившая самые низкие рейтинги прессы. В этом году награды вручали не только зрители, но и кинокритики, по коллективному решению которых в лидеры было вынесено драмеди «Святая корова», прежде победившее в конкурсе «Особого взгляда» в Каннах. Своими впечатлениями от фестиваля делится Валерия Косенко.
Голоса фестиваля
Фестиваль триумфально отгремел в Вологде ещё несколько дней назад, однако его эхо по-прежнему доносится со страничек кинокритических текстов и ленты авторских телеграм-каналов. Несмотря на четыре насыщенных, но быстротечных фестивальных дня, говорить о VOICES хочется много и долго. Начать хотя бы с концепции фестиваля и самого факта её наличия. VOICES вот уже 12 лет позиционируется как международный смотр молодого кино и, несмотря ни на что, остаётся верным заданному вектору. И речь не только про необходимость держать марку действительно международного фестиваля (при всём уважении, условные ЮАР или Бангладеш далеки от звания двигателей индустрии), привозя фильмы с престижных мировых площадок. Прежде всего, смотр в Вологде доказывает не словом, а делом: VOICES — действительно фестиваль молодого кино: значит ли это, что фильм поставлен дебютантом или же автор на экране исследует специфику нежной эпохи пубертата-юношества, — уже частности.

Одна из главных черт VOICES — гостеприимство и радушие. В первую очередь VOICES — зрительский фестиваль, любящий и уважающий свою аудиторию, кто бы в неё ни входил: жители Вологды, обрадованные богатыми на события выходными, или голодные и уставшие кинокритики, переживающие которую по счёту командировку. И те и другие с одинаковым ликованием пойдут смотреть «Ивана Грозного» в Вологодскую филармонию, голосовать за французский мюзикл, перепевающий шлягеры Милен Фармер и Stromae, или в числе первых лицезреть премьеру «Альфы» Жюлии Дюкурно, гадая, станет ли участник последних Канн «новой “Субстанцией”» или нет.
VOICES удивительным образом объединяет, по сути, выполняя главную функцию любого фестиваля. Многие тепло подшучивают над смотром за регулярное чествование возрастных мэтров. Как говорится, кино молодое, но есть нюанс. Например, Наум Ихильевич Клейман — блестящий историк кино, специализирующийся на творчестве Сергея Эйзенштейна — вновь стал особым гостем фестиваля. В этом году Клейман не только сопровождал каждый показ ретроспективы Эйзенштейна, но и вместе с режиссёром Андреем Натоцинским представил документальный фильм открытия «Наум. Предчувствия».

На экране — художественный портрет выдающегося киноведа, сотканный из фильмов, очерков, интервью и архивных материалов. Клейман делится размышлениями об искусстве, рассказывает о своём поступлении во ВГИК, а его выступления в защиту московского Музея кино символично монтируются со студенческими демонстрациями в Париже 1968 года с протестами против увольнения Анри Ланглуа и закрытия Синематеки. Разбавляют повествование фрагменты из классических фильмов «Аталанта» (1934), «Последний человек» (1924), «Июльский дождь» (1966), а также кадры из любимой картины Клеймана «Хиросима, моя любовь» (1959). Самыми яркими эпизодами этого фильма-эссе стали разговор с Александром Сокуровым под портретом Дэвида Линча и архивная запись участия героя на конференции, в рамках которой Жан-Люк Годар нарекает Клеймана «королём Лиром московского Музея кино».
Помимо Клеймана, другим статусным в мире киноведения гостем стал Алексей Гусев, прочитавший лекцию в рамках фестиваля, а также представивший немой дебют знакового датского режиссёра Беньямина Кристенсена «Таинственный X» (1914). Кажется, нигде, кроме фестиваля в Вологде, нельзя представить возможности разделить ночной (показ стартовал в 23:00) просмотр немого фильма на большом экране с легендарными специалистами. Уже одно это делает VOICES уникальным смотром с характерной спецификой, выступающим мостиком между несколькими поколениями кинематографистов.
Главные темы фестиваля VOICES

В этом году программа VOICES, бережно собранная куратором Сергеем Дёшиным, удивила не только качественным урожаем фильмов, привезённых из Франции, Италии, Греции и Швейцарии, но и пронизывающими конкурс лейтмотивами. Помимо вынесенной в название темы молодого кино, в основной программе VOICES можно запросто найти и несколько других магистральных линий.
Тема дисфункциональных семей, тревожащая кинематографистов во всех сторонах света, раскрылась на материале фильмов «Святая корова», «Кьюка: перед концом лета» и особенно швейцарской драмы «Воробей в камине». Исследование травм внутри семьи, а порой и целой национальной общины (см. фильм «Волки») — попытка представить многообразие художественных ракурсов на проблему, и программа, несмотря на всего шесть картин в конкурсе, с этой задачей отлично справилась.

