Самые ожидаемые новинки на российских стриминговых платформах сезона 23/24

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Мастер и Маргарита». Марс Медиа/Атмосфера кино

Глобальные изменения, произошедшие в международных отношениях в непростом 2022 году, не могли не сказаться на мировой киноиндустрии в целом и отечественной отрасли в частности. Оставшиеся первоначально практически незаметными для рядового пользователя ограничения, наложенные правообладателями на демонстрацию своего контента на российских онлайн-платформах и в кинотеатрах, тем не менее привели к серьёзным переменам. И если в первый год ограничений платформы и производители контента преимущественно решили не разрывать подписанные контракты и завершить показы планово, то на 2023 год похвастаться продлением договоров может разве что «Амедиатека», выторговавшая себе эксклюзивные права на будущие годы.

А вот руководству остальных онлайн-платформ пришлось немало поломать голову и покреативить, решая нетривиальную задачу: чем же заменить более пятидесяти тысяч часов оригинального видеоконтента, ежегодно производимого и поставляемого западной индустрией?

Ну а куда деваться? Всё же именно Запад на данный момент создаёт более половины всего мирового видеоконтента стриминговых платформ и не менее трети всех картин полного метра. Варианты замен рассматривались самые различные — от откровенного пиратства, когда публикация контента производилась без разрешения правообладателя, до проката лент старых лет и производства своего собственного, уникального материала. Кое-кто из владельцев офлайн-кинотеатров рискнул и пустил в прокат выкупленные в рамках параллельного импорта в третьих странах западные картины. Кто-то предлагал пользователям пересмотреть классику и удачные ленты прошлого. Самые же крупные решили запустить в производство и отснять свой, уникальный контент.

Какая сейчас повестка у онлайн-платформ?

Кадр из сериала «Библиотекарь». more.tv/Wink

И последние как раз не прогадали. Особенно удачно в этом году нашим режиссёрам удались сериалы. Всё-таки стоит отметить, что пусть в полном метре мы и уступаем Голливуду в количестве бестселлеров, но выпуск короткометражных лент и сериалов мы освоили на очень неплохом уровне. Новые или творчески переработанные западные сценарии легли в основу сразу десятка новых многосерийных фильмов, тепло принятых российским зрителем. Известные популярные актёры, высокое качество декораций и компьютерной графики, а также высокое мастерство режиссёров и операторов, научившихся снимать «по-голливудски», то есть с большим количеством смен планов в течение даже одного небольшого диалога или фрагмента. Ну и приличная компьютерная графика. Всё это — составляющие того успеха, которым наши сериалы пользуются у широкого зрителя.

Успехи полного метра оценить пока сложно. С одной стороны, уже много лет картины, подчёркивающие достижения российской науки, спорта и культуры, приветствуются российским Фондом кино. Режиссёры, работающие в этом направлении, могут рассчитывать на значительное государственное финансирование и успешно выпускают по несколько фильмов в год. К тому же такие ленты горячо принимаются зрителем. Полудокументальные картины про космонавтов, спортсменов, медиков и учёных неизменно показывают прекрасные кассовые сборы и отличные отзывы аудитории.

Кадр со съёмок сериала «Последний богатырь. Наследие». Start

С другой стороны — в 2023 году основной запрос государства несколько сместился, и в производстве находится уже более десятка картин, прославляющих подвиги русских воинов самых различных эпох, включая даже выдуманные аниме-сериалы. Режиссёры прорабатывают сценарии и согласовывают сроки, так что их пока только ожидаем.

В целом годовые успехи пока скромные. Несколько фильмов про персонажей русских сказок, которые с удовольствием смотрели как в онлайн-, так и в офлайн-кинотеатрах, но не вызвавшие каких-то невероятных отзывов после безусловного успеха «Чебурашки», сыгравшего на ностальгии наших сограждан. Ну и, конечно же, картины из стран, не присоединившихся к ограничениям, таких как Индия, Корея и Китай, — этакий экзотический колорит, который попробовали, но в связи с весьма скромными результатами решили использовать дозированно.

Как борется за внимание каждая платформа?

