Вопреки распространённому мнению, интеллектуальное пиратство — это вовсе не находка XXI века, хотя таких впечатляющих размеров оно и достигло именно в наши дни. Сама же идея вовсе не нова. Религиозные деятели и изобретатели всех веков присваивали себе чужие высказывания и технические решения, справедливо полагая, что разоблачить их будет практически невозможно. В XIX веке явление приняло более массовый характер. Промышленные совершенствования, результаты научных изысканий и театральные постановки — всё это интеллектуальная собственность, и уже в те годы она была всерьёз востребована. Тем более что частные изобретатели и литераторы того времени совершенно иначе относились к своим изобретениям и трудам, стремясь немедленно поделиться ими со всем миром, причём совершенно задаром. Для предприимчивых и расчётливых людей был прямо-таки рай.
Но десятилетия шли, и в головах правителей и законодателей ведущих стран мира сформировалось понимание об интеллектуальном праве и защите оного. Обратите внимание, что я веду сейчас речь преимущественно о странах Западной Европы и Северной Америки, поскольку в разных уголках нашей планеты мнения относительно интеллектуального права порой значительно разнятся.
Откуда пошло в России пиратство и как оно процветало
В современном западном законодательстве пиратом бесспорно является любой участник незаконной схемы — тот, кто украл, тот, кто скопировал, тот кто продал или передал третьим лицам, и даже конечный потребитель. Если обвинителям удастся доказать, что кто-либо умышленно смотрел или слушал защищённый правами контент, не имея на то разрешения, — обвинительный приговор будет вынесен. Этот подход в западных странах не нов, и на его принципах выросло уже несколько поколений людей, привыкших ценить чужой интеллектуальный труд и честно за него платить. Россия же, как обычно, отыскала свой, особый путь.
История споров об интеллектуальном праве, как и в просвещённой Европе, тянется у нас с дореволюционных времён, когда единственным развлечением для скучающей публики были балы, театральные постановки, дуэли и поэтические вечера.
Так что лишённые от природы дара стихосложения предприимчивые молодые люди могли посетить несколько поэтических вечеров в столице, тщательно конспектируя особо успешные строчки, а затем отправиться в поездку к двоюродной тётке в имение Болотное Хмарино. Где в окружении поместных дворян и их отпрысков блеснуть парой хорошо заученных рифмованных произведений. Риск здесь крылся в том, что разоблачить честолюбивого юношу мог любой другой завсегдатай столичной богемы.
Пришедшие к власти большевики постановили, что вся интеллектуальная собственность, будь то чертёж ледокола или нотный лист для игры на баяне, принадлежит советскому народу, то есть государству. И именно в таком ключе воспитывались люди на протяжении без малого века. Допустим, вы приобрели в «Музторге» пластинку с песнями Николая Рыбникова — потрясающего голоса 50-х годов. Согласно правовой повестке СССР, вы вправе слушать её сами, с семьёй, всем двором, давать послушать друзьям, а после отправить её посылкой бабушке за Урал, чтобы и там все приобщились к высокому искусству. Но если вы оказались рукастым изобретателем (которых в Союзе было довольно много) и сумели наладить копирование пластинки на пустые болванки — вы уже пират и вор, крадущий у государства и товарищей общее достояние. И неважно, продавали ли вы пластинки или распространяли даром — вы посягнули на собственность всего народа, и точка.
Как люди «подсели» на пиратский контент
Развал Союза и создание современной Российской Федерации вновь изменили правила. Недавние коммунисты изо всех сил перенимали опыт западных демократий и капиталистических моделей экономики. Среди прочего, успешно скопировали и механизм защиты интеллектуального права. Применять его, правда, начали сильно позднее. Сперва хватало более серьёзных проблем, а затем оказалось, что написанные для западных граждан законы не находят отклика в сердцах воспитанных в СССР и только-только прошедших через лихие 90-е людей. Вместе с приходом технической возможности хранения и передачи информационных носителей в России расцвёл пышным цветом пиратский рынок нелицензированных копий.
Сотни людей брали в видеопрокате видеокассету, чтобы скопировать её и устраивать домашние кинопросмотры, искренне недоумевая, почему они должны платить за то, что могут получить бесплатно.
Нельзя сказать, что судебная система не пыталась бороться с пиратами. Но без долгой идеологической работы с населением, объясняющей, что нелицензированный продукт — это, по сути, та же кража, — занятие довольно бесперспективное. Обычные, небогатые граждане противопоставляли себя бизнесменам и владельцам издательств, искренне убеждённые, что «с них не убудет, а у меня найдётся на что сотню рублей потратить». Ну и, конечно, любителей халявы хватало. В итоге пиратский рынок нелицензированных носителей с горем пополам удалось задавить. Увы — поздно. На смену физическим носителям пришли торрент-трекеры и видеобалансеры (CDN). Пираты переехали в интернет. В некотором роде даже опережая многие официальные онлайн-кинотеатры.
Как защищают контент от пиратов сами платформы
К счастью, онлайн-платформы, предоставляющие доступ к новинкам кинопроката, — это чаще всего глобальные и достойные проекты, которые непрерывно совершенствуют свой сервис и постоянно предлагают пользователям как новый эксклюзивный контент, так и целый ряд дополнительных привилегий. Количество пользователей онлайн-кинотеатров РФ непрерывно растёт, не замедляясь с 2009 года, и к 2022 году достигло 20 млн человек, а к 2023-му — уже 36,7 млн. Из которых более 24 миллионов — это пользователи, оплачивающие регулярную ежемесячную подписку. Сегодня каждый шестой житель России смотрит фильмы и сериалы в онлайн-кинотеатрах, а каждый восьмой ежемесячно оплачивает подписку.
