Шайа ЛаБаф: отвратительный и великолепный

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

12 октября российский зритель сможет увидеть новый фильм визионера Абеля Феррары — «Молодого Папу» о жизни католического священника Пио из Пьетрельчины, причисленного к лику святых. Главную роль в этом фильме исполнил Шайа ЛаБаф — импозантный голливудский трикстер, знаменитый не только по запоминающимся ролям, но и не менее запоминающимся (и неадекватным) перформансам. О нём и о его бешеной карьере — наш новый материал.

Говорят, голливудская звезда Брэд Питт ведёт список актёров, в котором он делит людей на две группы: «с кем я хочу и буду работать в будущем» и «никогда больше, боже упаси». Говорят, что во вторую часть списка попасть гораздо сложнее, чем в первую. И говорят, что рейтинг «нелюбимчиков» долгое время возглавлял Том Круз — партнёр Питта по «Интервью с вампиром» 1994-го. Однако после съёмок военной драмы Дэвида Эйра «Ярость» у главного саентолога всея Голливуда появился конкурент — в списке появилось имя Шайа ЛаБаф (при этом старина Брэд в одном интервью таки не сдержался и назвал ЛаБафа «одним из лучших актёров, которых он когда-либо видел»).


За годы карьеры актёр много кому успел насолить. Слава ЛаБафа измеряется не количеством наградных статуэток и престижных номинаций, а числом приводов в полицию. Рехабы, драки с коллегами, вождение в нетрезвом виде, угрозы, плагиат, ссоры со всеми подряд и всесторонний хэйт — за 37 лет жизни Шайа наломал немало дров, и если он продолжит в том же духе, то его биография вполне может потянуть на угарный байопик уровня «Волка с Уолл-стрит».


Молодая звезда?

Частично ЛаБаф уже успел продемонстрировать зрителям своё трудное детство (местами приукрашивая, местами выдавая пугающие откровения) в фильме «Милый мальчик», для которого написал сценарий и даже исполнил роль собственного тирана-отца — ветерана Вьетнама, циркача и героинщика.

Кадр из фильма «Милый мальчик», Amazon MGM Studios

Маленький Шайа родился в 1986 году и рос в семье креативных бедняков, которых он сам называл настоящими «лос-анджелесскими хиппи». Отец — цирковой артист, в определённый момент впавший сначала в алкогольную, а после и в наркотическую зависимость. Мать — танцовщица, художница, визажистка и ювелир-любитель, в определённый момент уставшая от своего мужа, который много пил, рукоприкладствовал, а однажды по пьяни приставил к голове собственного сына пистолет. Развод родителей, папа в кружке анонимных алкоголиков и мать на вечном взводе, а также незавидная участь «белой вороны» — ЛаБаф был единственным белым ребёнком в латинском квартале — не могли не повлиять на образ мыслей мальчика.

От действительности Шайа скрывался, сочиняя и записывая на бумагу шутки. В достаточной мере талантливо, чтобы понравиться посетителям стендап-шоу в местном клубе, на которое 10-летнего парня подписала мать. Шайа нравился публике благодаря сочетанию несочетаемого: миловидного личика и сального юмора, будто бы изрыгаемого 50-летним пропойцей.

Малолетний актёр, осознавший, что одним стендапом свою сумасшедшую семейку он не прокормит, нашёл себе агента и с его помощью начал светиться на вторых ролях в различных телешоу. Уже в начале 2000-х ЛаБаф попал в каст диснеевского ситкома «Зажигай со Стивенсами», а в 2003-м снялся в семейной ленте «Клад», тоже под кураторством Disney и в компании известных актёров — Сигурни Уивер, Джона Войта и Патриши Аркетт.

Безумец и позёр?

После сотрудничества с «Мышиной корпорацией» юный Шайа ЛаБаф оказался у всех на слуху. Его позвали исполнить небольшие, но запоминающиеся роли в научной фантастике «Я, робот» с Уиллом Смитом и в культовой истории о современном экзорцисте «Константин: Повелитель тьмы» с Киану Ривзом. ЛаБаф играет молодого голодранца из Квинса в «Как узнать своих святых» и гольфиста-самоучку в «Триумфе», а после становится известным на весь мир благодаря Майклу Бэю: Шайа исполнил главную роль в первых «Трансформерах» в 2007-м и в том же году запомнился зрителям по вдохновлённому творчеством Альфреда Хичкока триллеру «Паранойя». После череды удач и всеобщего признания о нём заговорили как о восходящей молодой звезде, а Стивен Спилберг, сниматься у которого ЛаБаф мечтал с самого старта карьеры, называл юношу не иначе как «новым Томом Хэнксом».

