Шайа ЛаБаф: отвратительный и великолепный

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

12 октября российский зритель сможет увидеть новый фильм визионера Абеля Феррары — «Молодого Папу» о жизни католического священника Пио из Пьетрельчины, причисленного к лику святых. Главную роль в этом фильме исполнил Шайа ЛаБаф — импозантный голливудский трикстер, знаменитый не только по запоминающимся ролям, но и не менее запоминающимся (и неадекватным) перформансам. О нём и о его бешеной карьере — наш новый материал.

Говорят, голливудская звезда Брэд Питт ведёт список актёров, в котором он делит людей на две группы: «с кем я хочу и буду работать в будущем» и «никогда больше, боже упаси». Говорят, что во вторую часть списка попасть гораздо сложнее, чем в первую. И говорят, что рейтинг «нелюбимчиков» долгое время возглавлял Том Круз — партнёр Питта по «Интервью с вампиром» 1994-го. Однако после съёмок военной драмы Дэвида Эйра «Ярость» у главного саентолога всея Голливуда появился конкурент — в списке появилось имя Шайа ЛаБаф (при этом старина Брэд в одном интервью таки не сдержался и назвал ЛаБафа «одним из лучших актёров, которых он когда-либо видел»).


За годы карьеры актёр много кому успел насолить. Слава ЛаБафа измеряется не количеством наградных статуэток и престижных номинаций, а числом приводов в полицию. Рехабы, драки с коллегами, вождение в нетрезвом виде, угрозы, плагиат, ссоры со всеми подряд и всесторонний хэйт — за 37 лет жизни Шайа наломал немало дров, и если он продолжит в том же духе, то его биография вполне может потянуть на угарный байопик уровня «Волка с Уолл-стрит».


Молодая звезда?

Частично ЛаБаф уже успел продемонстрировать зрителям своё трудное детство (местами приукрашивая, местами выдавая пугающие откровения) в фильме «Милый мальчик», для которого написал сценарий и даже исполнил роль собственного тирана-отца — ветерана Вьетнама, циркача и героинщика.

Кадр из фильма «Милый мальчик», Amazon MGM Studios

Маленький Шайа родился в 1986 году и рос в семье креативных бедняков, которых он сам называл настоящими «лос-анджелесскими хиппи». Отец — цирковой артист, в определённый момент впавший сначала в алкогольную, а после и в наркотическую зависимость. Мать — танцовщица, художница, визажистка и ювелир-любитель, в определённый момент уставшая от своего мужа, который много пил, рукоприкладствовал, а однажды по пьяни приставил к голове собственного сына пистолет. Развод родителей, папа в кружке анонимных алкоголиков и мать на вечном взводе, а также незавидная участь «белой вороны» — ЛаБаф был единственным белым ребёнком в латинском квартале — не могли не повлиять на образ мыслей мальчика.

От действительности Шайа скрывался, сочиняя и записывая на бумагу шутки. В достаточной мере талантливо, чтобы понравиться посетителям стендап-шоу в местном клубе, на которое 10-летнего парня подписала мать. Шайа нравился публике благодаря сочетанию несочетаемого: миловидного личика и сального юмора, будто бы изрыгаемого 50-летним пропойцей.

Малолетний актёр, осознавший, что одним стендапом свою сумасшедшую семейку он не прокормит, нашёл себе агента и с его помощью начал светиться на вторых ролях в различных телешоу. Уже в начале 2000-х ЛаБаф попал в каст диснеевского ситкома «Зажигай со Стивенсами», а в 2003-м снялся в семейной ленте «Клад», тоже под кураторством Disney и в компании известных актёров — Сигурни Уивер, Джона Войта и Патриши Аркетт.

Безумец и позёр?

После сотрудничества с «Мышиной корпорацией» юный Шайа ЛаБаф оказался у всех на слуху. Его позвали исполнить небольшие, но запоминающиеся роли в научной фантастике «Я, робот» с Уиллом Смитом и в культовой истории о современном экзорцисте «Константин: Повелитель тьмы» с Киану Ривзом. ЛаБаф играет молодого голодранца из Квинса в «Как узнать своих святых» и гольфиста-самоучку в «Триумфе», а после становится известным на весь мир благодаря Майклу Бэю: Шайа исполнил главную роль в первых «Трансформерах» в 2007-м и в том же году запомнился зрителям по вдохновлённому творчеством Альфреда Хичкока триллеру «Паранойя». После череды удач и всеобщего признания о нём заговорили как о восходящей молодой звезде, а Стивен Спилберг, сниматься у которого ЛаБаф мечтал с самого старта карьеры, называл юношу не иначе как «новым Томом Хэнксом».

