Софи Тэтчер — новая принцесса готики: портрет актрисы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Getty Images

Журналисты называют 24-летнюю Софи Тэтчер вороной или чёрной кошкой за её готическую ауру, пронзающую атмосферу любого фильма трепетом и ощущением скрытой угрозы. За последние пару лет актриса успела завоевать почётное звание «королевы крика», стать звездой культового сериала, сыграть в паре с Хью Грантом и выпустить свой сольный музыкальный альбом. Рассказываем, чем интересен звёздный путь Софи и что ожидать от актрисы в будущем.

Аутсайдерство и детство в семье мормонов

С раннего детства Софи Тэтчер вместе с сестрой-близняшкой Элли сочиняла маленькие рассказы и готичные пьески. Выступала в школьных спектаклях и пела в церковном хоре под аккомпанемент матери-пианистки. С 11 лет сияла на сцене Чикагского театра и чуть не стала старлеткой Disney. Девчонкой она не раз проходила пробы в диснеевские сериалы, но грянул переходный эмо-период. В плейлисте 13-летней Софи — My Bloody Valentine и Эллиотт Смит. На мониторе компьютера — её личный популярный блог в Tumblr, посвящённый истории шугейза. Софи увлеклась кино, полюбив «28 дней спустя» на волне семейного помешательства зомби-хоррорами, фильмы Джона Кассаветиса за Джину Роулендс и Дэвида Линча за его внимание к аутсайдерам и странным персонажам.

Софи — воплощение крутой и загадочной девчонки из старших классов, которая носит маллет, пишет андеграундную музыку и играет в любительском театре. Но одноклассники называли её «чудачкой». Друзья высмеивали её стремление стать актрисой. Она не вписывалась ни в одну компанию и испытывала чувство вины из-за своего притворства ради социальной адаптации. Это отчасти объясняет её любовь к актёрству. На сцене можно быть кем угодно без угрызений совести, при этом оставаясь собой. Теперь Софи не боится быть странной одиночкой, не спешит заводить друзей в индустрии и не тусуется с актёрами, осознанно избегая внутреннего сравнения и соперничества с другими.

Софи Тэтчер с бойфрендом Остином Андерсоном. Фото: соцсети актрисы
Софи Тэтчер с сестрой Элли. Фото: Getty Images

Софи росла в Чикаго в семье мормонов, религия была важной частью её жизни. «С восьми лет я думала, что путь в рай мне закрыт и я обречена», — делится актриса. Но Софи повезло: родители не навязывали детям свои убеждения и поощряли их любовь к искусству. Они и сами были бунтарями — развелись без оглядки на мормонские правила, когда Софи исполнилось 14. По рассказам актрисы, церковь так и не покорила её сестёр и брата: каждый из Тэтчеров воспитал в себе хулиганистый и нонконформистский характер. Старшая Эмма, вдохновившая Софи стать актрисой и открывшая ей магию фильмов французской «новой волны», стала режиссёркой. Брат Александр, прививший сестрёнке вкус к пост-панку и гранжу, сам увлёкся музыкой. Под влиянием разочарованных в вере сиблингов и развода родителей близняшки Софи и Элли окончательно утратили связь с религией. Элли занялась живописью, а актёрство Софи вытеснило другие сферы жизни: в 14 лет в её графике уже было восемь спектаклей в неделю.

Первые экранные роли

В 16 лет Софи начала осваивать малые экраны. По словам актрисы, сериалы и кино, в отличие от театра, предлагают более иммерсивный опыт. Поначалу Тэтчер играла эпизодические роли в процедуралах «Полиция Чикаго», «Медики Чикаго» и хоррор-сериале «Изгоняющий дьявола». А затем добралась и до нескольких главных партий подряд.

Героини Софи такие же, как она, — аутсайдерки, травмированные отношениями с родителями или социумом.

Кадр из фильма «Перспектива», South by Southwest

Разве что их инаковость и одиночество часто гипертрофированы: её персонажи постоянно теряются в лесах, домах маньяков или на чужих планетах. Первую большую роль Тэтчер исполнила в научно-фантастической драме «Перспектива»: тинейджерка Си застревает на далёкой планете, её отец убит, шаттл разрушен, и девушка вынужденно объединиться с подозрительным контрабандистом Эзрой (Педро Паскаль). 18-летняя Тэтчер и Паскаль смотрятся на экране на равных, органично вживаясь в образы и плавно выстраивая духовную связь на основе совместной потерянности в космосе.