Кадр из фильма «Я, робот», Twentieth Century Fox

Собственно, когда Спилберг работал над четвёртым фильмом о похождениях Индианы Джонса, ЛаБафа пригласили исполнить роль сына знаменитого археолога. Однако сам Шайа в этом опыте разочаровался, посчитав, что «старый добрый Спилберг» своё уже отснимал, и начал скатываться по наклонной. К тому моменту в его послужном списке уже значились такие проступки, как нарушение общественного порядка, покушение на убийство соседа, чья машина загораживала проезд в гараж ЛаБафа, а также ДТП и лишение водительских прав.

ЛаБаф, чьё имя всё чаще появляется в таблоидах, продолжает сниматься, однако общественность уже воспринимает его больше как фрика, нежели как даровитого лицедея. Хотя глупо отрицать, что Шайа в свою работу вкладывается по полной и не жалеет себя, дабы выдать мощную игру. Как и ряд особо погружённых в ремесло голливудских артистов, ЛаБаф является большим поклонником «Метода» — актёрской системы «по Станиславскому», когда исполнитель роли старается не выходить из образа даже вне съёмочной площадки. Так, во время работы над «Опасной иллюзией», повествующей о наркотрипе по Восточной Европе, ЛаБаф не стеснялся появляться на площадке под «веществами», а участвуя в криминальной драме о бутлегерах 1920-х «Самый пьяный округ в мире», актёр на постоянной основе поил себя самым дешёвым и мерзким самогоном, какой только мог отыскать. Где-то на фоне СМИ не переставали сообщать о том, что актёр опять подрался с кем-то в баре или наехал на кого-то, будучи в состоянии полного невменоза.

Акционист?

Смещение акцентов с актёрства на акционизм в карьере ЛаБафа началось в 2012-м, когда в ходе очередного скандала его обвинили в плагиате. Он срежиссировал собственный короткий метр под названием Howard Cantour.Com, в котором зрители мгновенно углядели практически полное копирование диалогов из графического романа Дэниэла Клоуза «Джастин М. Дамиано».

Извинения от «вора» поступили своеобразные: Шайа скопипастил текст искупительной речи с сервиса Yahoo! Answers (что-то типа наших «Ответов Mail.ru»), а позже заказал самолёт, который пролетел над Лос-Анджелесом, протянув в небе надпись «Прости меня, Дэниэл Клоуз». В какой-то момент в «Твиттере» актёра появилось признание «Я облажался», а через пару дней там же высветилось судьбоносное послание «Я БОЛЬШЕ НЕ ЗНАМЕНИТОСТЬ» — аккаунт ЛаБафа постил написанное капсом «I AM NOT FAMOUS ANYMORE» 20 дней кряду.

Шайя Лабаф в образе «I AM NOT FAMOUS ANYMORE» на красной дорожке, Gettyi Images

В следующий раз публика услышала эту реплику на Берлинском кинофестивале в 2014-м, а точнее, увидела её на бумажном пакете, который Шайа натянул на голову перед выходом на красную ковровую дорожку. На смотре актёр оказался не просто так: там состоялась премьера эротической (на грани с порнографией) драмы «Нимфоманка» Ларса фон Триера, в которой ЛаБаф исполнил одну из ролей. Кстати говоря, вместо привычной записи на кастинг лицедей просто отправил датскому режиссёру-провокатору парочку дикпиков вместе со своими «домашними видео» пикантного содержания. И пару слов в продолжение разговора о «Методе»: в том же году Дэвид Эйр выпустил «Ярость» — фильм об экипаже американского танка в последние месяцы Второй мировой с участием ЛаБафа. Он настолько вжился в роль уставшего от войны инженера-наводчика, что ради «аутентичности» не мылся несколько месяцев, самостоятельно вырвал себе зуб и порезал лицо бритвой ради симпатичного шрама.

Но мы возвращаемся к нашей «незнаменитости». Полюбившийся журналистам бумажный пакет заполонил новостные ленты, и именно в нём ЛаБаф просидел в художественной галерее пять дней в рамках акции «Я извиняюсь». В ходе этого перформанса кто угодно мог подойти к актёру и абсолютно что угодно с ним сделать, хоть ударить, хоть плюнуть в лицо, хоть… заняться с ним сексом. В символическую дату — День всех влюблённых, 14 февраля 2014 года — это и сделала одна из случайных посетительниц галереи.