Другой важной идейной составляющей фильмов из основной секции стали инфантильные взрослые, так называемые кидалты, и не по годам взрослые дети. Примером в той или иной степени могут послужить все конкурсные картины. Незрелость сказывается или за счёт непроработанных детских травм, или пущенных в ход манипуляций, или же хулиганского и зачастую безответственного поведения. Пока взрослые ищут вкус жизни несмотря ни на что, дети перекладывают на свои плечи чужую ответственность.
Наконец, третьим объединяющим элементом стал лейтмотив путешествия и жизни в провинции. В конкурсе как минимум два отчётливых роуд-муви — «На посошок» и «Кьюка: последний день лета» с характерной для жанра расслабленной фабулой. Сюжеты других фильмов так или иначе разворачиваются в маленьких поселениях, куда приезжают, чтобы воссоединиться с семьёй, как в «Рецепте счастья» или «Воробье в камине», или чтобы отдохнуть душой, как в упомянутых «На посошок» и «Кьюке». В «Святой корове» герои изначально живут в небольшой французской деревне вдалеке от шумных городов, наслаждаясь пасторальной поэзией места. Провинция, как и мотив перемещения в иное пространство, обособленное от внешнего мира и лишённое давления мегаполиса, становится синонимом свободы, раскрепощения, искренности. И заодно — негласным девизом 12-го по счёту фестиваля VOICES.
ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ
Главный приз фестиваля:
- «Рецепт счастья», реж. Амели Боннен
- «Волки», реж. Михаил Кулунаков
Лучший режиссёр:
- Луиз Курвуазье, «Святая корова»
Лучшая роль:
- Жюльет Армане, «Рецепт счастья»
Выбор журналистов:
- «Святая корова», реж. Луиз Курвуазье


Лучшие конкурсные фильмы фестиваля VOICES: выбор КИНОТВ
«Кьюка: перед концом лета»
реж. Костис Чарамунтанис, страна: Греция, Северная Македония

Двое сиблингов вместе с отцом-рыбаком уплывают на катере в импровизированный отпуск на остров Порос. Брат и сестра нежатся в лучах греческого солнца, смакуют плоды беззаботной жизни под шум цикад, заводят друзей и случайным образом знакомятся с биологической матерью, оставившей их в детстве. «Кьюка: перед концом лета» — трепетное путешествие по волнам пляжных удовольствий, пронизанное тёплыми родственными чувствами и предельной естественностью взаимоотношений. Несмотря на внешнюю простоту, фильм умело чередует техники повествования, меняя общий темпоритм, задействуя яркие художественные возможности звука, разбавляя сюжет эссеистическими вставками, прибегая к аффективным монтажным склейкам, стоп-кадрам и эйзенштейновским повторам. Мировая премьера фильма состоялась в программе ACID Каннского кинофестиваля 2024 года.
«Святая корова»,
реж. Луиз Курвуазье, страна: Франция

На экране во всей красе разворачивается быт обаятельной провинциальной Франции, сопряжённый со всеми прелестями сельской жизни. Смерть отца-сыровара, севшего пьяным за руль, заставляет 18-летнего бездельника Тотона резко повзрослеть и забыть о развлечениях, взяв ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь младшей сестрёнки. «Святая корова» — нежное coming-of-age драмеди с непрофессиональными актёрами, органично сосуществующими в кадре, несмотря на отсутствие игрового опыта. Впервые картина была показана в рамках «Особого взгляда» в 2024 году, затем выиграла награду за лучший дебют на премии «Сезар», а теперь стала лучшим фильмом конкурсной программы по мнению кинокритиков. Для «Святой коровы» характерна яркая фактура, а также расслабленная атмосфера вкупе с забавными, увлекательными и даже местами умилительными сюжетными развилками. Картина оставляет приятное ощущение молодости, раскрепощения и трепета первой любви.
«На посошок»
реж. Франческо Соссай, страна: Италия, Германия

Представляя фильм, предусмотрительно завершавший конкурс, программный директор Сергей Дёшин назвал режиссёра «итальянским Каурисмяки». Как и многие картины финского мастера, «На посошок» — срез жизни двух рабочих мужчин среднего возраста, решивших пуститься во все тяжкие и устроить шумный алкотрип по Италии. Обманом и уговорами втянув в свою авантюру молодого студента, герои выбирают себе конечной целью Венецию и трогаются в путь, по дороге попадая в разные курьёзные обстоятельства. Говоря в кадре про несуществующий пейзаж Веронезе, желавшего объединить на своём полотне всё, что было ему дорого, режиссёр Франческо Соссай, кажется, делает то же самое, пытаясь охватить как можно больше частичек любимой культуры. «На посошок» пропитан характерными для итальянского кино гуманизмом, юмором, местами избыточной физиологией и необычной красотой вещей. В этом году фильм был представлен в программе «Особый взгляд» в Каннах.