На выходных в Парк-Сити, штат Юта, завершился американский фестиваль независимого кино «Сандэнс», который на протяжении тридцати лет остаётся одним из самых престижных смотров в Северной Америке. Тамара Ходова рассказывает, кто получил главные призы, каким картинам удалось стать настоящими хитами и какие из них доберутся до отечественного проката.
В этом году «Сандэнс» проходил в атмосфере неопределённости. За несколько недель до начала фестиваля Лос-Анджелес, где находится сердце всей американской индустрии, охватили лесные пожары. Тысячи жителей лишились своих домов, в том числе и деятели киноиндустрии, которые по традиции приезжают на небольшой, но престижный горнолыжный курорт в Парк-Сити, чтобы дать начало новому фестивальному сезону в середине января.
Подпортило фестивальное настроение и то, что ещё в прошлом году организаторы «Сандэнса» заявили, что смотру пора переезжать, и объявили конкурс на новый дом для фестиваля. В итоге на звание нового хозяина одного из крупнейших кинособытий мира претендует всё тот же Парк-Сити совместно с соседним Солт-Лейк-Сити, Болдер в штате Колорадо и Цинциннати в Огайо. Если смотр всё-таки примет решение переехать, последний фестиваль в Парк-Сити пройдёт в 2026 году.
На протяжении всего «Сандэнса» по городу гуляли слухи о том, какое решение приняли организаторы. Одни журналисты с уверенностью утверждают, что новый дом «Сандэнса» — Болдер, который по духу и природе больше всего напоминает Парк-Сити, другие — что Цинциннати. Изначально планировалось объявить о решении после окончания мероприятия, но пресс-офис фестиваля по-прежнему молчит, и, кажется, организаторам понадобится ещё какое-то время, чтобы наконец-то определить будущее смотра.
Далеко не все хотят, чтобы «Сандэнс» вообще куда-то переезжал. Парк-Сити — родина фестиваля и одноимённого института, который был основан актёром Робертом Редфордом в 1981 году для поддержки молодых режиссёров. Из небольшого горнолыжного курорта Парк-Сити превратился в город, в котором решается судьба всего независимого американского кино. Здесь начинали свою карьеру Стивен Содерберг, Квентин Тарантино, Кристофер Нолан, Ричард Линклейтер и многие другие, и представить себе фестиваль без снежных пиков Скалистых гор и занесённых снегом улиц очень сложно. На фоне разногласий по поводу переезда многие гости смотра в этом году носили значки: «“Сандэнс” должен остаться в Юте» в знак того, что они не поддерживают перенос фестиваля на другую территорию.
Победители
Однако чего бы ни хотели именитые гости фестиваля, чувствовалось, что «Сандэнс» подустал от Парк-Сити, снизив количество кинотеатров и показов. На улицах города было не так шумно и людно, а во второй половине фестиваля город и вовсе опустел. После того как во время пандемии «Сандэнс» решил ввести «гибридный» формат и показывать фильмы онлайн, многие из гостей начали разъезжаться по домам после первого уикенда и смотреть участников программы, сидя дома на диване. С одной стороны, это сделало фестиваль более доступным, что невероятно важно для организаторов, которые с самых первых дней смотра обращали внимание на инклюзивность. С другой, поддерживать энтузиазм зрителей онлайн не так просто, как на офлайн-премьерах со звёздными гостями и стоячими овациями.
Все вышеперечисленные факторы только усиливают ощущение кризиса фестиваля, который, кажется, не очень понимает, что ему делать дальше. Это ощущается и по самой программе. «Сандэнс», в отличие от европейских смотров, которые любят брать к себе в лайнап уже знакомые имена, наоборот, сделал своей миссией поддержку дебютантов, женщин, режиссёров другого цвета кожи и национальных меньшинств. Так, победителем смотра по решению жюри стала комедийная драма «Атропия» дебютантки Хэйли Гейтс о выдуманном иракском городе в центре Калифорнии, который построили для тренировки американских войск перед их отправкой на войну в Ирак. При этом картину не оценили ни критики, ни зрители. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг фильма падает каждый день и сейчас составляет 32 %. А приз зрительских симпатий получила трагикомедия «Без близнеца» Джеймса Суинни о дружбе, которая перерастает в кошмар. Этот фильм понравился и критикам, и он гораздо более похож на то, что «Сандэнс» обычно включает в свой лайнап.