Кадр из сериала «Папины дочки. Новые». START/СТС

В связи с тем, что сразу пять крупных стриминговых платформ стали вкладывать значительные средства в производство собственного контента, в России даже сложилась парадоксальная ситуация с нехваткой актёров первого и второго плана — совершенно невозможная ещё в 2021 году. У многих восходящих звёзд гонорары сейчас взлетели пусть не до голливудского уровня, но весьма значительно. В этой связи особо выиграли сервисы, заранее «вырастившие» себе актёров, набранных для съёмок оригинального контента в прежние годы и ставших известными именно благодаря этим картинам. Так, в серию пошли продолжения «Папиных дочек» и сразу несколько сольных картин о героях других популярных в прежние годы сериалов.


Забастовки сценаристов у нас не было и пока не предвидится. На свет извлекаются сценарии, написанные два, пять и даже десять лет назад. Всё, что хоть как-то отвечает современной повестке, шлифуется, переписывается под современные реалии и с небольшим согласованием становится в очередь на съёмку. Стриминговые платформы стараются стремительно нарастить собственную медиатеку оригинальным контентом и идут для этого на немыслимые прежде траты и усилия.


С чем пока не определились игроки отечественного стриминга, так это с жанрами. Пока что они все приблизительно в равных долях заполнены как лёгкими комедиями, так и историческими драмами. Хотя некоторые предпосылки всё же есть. «Кинопоиск» анонсировал сразу несколько полнометражных картин про российских полярников, моряков и военных, работая над востребованными государством и зрителем картинами. «Иви» анонсировал сразу несколько сериалов, которые, по их мнению, вполне способны посоревноваться в известности с западной «Игрой престолов». Start делает ставку на лёгкие домашние сериалы и комедии. Ну что ж, поживём — увидим.

В связи со всем вышеизложенным, весь рынок кинопроката сам собой вдруг разделился на четыре неравные части. В первую вошли российские картины и сериалы. Во вторую — иностранные картины, которые были разрешены к прокату на территории РФ. В третью попали ленты иностранного производства, официально запрещённые к прокату в российских сервисах. И, наконец, в четвёртой оказались ленты, полученные при помощи параллельного импорта.

Какие крупные проекты выделились в 2023 году и стоят внимания?

Постер фильма «Чебурашка». «Централ Партнершип»
Постер фильма «Вызов». «Централ Партнершип»

Среди российских новинок, безусловно, отличился «Чебурашка», спродюсированный и снятый компанией «Централ Партнершип». Это длинное название с претензией на иностранный бренд на самом деле скрывает за собой часть медиахолдинга компании «Газпром». Так что удивляться кассовому успеху, даже при некоторых недоработках и местами не самой удачной анимации самого ушастого хулигана, не стоит. В одну рекламу, по слухам, было вложено порядка 120 миллионов рублей.

Картиной про достижения РФ в космосе, о востребованности которых я писал выше, стала лента «Вызов», созданная Климом Шипенко при поддержке того же «Газпрома». Тоже была крайне тепло принята зрителями и критиками. «По щучьему велению» и «Баба Яга спасает мир» — две ленты по мотивам русских народных сказок, также вошли в десятку российских лидеров офлайн-проката. Из иностранных фильмов, разрешённых к прокату, россияне выделили «Джона Уика 4» и «Операцию “Фортуна”» Гая Ричи.

Кадр из сериала «Кибердеревня». «Кинопоиск»/Плюс Студия

Из новинок сериалов стоит выделить «Короля и Шута», который уже привычно сыграл на ностальгии поколения 30+, новый сезон «Вампиров средней полосы» с прекрасным кастом и юмором, завершающий сезон аниме «Атака титанов», который ринулись смотреть зрители почти всех возрастов, «Ведьмака», по-прежнему беспокоящего нашего зрителя своим неканоническим сюжетом, и «Кибердеревню» — полноформатное продолжение короткометражек с одноимённого YouTube-канала, снятое при поддержке «Кинопоиска». В топе просмотров также висят «Рик и Морти» — молодёжный мультсериал от американских создателей, «Чёрное зеркало» от режиссёров с Туманного Альбиона и российский сериал «Папины дочки. Новые».

Иностранный прокат, возглавляемый картинами «Барби», «Братья Супер Марио в кино» и «Оппенгеймер», а также продолжением франшиз от Marvel, DC, Disney и Paramount, все желающие смогли посмотреть либо в виде «импортозамещённых картин» на рискнувших онлайн-платформах, либо на флибустьерских сайтах. Хочу отдельно отметить, что пиратство, вне зависимости от мировой и политической обстановки, — это незаконное и аморальное действие. Все эти картины с некоторой задержкой публикуются на официальных стриминговых платформах, где их можно посмотреть в отличном качестве и с моральным удовлетворением от того, что поддержали создателя так понравившейся вам киноленты.