Кадр из фильма «Я, робот», Twentieth Century Fox

Собственно, когда Спилберг работал над четвёртым фильмом о похождениях Индианы Джонса, ЛаБафа пригласили исполнить роль сына знаменитого археолога. Однако сам Шайа в этом опыте разочаровался, посчитав, что «старый добрый Спилберг» своё уже отснимал, и начал скатываться по наклонной. К тому моменту в его послужном списке уже значились такие проступки, как нарушение общественного порядка, покушение на убийство соседа, чья машина загораживала проезд в гараж ЛаБафа, а также ДТП и лишение водительских прав.

ЛаБаф, чьё имя всё чаще появляется в таблоидах, продолжает сниматься, однако общественность уже воспринимает его больше как фрика, нежели как даровитого лицедея. Хотя глупо отрицать, что Шайа в свою работу вкладывается по полной и не жалеет себя, дабы выдать мощную игру. Как и ряд особо погружённых в ремесло голливудских артистов, ЛаБаф является большим поклонником «Метода» — актёрской системы «по Станиславскому», когда исполнитель роли старается не выходить из образа даже вне съёмочной площадки. Так, во время работы над «Опасной иллюзией», повествующей о наркотрипе по Восточной Европе, ЛаБаф не стеснялся появляться на площадке под «веществами», а участвуя в криминальной драме о бутлегерах 1920-х «Самый пьяный округ в мире», актёр на постоянной основе поил себя самым дешёвым и мерзким самогоном, какой только мог отыскать. Где-то на фоне СМИ не переставали сообщать о том, что актёр опять подрался с кем-то в баре или наехал на кого-то, будучи в состоянии полного невменоза.

Акционист?

Смещение акцентов с актёрства на акционизм в карьере ЛаБафа началось в 2012-м, когда в ходе очередного скандала его обвинили в плагиате. Он срежиссировал собственный короткий метр под названием Howard Cantour.Com, в котором зрители мгновенно углядели практически полное копирование диалогов из графического романа Дэниэла Клоуза «Джастин М. Дамиано».

Извинения от «вора» поступили своеобразные: Шайа скопипастил текст искупительной речи с сервиса Yahoo! Answers (что-то типа наших «Ответов Mail.ru»), а позже заказал самолёт, который пролетел над Лос-Анджелесом, протянув в небе надпись «Прости меня, Дэниэл Клоуз». В какой-то момент в «Твиттере» актёра появилось признание «Я облажался», а через пару дней там же высветилось судьбоносное послание «Я БОЛЬШЕ НЕ ЗНАМЕНИТОСТЬ» — аккаунт ЛаБафа постил написанное капсом «I AM NOT FAMOUS ANYMORE» 20 дней кряду.

Шайя Лабаф в образе «I AM NOT FAMOUS ANYMORE» на красной дорожке, Gettyi Images

В следующий раз публика услышала эту реплику на Берлинском кинофестивале в 2014-м, а точнее, увидела её на бумажном пакете, который Шайа натянул на голову перед выходом на красную ковровую дорожку. На смотре актёр оказался не просто так: там состоялась премьера эротической (на грани с порнографией) драмы «Нимфоманка» Ларса фон Триера, в которой ЛаБаф исполнил одну из ролей. Кстати говоря, вместо привычной записи на кастинг лицедей просто отправил датскому режиссёру-провокатору парочку дикпиков вместе со своими «домашними видео» пикантного содержания. И пару слов в продолжение разговора о «Методе»: в том же году Дэвид Эйр выпустил «Ярость» — фильм об экипаже американского танка в последние месяцы Второй мировой с участием ЛаБафа. Он настолько вжился в роль уставшего от войны инженера-наводчика, что ради «аутентичности» не мылся несколько месяцев, самостоятельно вырвал себе зуб и порезал лицо бритвой ради симпатичного шрама.

Но мы возвращаемся к нашей «незнаменитости». Полюбившийся журналистам бумажный пакет заполонил новостные ленты, и именно в нём ЛаБаф просидел в художественной галерее пять дней в рамках акции «Я извиняюсь». В ходе этого перформанса кто угодно мог подойти к актёру и абсолютно что угодно с ним сделать, хоть ударить, хоть плюнуть в лицо, хоть… заняться с ним сексом. В символическую дату — День всех влюблённых, 14 февраля 2014 года — это и сделала одна из случайных посетительниц галереи.