К слову, концептами этой и последующих акций ЛаБафа занимались современные художники Настя Ронкко и Люк Тёрнер, чьи идеи надолго обеспечат актёру звание одного из самых отбитых артистов в Голливуде. Все помнят, как в ноябре 2015-го он 72 часа практически без перерыва смотрел все свои фильмы от последнего к первому в арендованном кинозале, куда могли попасть все желающие. Или то, как он записал интервью изданию Dazed, в ходе которого целый час просто молча смотрел на приехавшую к нему журналистку (хотя позже на портале вышел текст уже полноценной беседы, которая случилась сразу после игры в молчанку). Или как воевал с юзерами 4chan во время кампании против избрания Дональда Трампа президентом США. Как набил себе огромное тату для роли члена наркокартеля в фильме Дэвида Эйра «Выбивая долги». И, конечно же, как ЛаБаф, разыгрывая монологи, написанные студентами в рамках акции #INTRODUCTIONS, на фоне хромакея изрёк знаменитую речь про JUST DO IT, на чём и завершилась его трансформация из человека в мем.

Кадр из фильма «Выбивая долги», Cross Creek Pictures

Между делом не забываем о таких безобидных по меркам Шайи вещах, как обвинения в абьюзивных отношениях, драки, оскорбления прохожих и несколько менее крышесносных перформансов. Такие, как прожить месяц в хижине где-то в Лапландии или 24 часа без остановок кататься на лифте, общаяясь со случайными людьми.

Гений?

Для ЛаБафа 2010-е стали периодом сумасшедшего веселья и странных поступков. Однако он не забросил актёрство тогда и не забрасывает его сейчас. Просто вместо работы с большими голливудскими постановщиками он переключился на кино не столь массовое, но всё равно цепляющее и достойное. Нам надолго запомнятся его роли из душевного роуд-муви «Арахисовый сокол» и драмы о потере ребёнка «Фрагменты женщины» в дуэте с Ванессой Кирби. Да и тот факт, что сам Абель Феррара доверил ему роль чуткого священника (вполне себе реального, так ещё и канонизированного) в «Молодом Папе», а легендарный Фрэнсис Форд Коппола позвал играть в сатирическом и масштабном (и ещё не вышедшем) «Мегалополисе», — говорит о многом.

Кадр из фильма «Арахисовый сокол», Roadside Attractions

Нельзя сказать, что Шайа ЛаБаф — поехавший фрик. Как и нельзя назвать его бездарным актёром, хайпующим на одних только скандалах. Его вина перед публикой заключается лишь в том, что из-за своих выходок он появляется на экране реже, чем мог бы, и пиар-стратегию строит исключительно на шокировании общественности. Он создаёт (и сам в этом же признаётся) образ сумасшедшего гения, крутого и греховного плохого парня, пытаясь косить под Марлона Брандо, Роберта Дауни — младшего, Шона Пенна и Гари Олдмана — людей тяжёлой судьбы, повидавших и ощутивших на себе немало пороков. И все перечисленные здесь проблемы с законом, с головой и с актёрским ремеслом кажутся одним большим проектом имени ЛаБафа, которым он хочет обеспечить себе медийное бессмертие. Ведь все мы знаем, что гений и безумие — две крайности одной сущности, а самое удивительное шоу на свете — это сама жизнь, со всеми её прелестями и нечистотами.

Читайте также
Демоны внутри: история феноменального успеха «Изгоняющего дьявола»
Влияние и переосмысление демонического наследия.
Дени Вильнёв: долгая дорога к «Дюне»
Говорящие рыбы, пустыни и мрачные тени.
My name is Potter, Harry Potter: за что мы любим фильмы о мальчике, который выжил?
Франшиза, взрослеющая вместе со зрителем.
Полёты во сне и наяву: как пытались экранизировать «Песочного человека» Нила Геймана
Изнурительная одиссея на пути к идеальной адаптации.
Больше, чем просто красив: век Тимоти Шаламе
Творческий путь нового секс-символа Голливуда.
Почему Стивен Кинг — самый экранизируемый автор в мире?
Мультивселенная Короля ужасов.
Также рекомендуем
Самые яркие картины смотра, которые доберутся до российского кинопроката.
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями реб...
Как создавался «Город золотой», балансирующий между триумфом и провалом.
«Сын маминой подруги», что годится тебе в отцы.
Самые яркие картины смотра, которые доберутся до российского кинопроката.
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями реб...
Как создавался «Город золотой», балансирующий между триумфом и провалом.
«Сын маминой подруги», что годится тебе в отцы.

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00