По сюжету мини-сериала «Под уличными фонарями» в маленьком американском городке убивают главную красавицу школы, её бунтарка-сестра Бэкки (Тэтчер) пытается смириться с утратой, переживая первую любовь, школьную жестокость, родительское безразличие и замыкаясь в четырёх стенах комнаты. Удивительно, но незаметный сериал озаряет именно Тэтчер — её героиня пронзает блёклый мир теплотой, нежностью и очарованием, но в финале трагически угасает, исчезая в логове маньяка. Затем молодая актриса закрепляется во франшизе Star Wars, сыграв в сериале «Книга Бобы Фетта» дерзкую предводительницу банды подростков-разбойников с планеты Татуин.

«Шершни»

Кадр из сериала «Шершни», Showtime

Истинная популярность к Софи приходит после роли Натали Скаторччио — девчонки из школьной команды по футболу из леденящего сериала «Шершни». Загадки в духе «Остаться в живых», раскалённые подростковые эмоции и нарушение табу становятся почвой для разрастания тревожной coming-of-age драмы, вместе с тем — истоком детективного течения запутанной истории о секретах взрослых. Действие разворачивается параллельно: в 1996 году, когда самолёт с женской командой по футболу вылетает из Нью-Джерси и терпит крушение в канадских лесах, — и 25 лет спустя, когда выживших настигают травматичное прошлое и забытые в чащах кровавые тайны.

Натали растёт в абьюзивной семье, поэтому и становится оторвой, невольно возвышающейся над обыкновенностью остальных девчонок. Горький жизненный опыт и навыки выживания помогают Натали выжить в мареве безжалостности и зверства, учинённых подростками в лесах, и стать предводительницей одичалых девчонок. Но, повзрослев, Натали — её зрелую версию играет Джульетт Льюис, кумир Тэтчер — глушит воспоминания, тревогу и травмы наркотиками и заново переживает трагические события минувших лет.

Софи уговорила шоураннеров, чтобы её героиня носила маллет, как Джульетт Льюис в «Прирождённых убийцах». Для установления симбиотической связи молодой и зрелой версий героини Тэтчер и Льюис создали совместный «плейлист Натали».

Кадр из сериала «Шершни», Showtime

Софи предложила включить песни The Slits, The Raincoats и андеграундной калифорнийской пост-панк-группы Suburban Lawns — как оказалось, Льюис в 1990-х была их ярой фанаткой. Этот незначительный факт сдружил актрис и помог им совместно выстроить трагическую линию Натали, стоически сдерживающей свой гнев глубоко внутри, позволяя подавленным вине и ярости царапать её душу.

В «Шершнях» Софи, по сути, играла себя. «Натали — усиленная версия меня, я была такой же в старшей школе», — делится актриса, дополнительно указывая на точность сериала в репрезентации жестоких и сложных отношений молодых девушек. Эта роль, по признанию Тэтчер, помогла ей повзрослеть: «Как только я начала принимать свою непохожесть, я стала увереннее. В 18 лет я вдруг поняла, что могу играться со своей странностью, не преуменьшая её».

Личные хорроры

Getty Images для Vulture

После неожиданного успеха «Шершней» Софи почувствовала себя заложницей типажа панка и бунтарки. Ей хотелось по-настоящему вжиться в чужую шкуру. «Сейчас я нахожусь в специфической точке карьеры, когда все знают меня по “Шершням”… или по маллету», — говорит актриса. Несмотря на большую привязанность и любовь к героине, нечто в Натали зловеще «преследует» Тэтчер, мешая работе над другими проектами. «Я чувствую, что Натали всё ещё внутри. Замечаю, как даже во время интервью я ненамеренно в неё превращаюсь. Её возвращение меня пугает».

Кадр из фильма «Еретик», A24

Однако первый сезон сериала помог Тэтчер проявить свой талант, скрытую в её мягкой внешности ярость. Хоррормейкеры обожают подобные драматические контрасты во внешности, поэтому Тэтчер сразу получила несколько рабочих предложений. Сыграла в фильме Тая Уэста «Максин ХХХ», а годом ранее сыграла тинейджерку Сэйди Харпер в жутком хорроре «Бугимен», снятом по мотивам рассказа Стивена Кинга. Здесь сверхъестественное переплетается с переживанием утраты. В монстре воплощаются горе и сложная семейная динамика, а героиня Тэтчер пытается найти равновесие между здравым смыслом и паранормальным безумием и почти в одиночку спасает свою семью. Тэтчер прекрасно раскрывается в хоррорах, сочетая в своих персонажах уязвимость, юношескую наивность и скрытую силу. Актрису всегда будоражил жанр ужасов, его артистичность и умение погружать в разные уровни реальности. Вместе с тем Софи с детства тяготеет к терапевтическим мрачным повествованиям и травмированным героиням. «Я хочу рассказывать истории, которые делают людей менее одинокими. Фильмы очень помогали мне на протяжении детства, и я хочу помогать», — это стало своего рода миссией актрисы.