Самым крупным сервисом на территории РФ считается «Кинопоиск» — одно из дочерних предприятий холдинга «Яндекс». Следом за ним идут «Иви» и Wink. Отдельно стоит отметить сервис Amediateka, имеющий эксклюзивные права на лицензирование многих зарубежных сериалов и фильмов. После вступления в силу некоторых западных санкций Amediateka стала единственной онлайн-платформой, которая абсолютно законно и регулярно продолжила публикацию нового контента.
Несмотря на рост популярности и числа подписчиков, большинство наших онлайн-кинотеатров, согласно отчётности, являются убыточными.
При общей годовой прибыли за 2023 год в 15 миллиардов рублей «Кинопоиск» фиксирует более 3 миллиардов убытков. Меньшие, но тоже убытки, фиксируют и остальные игроки, включая платформу Start, запущенную «Мегафоном». И снова только Amediateka гордо отчитывается о плюсовом бюджете. Однако не всё так однозначно и не стоит паниковать. Крупные российские киносервисы в данный момент заняты производством своего собственного контента, причём, как показывают первые картины и опросы, вполне достойного качества. Так что дефицитный бюджет сейчас — это показатель внутренних инвестиций. Об их результатах мы узнаем уже довольно скоро — большинство премьер запланировано на 2024 год. Amediateka же производством своего контента не занимается, уверенно локализуя западную продукцию. Наблюдая подобные результаты своих коллег, всё больше крупных компаний принимается за создание стриминговых площадок, провоцируя настоящий стриминговый бум. Увы, пираты пока никуда не делись.
Обычному пользователю, смотрящему фильм на случайном пиратском сайте, невдомёк, почему, в отличие от онлайн-кинотеатра, у него за просмотр не просят денег. А ведь владельцы пиратских сайтов занимаются своим делом вовсе не из благотворительности — они также исправно получают деньги, пусть и из другого источника. Просто платят им рекламодатели. Group-IB, занимающаяся исследованиями, указывает на то, что основными спонсорами пиратских онлайн-кинотеатров являются букмекерские конторы и онлайн-казино. В итоге теневой рынок стремительно рос с 2010 по 2018 год, достигнув рекордных 87 миллионов долларов дохода, что вплотную приблизилось к 100 миллионам долларов дохода у официальных, лицензированных кинотеатров. В 2019 году российским владельцам прав на видеоконтент удалось повлиять на принятие целого ряда решений и действий, которые привели к ликвидации тройки крупнейших CDN-видеобалансеров. На их место тут же пришли новички поменьше.
Нужно понимать, что кинокартины на сайтах пиратов не берутся из ниоткуда. Они либо поступают в виде так называемых экранок, снятых на мобильную камеру в зале офлайн-кинотеатра, либо «утекают» прямо из библиотеки облачного стриминга. Различные платформы используют разные способы защиты своей интеллектуальной собственности. Технически специалисты в области безопасности опережают пиратов, постоянно совершенствуя средства и способы защиты, но стоит отметить, что на стороне «пиратского сообщества» стоят не менее подготовленные специалисты, которые трудятся над взломом и преодолением новых средств защиты.
Но, по сути, легальные владельцы контента борются с пиратами при помощи постоянного мониторинга ссылок доступа на своё имущество и требуя от Роскомнадзора блокировки пиратских ресурсов. К чести РКН, стоит отметить что проверка и блокировка происходят довольно быстро — в течение 3-7 дней.
Увы, пиратские медиатеки вышли на тот уровень, когда программа автоматически отслеживает блокировку или удаление доменных имён-зеркал и тут же регистрирует новые, также автоматически добавляя их в индексацию поисковиков.
Новая этика и настроение общества
На 2024 год государство анонсировало новый законопроект, который должен системно изменить подход к защите отечественного правообладателя и борьбе с интернет-пиратством. Детали пока неизвестны, кроме того, что защита продукции западных производителей будет обсуждаться позднее и только при наличии жалоб от зарубежных правообладателей. Вероятно, речь идёт о так называемом параллельном импорте и его распространении на интеллектуальную собственность.
Несмотря на, казалось бы, господствующее положение пиратских сайтов и определённые технические сложности борьбы с ними, положение вовсе не такое плохое, как кажется. Уже многие годы в обществе идёт дискуссия об этической стороне пиратства и тех сомнительных преимуществах, которые оно даёт потенциальному пользователю. И всё больше и больше людей пробуют, а затем без сомнений выбирают легальные стриминги.
Просмотр кинокартин в отличном качестве, без назойливой рекламы и с удачными подборками похожих картин — это те понятные преимущества, которые предоставляют онлайн-кинотеатры за вполне умеренную плату. Тем более что регулярно устраиваются акции и распродажи, позволяющие приобрести подписку на длительный срок со значительной скидкой. Ну и, ко всему прочему, стоит отметить, что в новом мире попросту выросло несколько поколений, которые изначально привыкли платить за хороший сервис и получать хороший продукт, не желая довольствоваться посредственными копиями.