Чего ждать в следующем году?

Кадр из фильма «Феррари». «Карропрокат»

Что касается кинопремьер 2024 года, тут всё просто и сложно одновременно. График оных можно без особых сложностей отыскать на «Кинопоиске» и аналогичных сервисах. И если на него взглянуть, можно обратить внимание, что это в основном сиквелы и приквелы различных российских хитов, такие как «Холоп 2» и «Бременские музыканты», а также картины «Лёд 3» и «Мастер и Маргарита». Несмотря на ограничения, не менее половины проката заполнено картинами иностранных киностудий. Среди них Китай, Южная Корея и Великобритания, а также США с перезапуском ленты «Человек-невидимка» и полудокументальным «Феррари».

От будущего года все ожидают чего-то своего. Зрители в нетерпении ждут премьер, отложенных из-за недавно законченной забастовки сценаристов и актёров. В том числе и россияне, уверенные, что смогут рано или поздно посмотреть картины на стриминговых платформах. К тому же есть немало предпосылок к тому, что в будущем году как минимум часть сервисов вернутся в Россию в том или ином виде. Всё же производство кино — это бизнес, а бизнес не любит терпеть убытки.


В данный же момент, РФ — это восьмидесятимиллионная аудитория, всё равно просматривающая контент западного производителя, но не платящая ему, — то есть сплошной убыток. И большинство стриминговых платформ уже вовсю прорабатывают механизмы возвращения на российский рынок или заключение партнёрских договоров с нашими онлайн-площадками для показов их картин.


Постер фильма «Лёд 3». «НМГ Кинопрокат»
Постер фильма «Бременские музыканты». «Централ Партнершип»

Производители же предвкушают определённый кассовый успех наших, отечественных картин. Всё же изменения, случившиеся на российском кинорынке, на сто процентов соответствуют поговорке «Не было бы счастья — да несчастье помогло». При всей трагичности первопричин введённых западными производителями ограничений они в значительной мере расшевелили отечественных производителей оборудования и контента, заставив вкладывать немалые средства в производство своей продукции. А зритель обратил внимание на отечественную продукцию и с приятным удивлением отметил: «А умеют же!»

И мне, как представителю отечественной киноиндустрии, очень радостно, что у нас в работе уже сейчас более сотни сериалов, более трёх десятков полнометражных картин, за которые не будет стыдно перед зрителем, потому что мы действительно научились за прошедшие годы делать хорошо. А что по привычке сделают «как придётся», будем переделывать, потому что теперь наш зритель будет смотреть и более тщательно оценивать все наши картины.

Читайте также
Жан Маре: красавец и чудовище
Проходимец в расшитом камзоле.
Как снимает Терренс Малик — поэт и гуманист, у которого мечтают сняться все голливудские звёзды
«Путешествие времени» и обезоруживающая красота природы.
Эстетичная мясорубка: «гонконгские боевики» Джона Ву
Героическое кровопролитие, слоу-мо и современные рыцари с пушками.
Так плохо, что хорошо: фильмы категории B
От фильмов с фестиваля «Сандэнс» до классики guilty pleasure.
Стабилизация пиратского рынка в России: всё больше людей готовы платить за легальный просмотр
За эрой пиратства приходит новая этика потребления и лидерство стримингов.
Также рекомендуем
Спин-оффы «Пацанов» и «Джона Уика», а также новый хит Кинопоиска.
В июле на стримингах было много социалки: вышли два комедийных социальных хоррора, про каннибалов в Нью-Йорке и оборотне...
Длинная дорога от онлайн-энциклопедии до онлайн-кинотеатра.
Сериал от режиссёра фильма «Сегодня погибли наши герои».
Спин-оффы «Пацанов» и «Джона Уика», а также новый хит Кинопоиска.
В июле на стримингах было много социалки: вышли два комедийных социальных хоррора, про каннибалов в Нью-Йорке и оборотне...
Длинная дорога от онлайн-энциклопедии до онлайн-кинотеатра.
Сериал от режиссёра фильма «Сегодня погибли наши герои».

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00