В последние годы «Сандэнс» показывал работы, которые были сосредоточены на внутреннем мире героев, поиске смысла жизни, взрослении, изучении собственной сексуальности. В большинстве своём это был мамблкор со скромными бюджетами. На этот раз на фестивале преобладают «социально ответственные» фильмы про американскую глубинку и бедный, но честный народ, так сказать, соль земли — «Омаха», «Перестройка» с Джошем О’Коннором, «Рикки». Такие работы преобладали в программе «Сандэнса» в конце восьмидесятых, когда он ещё не знал, какая конкретно у него миссия и что конкретно подразумевается под «независимым кино». Фестиваль определился со своей нишей в начале девяностых и с тех пор шёл строго по курсу. Сейчас же, хотя бы по решениям жюри, кажется, что преобладает политическая повестка, а не сила художественного высказывания.
Так, лучшим международным фильмом стала индийская драма «Кактусовая груша» Рохана Парашурама Канаваде о мужчине, который пытается вырваться из традиционного общества и начать самостоятельную жизнь. Лучшей американской документалкой стал фильм «Семена» о чернокожих фермерах на Юге США, а международной — картина о первой женщине в системе местного самоуправления Ирана. В общем, формально всё соответствует политике «Сандэнса»: женщины, чернокожие, социально неблагополучные слои населения и борьба против диктатуры
Главные хиты
Однако более коммерчески успешными картинами и любимчиками зрителей стали совсем не поучительные, а более развлекательные и жанровые фильмы. Так, одно из самых ярких открытий фестиваля — комедийный боди-хоррор «Вместе» австралийского дебютанта Майкла Шэнкса с Элисон Бри и Дэйвом Франко. Они сыграли пару в кризисе, которую начинает невероятно тянуть друг к другу после посещения странной пещеры. «Вместе» — смелый, весёлый и развлекательный фильм, снятый за небольшой бюджет. Как раз такие больше всего и любят на «Сандэнсе»: за картину разгорелась нешуточная борьба, которую в итоге выиграла студия Neon, уже показавшая в прошлом году, что знает, как обращаться с хоррорами (они, например, выпустили «Собирателя душ» Осгуда Перкинса).
Также стриминговый гигант Netflix купил историческую драму «Сны поездов» с Джоэлом Эджертоном и Фелисити Джонс, ищущими смысл жизни в стремительно развивающейся Америке начала ХХ века. Студия A24 приобрела комедийную драму про абьюз «Прости, детка» дебютантки Евы Виктор, которая также получила приз за лучший сценарий и стала одной из самых запоминающихся картин по версии многих критиков фестиваля.
Не обошлось на «Сандэнсе» и без звёзд: Дженнифер Лопес представила мюзикл «Поцелуй женщины-паука» от режиссёра «Чикаго» Билла Кондона, Кэри Маллиган снялась в симпатичной британской комедии «Баллада острова Уоллис», Джош О’Коннор перевоплотился в ковбоя в драме «Перестройка», а Джон Литгоу и Оливия Колман представили фильм об отцах и детях «Джимпа».
Что покажут в России
Несмотря на то что подавляющее большинство фильмов приезжают на «Сандэнс» без дистрибьютора и далеко не все находят его даже после фестиваля, до российского проката доедут сразу несколько крупных проектов. Одной из самых ожидаемых работ смотра стал комедийный хоррор «Опус», где звезда сериала «Медведь» Айо Эдебири сыграла молодую журналистку, расследующую странный культ вокруг поп-певца в игривом исполнении Джона Малковича. В России картину покажет «Атмосфера кино», начиная с 13 марта.
Также российские зрители смогут посмотреть триллер о скорби The Thing with Feathers (или «Чудо в перьях» — вольная локализация), в котором Бенедикт Камбербэтч сыграл новоиспечённого вдовца, пытающегося смириться с потерей жены и начать новую жизнь. А компания «Про:взгляд» купила права на показ психологического триллера «Ловушка для кролика». По сюжету молодая пара переезжает в британскую глушь, где странный сосед начинает рассказывать им про местные суеверия и обычаи, постепенно подчиняя их себе.
Ещё одним необычным приобретением отечественных прокатчиков стал хоррор «Уродливая сводная сестра» — этакий вольный пересказ «Золушки» о девушке, живущей в королевстве, где красота требует реальных жертв. Ей приходится соревноваться за всеобщее внимание со своей невероятно красивой сводной сестрой.
Студия A24 показала детский фантастический мультфильм «Легенда Очи» о выдуманном острове в Чёрном море, где обитают волшебные существа Очи, похожие на смесь Йоды и гориллы. Уиллем Дефо играет яростного борца с животными, которые якобы похитили его жену, но его дочь начинает дружить с одним из маленьких представителей Очи и сбегает из дома, чтобы вернуть его матери. Фильм выйдет в отечественный прокат 8 мая.