К слову, концептами этой и последующих акций ЛаБафа занимались современные художники Настя Ронкко и Люк Тёрнер, чьи идеи надолго обеспечат актёру звание одного из самых отбитых артистов в Голливуде. Все помнят, как в ноябре 2015-го он 72 часа практически без перерыва смотрел все свои фильмы от последнего к первому в арендованном кинозале, куда могли попасть все желающие. Или то, как он записал интервью изданию Dazed, в ходе которого целый час просто молча смотрел на приехавшую к нему журналистку (хотя позже на портале вышел текст уже полноценной беседы, которая случилась сразу после игры в молчанку). Или как воевал с юзерами 4chan во время кампании против избрания Дональда Трампа президентом США. Как набил себе огромное тату для роли члена наркокартеля в фильме Дэвида Эйра «Выбивая долги». И, конечно же, как ЛаБаф, разыгрывая монологи, написанные студентами в рамках акции #INTRODUCTIONS, на фоне хромакея изрёк знаменитую речь про JUST DO IT, на чём и завершилась его трансформация из человека в мем.

Кадр из фильма «Выбивая долги», Cross Creek Pictures

Между делом не забываем о таких безобидных по меркам Шайи вещах, как обвинения в абьюзивных отношениях, драки, оскорбления прохожих и несколько менее крышесносных перформансов. Такие, как прожить месяц в хижине где-то в Лапландии или 24 часа без остановок кататься на лифте, общаяясь со случайными людьми.

Гений?

Для ЛаБафа 2010-е стали периодом сумасшедшего веселья и странных поступков. Однако он не забросил актёрство тогда и не забрасывает его сейчас. Просто вместо работы с большими голливудскими постановщиками он переключился на кино не столь массовое, но всё равно цепляющее и достойное. Нам надолго запомнятся его роли из душевного роуд-муви «Арахисовый сокол» и драмы о потере ребёнка «Фрагменты женщины» в дуэте с Ванессой Кирби. Да и тот факт, что сам Абель Феррара доверил ему роль чуткого священника (вполне себе реального, так ещё и канонизированного) в «Молодом Папе», а легендарный Фрэнсис Форд Коппола позвал играть в сатирическом и масштабном (и ещё не вышедшем) «Мегалополисе», — говорит о многом.

Кадр из фильма «Арахисовый сокол», Roadside Attractions

Нельзя сказать, что Шайа ЛаБаф — поехавший фрик. Как и нельзя назвать его бездарным актёром, хайпующим на одних только скандалах. Его вина перед публикой заключается лишь в том, что из-за своих выходок он появляется на экране реже, чем мог бы, и пиар-стратегию строит исключительно на шокировании общественности. Он создаёт (и сам в этом же признаётся) образ сумасшедшего гения, крутого и греховного плохого парня, пытаясь косить под Марлона Брандо, Роберта Дауни — младшего, Шона Пенна и Гари Олдмана — людей тяжёлой судьбы, повидавших и ощутивших на себе немало пороков. И все перечисленные здесь проблемы с законом, с головой и с актёрским ремеслом кажутся одним большим проектом имени ЛаБафа, которым он хочет обеспечить себе медийное бессмертие. Ведь все мы знаем, что гений и безумие — две крайности одной сущности, а самое удивительное шоу на свете — это сама жизнь, со всеми её прелестями и нечистотами.

Читайте также
Демоны внутри: история феноменального успеха «Изгоняющего дьявола»
Влияние и переосмысление демонического наследия.
Дени Вильнёв: долгая дорога к «Дюне»
Говорящие рыбы, пустыни и мрачные тени.
My name is Potter, Harry Potter: за что мы любим фильмы о мальчике, который выжил?
Франшиза, взрослеющая вместе со зрителем.
Полёты во сне и наяву: как пытались экранизировать «Песочного человека» Нила Геймана
Изнурительная одиссея на пути к идеальной адаптации.
Больше, чем просто красив: век Тимоти Шаламе
Творческий путь нового секс-символа Голливуда.
Почему Стивен Кинг — самый экранизируемый автор в мире?
Мультивселенная Короля ужасов.
Также рекомендуем
«Сын маминой подруги», что годится тебе в отцы.
Как создавался «Город золотой», балансирующий между триумфом и провалом.
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями реб...
«Сын маминой подруги», что годится тебе в отцы.
Как создавался «Город золотой», балансирующий между триумфом и провалом.
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями реб...

Последние новости

О группе «Звери» снимут полнометражный фильм
«Всё, что тебя касается» расскажет историю музыкантов.
Джек Кеси на новом промо фильма «Хеллбой»
Перезагрузка популярного комикса выйдет на больших экранах 19 сентября.
Netflix хочет выкупить «Горизонты» Кевина Костнера
Вторая часть была снята с проката на неопределённый срок.
Боб Оденкёрк мог сыграть в «Офисе»
Но уступил Стиву Кареллу на прослушивании.
00:00