В 2024 году Тэтчер вырывается из привычных ей образов. По сюжету «Еретика» Скотта Бека и Брайана Вудса мормонские миссионерки, сестра Барнс (Тэтчер) и сестра Пакстон (Хлоя Ист), оказываются в ловушке садиста-теолога (Хью Грант), который испытывает веру девушек на прочность. Тэтчер изначально пробовалась на роль наивной сестры Пакстон, но после прослушивания режиссёры предложили ей сыграть более проницательную и тревожную сестру Барнс. Нетипичная для актрисы роль стала прорывом и духовным испытанием. Фильм заставил Тэтчер углубиться в прошлое, представить, как сложилась бы жизнь, не утрать она связь с мормонскими корнями. Актриса в первую очередь пыталась соединиться с физическим ощущением героини, её напряжением и телесной сдержанностью. Добиться результата помогли тугой воротник водолазки, сковывающий дыхание, и внутренний диалог с Богом, который Тэтчер вела за камерой. Работа Тэтчер в фильме поразительна. По признанию актрисы, режиссёры использовали самые спокойные дубли без криков и слёз, а Софи старалась играть вопреки «инстинкту плача», тем самым создав парадоксально сильный и жертвенный женский образ.

Кадр из фильма «Максин ХХХ», A24

Кадр из фильма «Еретик», A24
Кадр из фильма «Максин ХХХ», A24

Добиться взвинченной интонации Тэтчер было непросто, потому что религия — отправная точка её тревоги, а фильм, по сути, — возвращение в неуютное состояние. Но больше всего актриса боялась задеть родителей. К счастью, фильм не обидел родственников, скорее, натолкнул на размышления. После просмотра мама Софи спросила у дочери: «Теперь мне страшно обращаться к Господу, но я не должна бояться, правда?»

Все образы Тэтчер так или иначе связаны с её бэкграундом. Даже, казалось бы, совершенно не похожая на неё Айрис — секс-робот из «Компаньона» Дрю Хэнкока — частично отражает её путь раскрепощения и обретения внутреннего стержня. По сюжету девушка-андроид, узнав о своей искусственной природе, перестаёт подстраиваться под чужие ожидания, обретает самосознание и начинает обороняться от контролирующего парня (Джек Куэйд). При разработке фильма Тэтчер взяла на себя работу над образом. Актриса вдохновлялась ретроэстетикой, создавая «степфордскую жену» нового поколения, и экспериментировала с движениями, чтобы через тело подчеркнуть инаковость Айрис.

Музыка и планы на будущее

Помимо съёмок в кино, Софи Тэтчер сочиняет песни, музыка — её «первая любовь». В 2023-м она снялась в клипе американской рок-группы Pavement, а в 2024-м выпустила свой сольный EP-альбом Pivot & Scrape, замиксовав шугейз и арт-поп в гипнотических композициях. Её лирика — почти дневниковые записи с перекличкой истязающих мыслей о чувстве вины, воспоминаний о снах, кошмарах, личном опыте и близких людях.

Обложка Knockin' on Heaven's Door. Фото: Apple Music

Чарующий голос Тэтчер поклонники лестно сравнивают с её любимой Элизабет Фрейзер — солисткой Cocteau Twins. Вокал Софи можно услышать в «Еретике» и «Компаньоне», для актрисы очень важно заниматься саундтреком фильмов, в которых она снимается. И важно создавать сложные образы, добираться до эмоциональных пиков. Тэтчер дала себе установку не гнаться за славой и большими гонорарами, а играть в независимых фильмах, добиваться искренности. Но после насыщенного 2024 года актриса не спешит с выбором новых проектов, зато публично заявляет о готовности поработать с сильными инди-режиссёрами. Например, с Шоном Бэйкером или Келли Райхардт.

Обложка Pivot & Scrape — EP. Фото: Apple Music

«Даже не спрашивайте меня про “Анору”. Это буквально то, ради чего я занимаюсь своим делом», — делится актриса.

Нет сомнений, что Тэтчер ждёт большое будущее, неожиданные амплуа, сценарии и жанры. А пока она — прекрасная принцесса современной готики и предводительница аутсайдеров, играющая от чистого сердца и дарящая утешение, если не своими фильмами, то музыкой и наоборот.